СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинительные союзы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинительные союзы

Просмотр содержимого документа
«Сочинительные союзы»

                    Семнадцатое марта  Классная работа «Сочинительные союзы»     

  Семнадцатое марта Классная работа

«Сочинительные союзы»

 

Цели урока : * изучить группы сочинительных союзов, их значение;  * научиться выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями .

Цели урока :

* изучить группы сочинительных союзов, их значение;

* научиться выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями .

Найдите в предложениях союзы. Определите их роль и значение . 1. Звезды меркнут и гаснут. 2. Он был не только умен, но и талантлив. 3. Судят не по словам, а по делам. 4. Оля выполнила задание, но сделала ошибки. 5.Либо сегодня, либо завтра приедет бабушка. 6. Мы поедем в Тулу или в Москву?

Найдите в предложениях союзы. Определите их роль и значение .

1. Звезды меркнут и гаснут.

2. Он был не только умен, но и талантлив.

3. Судят не по словам, а по делам.

4. Оля выполнила задание, но сделала ошибки.

5.Либо сегодня, либо завтра приедет бабушка.

6. Мы поедем в Тулу или в Москву?

Звезды меркнут и гаснут.  Он был не только умен, но и талантлив. Судят не по словам, а по делам. Оля выполнила задание, но сделала ошибки. Либо сегодня, либо завтра приедет бабушка.  Мы поедем в Тулу или в Москву? перечисление  Противопоставление, сопоставление Ввзаимоисклю-чение, чередование
  • Звезды меркнут и гаснут.
  • Он был не только умен, но и талантлив.
  • Судят не по словам, а по делам.
  • Оля выполнила задание, но сделала ошибки.
  • Либо сегодня, либо завтра приедет бабушка.
  • Мы поедем в Тулу или в Москву?

перечисление

Противопоставление,

сопоставление

Ввзаимоисклю-чение,

чередование

Разряды сочинительных союзов   Солнце светит и греет. Солнце светит, но не греет. Солнце то выходит, то заходит. соединительный союз  и то, и это  противительный союз  не то, а это  или то, или это разделительный союз

Разряды сочинительных союзов

Солнце светит и греет.

Солнце светит, но не греет.

Солнце то выходит, то заходит.

соединительный союз

и то, и это

противительный союз

не то, а это

или то, или это

разделительный союз

Разряды сочинительных союзов соединительные союзы и, даже, также, как …так и, ни…ни, и…и, не только … но и, да противительные но, а, да, зато, однако, же разделительные или, либо, то…то, не то не то, или…или

Разряды сочинительных союзов

соединительные союзы

и, даже, также, как …так и, ни…ни, и…и, не только … но и, да

противительные

но, а, да, зато, однако, же

разделительные

или, либо, то…то, не то не то, или…или

Найдите в предложениях союзы и определите их разряд 1.Кр..сота до вечера, а д..брота навек. 2.Либо пан, либо пропал. 3. Поск..рее выр..стай и к работе посп..вай. 4.Как аукнется, так и откликнется. 5. Либо ры..ку съесть, либо (на) мель сесть. 6.Без нитки да иголки шубы (не) пошить.

Найдите в предложениях союзы и определите их разряд

  • 1.Кр..сота до вечера, а д..брота навек.
  • 2.Либо пан, либо пропал.
  • 3. Поск..рее выр..стай и к работе посп..вай.
  • 4.Как аукнется, так и откликнется.
  • 5. Либо ры..ку съесть, либо (на) мель сесть.
  • 6.Без нитки да иголки шубы (не) пошить.
«Угадай пословицу»   Отгадайте пословицы, объясните смысл, запишите в тетрадь. Объясните роль союза . не, словам ,по ,а, делам, судят; товарища, лучше, себя, а, не, ищи, хуже; да, ягодка, на, красна, вкус, горька.

«Угадай пословицу»

Отгадайте пословицы, объясните смысл, запишите в тетрадь. Объясните роль союза .

  • не, словам ,по ,а, делам, судят;
  • товарища, лучше, себя, а, не, ищи, хуже;
  • да, ягодка, на, красна, вкус, горька.
ПРОВЕРИМ Не по словам судят, а по делам.(противит.) Ищи товарища лучше себя, а не хуже.(противит.) Красна ягодка, да на вкус горька. (противит).

