МОУ «Гимназия №19»
Методическое сообщение
на тему:
«Содержание и методика работы на уроках ритмики»
Подготовила: Беляева В.Н.
.
Саранск
Музыка и движение являются основными средствами ритмической тренировки. Передача в движении ритма сменяющихся разнохарактерных тем – основной метод ритмической тренировки, путь к развитию и совершенствованию чувства ритма.
Музыкальный ритм имеет ту особенность, что, помимо временных соотношений звуков, т. е. разнообразных сочетаний звуков разной длины, он заключает в себе некое своеобразное внутреннее состояние, выраженное в характере музыки, в ее динамических оттенках, в построении музыкальной мысли. Отражая эти особенности музыкального ритма, движение получает внутреннюю содержательность и эмоциональную окраску, оставаясь в то же время свободным. Этого не могло бы быть при пользовании, например, словесным ритмом. Здесь содержание движения было бы точно определено словесным текстом. Громадные преимущества имеет музыкальный ритм и перед ударным ритмом – пользование последним привело бы к механической передаче рисунка из частых и редких ударов, лишая движение содержания и эмоциональной насыщенности. Именно музыкальный ритм, отличающийся неисчерпаемым многообразием, используется в целях воспитания чувства ритма.
Движение на ритмических занятиях применяется самое разнообразное: и гимнастическое, и танцевальное, и бытовое, и осмысленное содержанием. Студент (учащийся) должен быть ритмичен во всех своих проявлениях. При создании роли, сценического образа. Это также важно, как и при исполнении танца, какого-нибудь сложного прыжка, акробатического номера. Обращая главное внимание на ритмический момент движения, т. е. распределение элементов движения во времени и пространства и дозировку мускульного напряжения, необходимо также обратить внимание и на технику выполнения движения.
Самая природа ритмических упражнений – передача в движении ритма прослушанной музыкальной темы – требует от занимающегося постоянного сосредоточения внимания. На ритмическом уроке только отдельные моменты движения бывают построены на показе упражнения преподавателем. В основном же импульсом для движения служит прослушанная музыка. Уловить, запомнить, передать в движении – таков ход большинства упражнений.
Характерной чертой ритмических занятий является большое количество заданий на коллективное выполнение упражнений. Распределение частей и фраз музыкального отрыва между группами и отдельными лицами, передвижение этих групп по площадке в заранее установленном порядке – форма работы, часто применяемая на ритмическом уроке. Несвоевременное вступление в общее движение по площадке, незнание заранее принятого плана движения кем бы то ни было из участников, срывают общую задачу, делают невозможным ее завершение! Это заставляет всех, участвующих в упражнении быть начеку, точно ориентироваться как в расположении пространственных линий построения, так и в распределении и передвижении отдельных групп или лиц, т. е., говоря иными словами, развивает ориентировку в пространстве и коллективе. Важная особенность значительной части ритмических упражнений заключается в том, что исполняющему упражнение приходится выполнять несколько задач одновременно: шагами передавать ритмический рисунок музыкальной темы, а руками дирижировать в данном музыкальном размере и т. п. Подобные упражнения развивают координацию движений. К этой же категории следует отнести и многочисленные упражнения с предметами, в которых всевозможные действия с предметами соединяются с передвижениями по площадке, перестроениями коллектива и т. д.
Значительную часть урока составляют упражнения текущего характера. Это чисто тренировочные упражнения, не требующие заучивания. Они ставят перед учащимися задачу быстрой ориентировки в условиях упражнения и немедленного разрешения поставленной упражнением задачи. Постоянная смена все новых и новых тренировочных условий – характерная черта ритмических занятий.
Другая форма упражнений – движения в определенных, зафиксированных временных и пространственных границах. Такие упражнения строятся на основе законченного музыкального отрывка, дающего упражнению законченную форму. Они имеют определенное пространственное расположение, определенный рисунок движения. Такие движения должны быть заучены. Необходимо добиваться чистоты и точности их исполнения. Они могут иметь самое разнообразное содержание: гимнастическое упражнение, пляска, игра, упражнение с предметом. В тех случаях, когда такие фиксированные упражнения представляют собой завершение какого-то этапа работы, суммируя комплекс полученных навыков, они носят название «ритмических этюдов». Это наиболее крупная и законченная форма ритмических упражнений.
Основы обучения музыкально-ритмическим упражнениям.
Обучение музыкально-ритмическим упражнениям – это прежде всего педагогический процесс. Он требует планомерной и методически правильной организации действий преподавателя и учащихся. Учащиеся должны научиться правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности, а преподаватель должен организовать и вести обучение движениям. Наибольшая часть учебного времени затрачивается на освоение основ музыкальной грамоты, специальных упражнений на связь движений с музыкой.
В процессе освоения курса музыкально-ритмического воспитания решаются следующие основные задачи:
- содействие всестороннему, гармоническому развитию учащихся, укрепление здоровья:
- воспитание комплекса музыкально-двигательных качеств, обеспечивающих основу для всестороннего развития учащихся;
- формирование профессионально-педагогических навыков и умений проводить упражнения под музыку;
- воспитание эстетических, моральных и волевых качеств.
Помимо основных задач обучения музыкально-ритмическим упражнениям, в учебном процессе решаются различные частные задачи, которые определяются особенностями музыкального произведения, структурой и содержанием упражнений, уровнем подготовленности учащихся, условиями и направленностью обучения.
Реализация дидактических принципов
в обучении музыкально-ритмическим упражнениям
Процесс обучения упражнениям в курсе музыкально-ритмического воспитания в основном построен на реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности.
Принцип сознательности и активности предусматривает сознательное отношение к занятиям, воспитание у учащихся заинтересованности в овладении движениями во взаимосвязи с музыкой и осмысленного отношения к ним. Преподаватель должен стремиться: точно и доступно формировать музыкально-двигательную задачу, учитывая особенности учащихся; воспитывать у занимающихся способность к самооценке своих действий (мысленное воспроизведение, устное объяснение и т. д.); стимулировать постоянный интерес к занятиям, привлекать ребят к наблюдению за выполняемыми товарищами упражнениями и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений. Прослушивание музыки создает у учащихся представление о ее содержании и средствах музыкальной выразительности. Наглядное восприятие способствует более глубокому и прочному усвоению музыкально-ритмических упражнений, повышает к ним интерес. В курсе музыкально- ритмического воспитания используются различные приемы наглядности: прослушивание музыкальных произведений; демонстрация упражнений; словесный разбор средств музыкальной выразительности в сочетании с описаниями техники движений, изучения схем, рисунков, наглядных пособий.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала и соблюдения в обучении элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования музыкально-двигательных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения музыкально-двигательных заданий.