Тема НОД: «Солнечный цвет»
Цель: Расширить знания и представления о цветовой палитре солнечного цвета.
Задачи:
Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия.
Создать условия для экспериментирования с красками, получения новых оттенков, умения назвать их.
Формировать и активизировать словарь детей за счет слов и словосочетаний (светло-жёлтый, ярко-жёлтый, золотистый, охристый, морковный, янтарный, медный, огненный, рыжий и т.п.)
Развивать зрительное внимание, память, фантазию.
Содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения
Воспитывать эмоциональное восприятие, инициативность, самостоятельность.
Тип занятия: закрепление материала по цветоведению
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседы с детьми о тёплых и холодных цветах, рассматривание фотографий с изображение цветовой палитры разных сезонов – презентация. Чтение стихов про жёлтый цвет. Чтение рассказа Надежды Скворцовой «Солнечный цвет», Рассказ Романа «Путешествие солнечного луча»
Вид занятия: рисование-экспериментирование
Ресурсы: ноутбук; интерактивная доска. презентация со слайдами (Солнечный свет, закат солнца, рассвет солнца, изображения солнца в разных техниках и др.);
Материалы: акварельные краски, палитры, кисти для акварели 2-х размеров №3, №5; таблица смешивания цветов «Ягодка созрела» для педагога и бумажные полоски для детей с контурным изображением вишенки для детей, акварельная бумага, формата А4, А3; смайлики для оценки.
Ход:
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к солнышку. Вам нравится, когда светит солнышко? А какое оно? Ответы детей (доброе, светлое, ласковое, тёплое, лучистое). А какое у вас сегодня настроение? Возьмите смайлик, соответствующий вашему настроению.
Дети берут смайлики.
- Какого же цвета солнце? Ответы детей (жёлтого цвета)
Жёлтый — самый главный цвет,
Потому что это — свет!
Светят солнце и луна,
Светит лампа у окна.
Жёлтый свет у маяка.
Груша — жёлтые бока!
Жёлтый сыр,
И жёлтый мед!
- А помните, мы смотрели с вами презентацию о цвете и временах года? Как солнышко окрашивало в свои цвета овощи, фрукты, цветы, послушайте рассказ об этом. Рассказ называется «Цвет солнца»
Цвет солнца – это цвет жизни. Он царит во всём. Посмотри на лужайку в мае. Она вся покрыта жёлтыми, яркими цветами. Это одуванчики. Они раскрываются, как только выглянет солнце. А к вечеру, с последним солнечным лучом, закрываются. И лужайка опять зелёная. В июне кабачки созревают. У них жёлтые бока. Наступает август. Желтеет и наливается тыква, сама круглая, как солнце. В сентябре созреют яблоки антоновки. Их, лежащих под деревом, солнце тоже припекло.
В середине лета подсолнухи наденут золотую корону. Головки этих растений всегда поворачиваются к солнцу. В октябре клён сбросит золотые листья.
В саду много оранжевых, красных, ярких цветов. Они все – отражение солнца. Я соберу букет цветов. Они долго не увянут. Наберу чашку спелой малины. И сама пропитаюсь солнцем, буду излучать тепло. Даже зелёный цвет не появится без солнечных лучей. В тени растения будут бледными и хилыми.
Заметь, что семена всех плодов – жёлтые. Они не созреют без солнца. Даже человек без солнца не вырастит. Потому и купаемся мы в лучах солнца. Потому и радуемся, когда на небе солнышко играет.
Педагог: Давайте улыбнёмся друг другу, как будто солнышко заглянуло к нам в окошко!
Какие вы красивые!
А теперь мы сами станем как солнышко оживлять ягодку. Перед вами бумажные полоски с нарисованной ягодкой. Её надо раскрасить так, как раскрашивает солнышко: ягодка постепенно созревает, сначала нужно на палитру капнуть воды и разбавить её зелёной краской, в которую мы добавим немного красного цвета.
Педагог показывает на своём листе способ выполнения упражнения: кладёт на палитру немного зелёной акварельной краски; добавляет одну капельку красной смешивает, чтобы получился светло-розово-бурый цвет; раскрашивает первую ягодку светло-розовато зелёной краской; затем в эту краску на палитре добавляет ещё немного красной краски,- получился более яркий розовый цвет, - раскрашивает этим цветом вторую ягодку на полоске; потом добавляет ещё немного красной краски , смешивает, чтобы получился ярко - розовый цвет, и раскрашивает следующую ягодку на полоске и т.д. - Для последней ягодки педагог берёт чистую красную краску, добавляет в неё для ещё более густого и насыщенного цвета немного синей или капельку чёрной краски.
Дети выполняют это упражнение на своих полосках.
Педагог: Молодцы! Какие вы оказались хорошими солнышками. Ну, а теперь, мы с вами нарисуем солнце, каким оно бывает при восходе или закате. Давайте посмотрим презентацию.
1-й по 5-й слайды – солнце встаёт
6-й по 10-й слайды – солнце в зените
с 11-го по 14-й слайды – закат солнца
с 15-го по 23-й слайды – разбираем и называем палитру цветов.
Педагог: Очень хорошо, вы молодцы, много назвали цветов и теперь мы можем приступить к рисованию, но давайте сначала немного подвигаемся.
Динамическая пауза:
Вот как солнышко встает –
Выше, выше, выше! – дети поднимаются на носочки и тянут руки вверх
К ночи солнышко зайдет –
Ниже, ниже, ниже. – дети приседают
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется. - дети кружатся на месте
А под солнышком нам всем
Радостно живется! – дети прыгают на носочках.
Педагог: Перед вами на столах снова чистые палитры, на которых вы будете получать новые цвета и оттенки солнечного цвета. Самый светлый цвет на листе бумаги – белый – это цвет альбомного листа. Теперь мы рисуем на бумаге светло-жёлтым «колечко», получится белый круг и вокруг него мы дальше продолжаем рисовать жёлтым цветом, добавляя краску на палитру и смешивая тёплые цвета, получая при этом каждый раз новый оттенок жёлтого, золотисто-жёлтого, медового, оранжевого, алого, бордового и т.д. цветов.
Постарайтесь, чтобы между новыми цветами не было чёткой полосы. Цвета должны смешиваться друг с другом, как в радуге.
В заключении работы можно нарисовать чёрным цветом ветку от дерева, которое находится, как бы за границей листа, птичку, сидящую на ветке. Можно провести линию горизонта и превратить нижнюю часть рисунка в море или озеро с лодочкой. Пофантазируйте, представьте эту картинку в своём воображении и попробуйте её нарисовать.
Дети самостоятельно получают новые цвета на палитре, рисуют солнечный восход или закат, придумывают сюжет и название своей работы.
Рефлексия, подведение итогов
Педагог:
Спряталось куда-то
Солнце за окошком –
Я рисую солнце
Прямо на ладошке.
В небе плачут тучки,
Дождь холодный льётся,
А в моей ладошке
Солнышко смеётся!
И тепло приходит
Незаметно в дом,
И светлеет небо
За большим окном.
- Какие замечательные работы у вас получились! Если у вас улучшилось настроение, то вы можете выбрать себе другой смайлик или оставить тот же.