1.Организационный момент. 2. Постановка проблемы 3. Актуализация знаний 4.Физминутка. 5. Изучение нового материала. 6. Развитие и закрепление знаний (применение сообщающихся сосудов). 7. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание | -Что изображено на рисунке? -В какой из них можно налить больше жидкости? Почему? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, повторим необходимые знания, и изучим новые. Фронтальный опрос с использованием сигнальных карточек. -Какой буквой обозначается физическая величина: давление сила плотность ускорение свободного падения высота площадь опоры? -Показать основную единицу измерения физической величины: силы, площади, плотности, высоты, ускорение свободного падения, давления -Составьте определительную формулу давления. Учитель вызывает одного ученика записать ее на доске и выразить из нее силу давления. -Составьте формулу гидростатического давления жидкости. -Сформулируйте (устно) закон Паскаля. -Решить задачи-рисунки и выбрать ответ Учитель предлагает учащимся встать и выполнить упражнения, связанные с давлением твердых тел -Перед вами на слайде несколько предметов. Всех их называют сообщающимися. Как вы думаете, почему их так назвали? Что общего у названных предметов и сосудов у меня на столе? - Правильно, молодцы! - Значит, тема нашего урока… (фиксирует на доске тему урока) Формулирует определение: сосуды, имеющие общую (соединяющую их) часть называют сообщающимися. -На сегодняшнем уроке мы будем выступать в роли исследователей. Изучая новый материал, мы пройдем все этапы теории познания: новые факты выдвижение гипотезы экспериментальная проверка выводы применение на практике. - С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Я возьму самый простой по форме сообщающийся сосуд- U – образную трубку. Наливаю в него окрашенную воду, т.е. однородную жидкость, что можно сказать по этому опыту? Одинаковы ли будут уровни воды в трубках? Какой вывод? (показать линейкой, что вода на одном уровне). - А если сообщающиеся сосуды поднимать и опускать, наклонять в стороны, что будет происходить с уровнем жидкости в них? (учитель проверяет гипотезу учеников, продолжая опыт) - Посмотрите на этот красивый прибор у меня на столе.(рис. № 109, учебник А. В. Перышкин). - Охарактеризуйте его. - Какой вывод можно сделать? - Правильно. (формулирует 1-й закон сообщающихся сосудов) - А как это можно объяснить? -Покажем это теоретически Решим задачу-рисунок -Какой из сосудов можно заполнить доверху? - Объясните почему можно заполнить доверху только сосуд №2? - Вернемся к нашей проблеме выбора вместительного кофейника. Как можно решить эту проблему? - А что будет, если в сообщающиеся сосуды налить разные жидкости? Если в один сосуд налить воду, а в другой керосин. Как будут располагаться уровни? - Почему? Как это можно объяснить? - Посмотрите на слайд. У какой жидкости столб выше и почему? - Значит, какой вывод мы можем сделать? -Проверяем результат по таблице плотностей Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, “водяных затворах” в системе канализации. На слайде показана водомерная трубка бака. Объясните принцип действия этого прибора. Опыт №3: демонстрация самого простого фонтана - Объясните наблюдаемое явление в опыте. -Где можно использовать принцип работы данного прибора? Демонстрация действующей модели фонтана. -Во время ремонта актового зала школы возникла необходимость наметить на стенах горизонтальную линию. Как можно это сделать, используя сообщающиеся сосуды? Проводится групповая работа по выполнению минипроекта «Изготовление сообщающегося сосуда» Задание первой группе: - используя свой изготовленный сообщающийся сосуд, проверить горизонтальность подоконника. Задание второй группе: - используя свой изготовленный сообщающийся сосуд, проверить горизонтальность крышки парты. - А вот фотографии шлюзов. -Используя схему устройства шлюза и схему шлюзования судов, объясните, как проводят корабль через шлюзы. -Назовите примеры сообщающихся сосудов. -Продемонстрировать