ПРОВЕРИМ

  • Не по словам судят, а по делам.(противит.)
  • Ищи товарища лучше себя, а не хуже.(противит.)
  • Красна ягодка, да на вкус горька. (противит).
   Роль союза И    Роль союза И в предложении ↓ ↓ ↓  [ ], и [ ]. и O, и O O и O

Роль союза И

Роль союза И в предложении

↓ ↓ ↓

[ ], и [ ]. и O, и O O и O

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ СОЮЗЕ И  1. Звенит капель, и солнце светит. 2. И ребята, и взрослые пришли на праздник. 3. В лесу мне попадались рыжики и лисички.  Соотнесите схемы и предложения:  1.[ ], и [ ] 2. и O, и O 3. O и O

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ СОЮЗЕ И

  • 1. Звенит капель, и солнце светит.
  • 2. И ребята, и взрослые пришли на праздник.
  • 3. В лесу мне попадались рыжики и лисички.

Соотнесите схемы и предложения:

1.[ ], и [ ] 2. и O, и O 3. O и O

Проверим  1. Звенит капель , и солнце светит. 2. И ребята , и взрослые пришли на праздник. 3. В лесу мне попадались рыжики и лисички.  1. [ ], и [ ] 2. и O, и O 3. O и O

Проверим

  • 1. Звенит капель , и солнце светит.
  • 2. И ребята , и взрослые пришли на праздник.
  • 3. В лесу мне попадались рыжики и лисички.

  • 1. [ ], и [ ]
  • 2. и O, и O
  • 3. O и O
СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВИВ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.   1. Дети бегали по тропинкам и купались на озере и в речке. 2. В чистом и прозрачном воздухе нивы и деревья были свежи и красочны. 3.Орлы подолгу парят в воздухе описывая круги и незаметно теряя высоту плавно снижаются. 4. Играют волны ветер свищет и мачта гнется и скрипит.

СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВИВ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.

  • 1. Дети бегали по тропинкам и купались на озере и в речке.
  • 2. В чистом и прозрачном воздухе нивы и деревья были свежи и красочны.
  • 3.Орлы подолгу парят в воздухе описывая круги и незаметно теряя высоту плавно снижаются.
  • 4. Играют волны ветер свищет и мачта гнется и скрипит.
Проверяем 1. Дети бегали по тропинкам и купались на озере и в речке. 2. В чистом и прозрачном воздухе нивы и деревья были свежи и красочны. 3.Орлы подолгу парят в воздухе, описывая круги, и, незаметно теряя высоту, плавно снижаются. 4. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит.

Проверяем

  • 1. Дети бегали по тропинкам и купались на озере и в речке.
  • 2. В чистом и прозрачном воздухе нивы и деревья были свежи и красочны.
  • 3.Орлы подолгу парят в воздухе, описывая круги, и, незаметно теряя высоту, плавно снижаются.
  • 4. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит.
          Ответы на тест:   1. 1А,2А; 3Б,4Б; 5В,6В, 2. 2Б 3. 3А 4. А,В 5. А,В

Ответы на тест:

1. 1А,2А; 3Б,4Б; 5В,6В,

2. 2Б

3. 3А

4. А,В

5. А,В

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ 1.КАКОВА РОЛЬ СОЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ? 2. КАКИЕ РАЗРЯДЫ СОЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗ ВЫ ЗНАЕТЕ? 3. В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕ СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД СОЮЗОМ И?

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

  • 1.КАКОВА РОЛЬ СОЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ?
  • 2. КАКИЕ РАЗРЯДЫ СОЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗ ВЫ ЗНАЕТЕ?
  • 3. В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕ СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД СОЮЗОМ И?
РЕФЛЕКСИЯ   Я СЕГОДНЯ УЗНАЛ… МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО… МНЕ БЫЛО ЛЕГКО… МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ ТРУДНЫМ…

РЕФЛЕКСИЯ

  • Я СЕГОДНЯ УЗНАЛ…
  • МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…
  • МНЕ БЫЛО ЛЕГКО…
  • МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ ТРУДНЫМ…
Спасибо за работу на уроке .
  • Спасибо за работу на уроке .