Просмотр содержимого документа
«Сочинительные союзы»
Семнадцатое марта Классная работа
«Сочинительные союзы»
Цели урока :
* изучить группы сочинительных союзов, их значение;
* научиться выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями .
Найдите в предложениях союзы. Определите их роль и значение .
1. Звезды меркнут и гаснут.
2. Он был не только умен, но и талантлив.
3. Судят не по словам, а по делам.
4. Оля выполнила задание, но сделала ошибки.
5.Либо сегодня, либо завтра приедет бабушка.
6. Мы поедем в Тулу или в Москву?
- Звезды меркнут и гаснут.
- Он был не только умен, но и талантлив.
- Судят не по словам, а по делам.
- Оля выполнила задание, но сделала ошибки.
- Либо сегодня, либо завтра приедет бабушка.
- Мы поедем в Тулу или в Москву?
перечисление
Противопоставление,
сопоставление
Ввзаимоисклю-чение,
чередование
Разряды сочинительных союзов
Солнце светит и греет.
Солнце светит, но не греет.
Солнце то выходит, то заходит.
соединительный союз
и то, и это
противительный союз
не то, а это
или то, или это
разделительный союз
Разряды сочинительных союзов
соединительные союзы
и, даже, также, как …так и, ни…ни, и…и, не только … но и, да
противительные
но, а, да, зато, однако, же
разделительные
или, либо, то…то, не то не то, или…или
Найдите в предложениях союзы и определите их разряд
- 1.Кр..сота до вечера, а д..брота навек.
- 2.Либо пан, либо пропал.
- 3. Поск..рее выр..стай и к работе посп..вай.
- 4.Как аукнется, так и откликнется.
- 5. Либо ры..ку съесть, либо (на) мель сесть.
- 6.Без нитки да иголки шубы (не) пошить.
«Угадай пословицу»
Отгадайте пословицы, объясните смысл, запишите в тетрадь. Объясните роль союза .
- не, словам ,по ,а, делам, судят;
- товарища, лучше, себя, а, не, ищи, хуже;
- да, ягодка, на, красна, вкус, горька.
ПРОВЕРИМ
- Не по словам судят, а по делам.(противит.)
- Ищи товарища лучше себя, а не хуже.(противит.)
- Красна ягодка, да на вкус горька. (противит).
Роль союза И
Роль союза И в предложении
↓ ↓ ↓
[ ], и [ ]. и O, и O O и O
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ СОЮЗЕ И
- 1. Звенит капель, и солнце светит.
- 2. И ребята, и взрослые пришли на праздник.
- 3. В лесу мне попадались рыжики и лисички.
Соотнесите схемы и предложения:
1.[ ], и [ ] 2. и O, и O 3. O и O
Проверим
- 1. Звенит капель , и солнце светит.
- 2. И ребята , и взрослые пришли на праздник.
- 3. В лесу мне попадались рыжики и лисички.
СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВИВ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.
- 1. Дети бегали по тропинкам и купались на озере и в речке.
- 2. В чистом и прозрачном воздухе нивы и деревья были свежи и красочны.
- 3.Орлы подолгу парят в воздухе описывая круги и незаметно теряя высоту плавно снижаются.
- 4. Играют волны ветер свищет и мачта гнется и скрипит.
Проверяем
- 1. Дети бегали по тропинкам и купались на озере и в речке.
- 2. В чистом и прозрачном воздухе нивы и деревья были свежи и красочны.
- 3.Орлы подолгу парят в воздухе, описывая круги, и, незаметно теряя высоту, плавно снижаются.
- 4. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит.
Ответы на тест:
1. 1А,2А; 3Б,4Б; 5В,6В,
2. 2Б
3. 3А
4. А,В
5. А,В
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
- 1.КАКОВА РОЛЬ СОЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ?
- 2. КАКИЕ РАЗРЯДЫ СОЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗ ВЫ ЗНАЕТЕ?
- 3. В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕ СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД СОЮЗОМ И?
РЕФЛЕКСИЯ
- Спасибо за работу на уроке .