электрический чайник с использование принципа сообщающихся сосудов. Покажите, где в этом чайнике имеются сообщающиеся сосуды? -Сформулировать законы сообщающихся сосудов, с которыми ознакомились на уроке. -Где используются сообщающиеся сосуды? -Выразите свое отношение к уроку сигнальными карточками. -Выставление оценок. Домашнее задание | -на рисунке два кофейника. Ширина их одинакова, а высота разная дают различные ответы на вопросы по команде учителя: «ответ» учащиеся все вместе одновременно поднимают, соответствующую названной величине, карточку с ее буквенным обозначением р, F ρ g h S Учащиеся карточки переворачивают обратной стороной и по команде учителя поднимают ответ Н, , , м, Па Каждый ученик перед собой, используя карточки, выкладывает формулу давления Каждый ученик перед собой, используя карточки, выкладывает формулу гидростатического давления жидкости -Давление в жидкости и газах передается во все стороны одинаково. Учащиеся поднимают по команде учителя карточку с выбранным номером ответа №3-3, №4-2, №5-1, №6-3 Учащиеся по команде учителя изменяют давление в 2, 4 раза на пол, стоя на одной ноге, на двух ногах, на носочках, на пяточках, потом задание повторяется в подскоках на месте. Предлагают варианты ответов. - Общее основание, по два совмещенных сосуда. (в ходе рассуждения ученики подходят к данной идеи) - Сообщающиеся сосуды Учащиеся записывают в тетрадь тему и определение - Вода установится на одном уровне. - Уровни жидкости будут одинаковыми. - Это тоже сообщающиеся сосуды. - Форма трубок различная. - Разное сечение трубок. - Вода в каждой трубке на одном уровне. - В сообщающихся сосудах жидкости устанавливаются на одном уровне, форма трубок и сечение не влияют на это. - Вода покоится, поэтому давление в обоих сосудах одинаковое. Значит и уровни жидкости должны быть одинаковые. Номер ответа учащиеся показывают карточкой -На рисунке сообщающиеся сосуды, жидкость в них устанавливается на одном уровне. Поэтому высокие сосуды никак нельзя долить доверху, вода будет выливаться через сосуд №2 - Кофейник и трубка носика - сосуды, которые связаны между собой, и жидкость в них устанавливается на одном уровне. Поэтому высокий кофейник никак нельзя долить доверху, вода будет выливаться через носик. Кофейники вмещают одинаковое количество жидкости. - Уровни будут различными. - У жидкостей различные плотности. - Выше у керосина, потому что у него плотность меньше. - Чем больше плотность жидкости, тем меньше высота ее столба. Более того, можно сказать: во сколько раз больше плотность жидкости, во столько раз меньше ее высота Дают объяснение на основе законов сообщающихся сосудов. - Вода из резервуара течет по трубке и стремится подняться до того же уровня, что и в большом сосуде. Но трубка заканчивается, и вода бьет фонтаном вверх. Методом мозгового штурма появляется решение -две стеклянные трубки, соединенные длинным резиновым шлангом, заполнит водой. Держа одну из трубок у стены, сделать отметку уровня, отойти вместе с другой трубкой и вновь сделать отметку, точки соединить, операцию повторить. Выполнение работы, используя раздаточный материал, и защита проектов Группы реализуют решение проблемной ситуации. Шлюз используется для перевода судов с одного уровня реки на другой. Устройство шлюза также основано на принципе сообщающихся сосудов: жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне. Когда ворота 1 открываются, вода в верхнем течении и шлюзе устанавливается на одном уровне и т.д., когда последние ворота откроются, уровень воды в шлюзе и нижнем течении сравняется, корабль будет опускаться вместе с водой и сможет продолжить плавание Усвоил новое знание и научился применять его на практике -зеленый сигнал; усвоил новое знание, но еще нужна помощь- желтый сигнал; испытываю затруднения- красный сигнал. | Слайд №1 Слайд №2 Слайды №3, №4, №5, №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №2 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 Слайд №15 слайды № 16, 17 слайд № 18 Слайд №19 |