СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение "Формы проведения классного часа".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение по теме "Формы проведения классного часа" предлагается в помощь классному руководителю. В данной разработке представлены интересные формы проведения классных часов  в основной и средней школе.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Формы проведения классного часа".»













Сообщение

«Формы проведения классного часа»


Классный руководитель 8 класса

МБОУ-ООШ №20

х. Сальский Кагальник

Петренко С.Е., ноябрь,

2022-2023 учебный год





























Классный час - одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у студентов системы отношений к окружающему миру. В ходе классных часов планируется коллективная жизнь группы или техникума, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного коллективного творческого дела, и само дело (воспитательное мероприятие).

Цели и задачи классного часа:

-Формирование знаний по вопросам политической, экономической и социальной жизни, о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни.

-Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетических качеств личности.

-Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними.

-Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

-Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности

-Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности учащихся.

Функции классного часа:

-Просветительская – расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебной программе.

-Ориентирующая – формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности; выработка определенной иерархии материальных и духовных ценностей.

-Направляющая – переход разговора о жизни в область реальной практики, направляя их деятельность.

-Формирующая – реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения.

Основные принципы деятельности при организации и проведении классных часов:

Принцип взаимосвязи сознания и деятельности предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение подростка.

Принцип личностно-ориентированного подхода предполагает приоритетное внимание к развитию личностных качеств.

Принцип вариативности предполагает гибкое следование программе воспитательной работы и корректировку содержания работы .

Принцип продуктивности - получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности подростка.

Содержание классного часа

Содержание классных часов согласуется с программой воспитательной работы и соответствует следующим направлениям:

гражданско-патриотическое воспитание;

нравственное воспитание;

правовое воспитание;

физическое и умственное развитие личности.

Требования к содержанию классного часа:

Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок – к суждениям.

В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности – проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.

Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.

Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства студентов, положительные эмоции.

В содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть. Подготовка к классному часу:

определение темы классного часа, формулировка его целей исходя из задач воспитательной работы с коллективом;

тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач, исходя из требований к содержанию классного часа;

составление плана подготовки проведения классного часа;

подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора;

определение целесообразности участия в классном часе учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей;

Организация и проведение классного часа

Классный час состоит из нескольких частей:

вступительная часть – постановка вопроса;

основная (содержательная) часть – материал для решения вопроса;

заключительная часть – решение вопроса и определение его жизненного значения.

1. Дискуссионные формы проведения классного часа

1. Диспут. Диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой урока-диспута. Главная ценность этой формы проведения классного часа состоит в том, что в его ходе формируется диалектическое мышление. Но диспут позволяет решать и многие другие педагогические и воспитательные задачи.

Во – первых, учащиеся учатся высказывать свое мнение и обосновывать его.

Во – вторых, подростки приучаются к диалогу, т. е. вникают в доводы оппонента, обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы.

2. Дискуссия. Дискуссия - это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность.

3. Конференция. Конференция - собрание, совещание представителей для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Этапы подготовки конференции:

Определение темы.

Оповещение о сроках проведения.

Программа (план) конференции.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для каждого участника конференции.

Проведение конференции.

Подведение итогов. Обсуждение.

4. Круглый стол. Круглый стол - форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке; совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников.

5. Гостиная. Гостиная - одна из форм культурно-досугового общения. Гостиные бывают театральные, музыкальные, литературные. В формате гостиной могут проводиться встречи с интересными людьми, вечера-воспоминания об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателях, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

6. Салон. Салон как мероприятие - это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны - это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов 18 – 19 веков, вечер, на котором «хозяйка» принимает гостей.

7. Лекторий. Лекторий - это продуманный и распланированный на какой-то промежуток времени цикл лекций по установленной тематике. Организация и методика проведения лекториев согласовывается с задачами и планами воспитательной работы. Организация работы лектория включает в себя выбор тем, подбор лекторов, разработку лекций, оповещение слушателей, подготовку технических и наглядных средств и места, где проводится мероприятие. Выбор тем лекций и докладов определяется важнейшими событиями жизни страны, актуальными задачами воспитания. Тематика лекций составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения ориентировочно определяется на 3-6 мес. вперед. С темой лекции организаторы лектория знакомят каждого выступающего за 1-2 мес. до выступления, чтобы они имели достаточное время для подготовки. К каждой лекции подбираются соответствующие наглядные пособия, готовятся презентации.

8. Вечер вопросов и ответов. Классный руководитель и учащиеся имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы.

9. Аукцион. Правила аукциона: на аукцион выставляются вопросы. Весь аукцион состоит из 4 лотов: 1-й лот – 5 вопросов, 2-й лот – 4 вопроса, 3-й лот (кот в мешке) – 3 вопроса, 4-й лот (шанс) -2 вопроса. Торги идут от начальной цены вопроса. Цена вопроса исчисляется в денежных единицах аукциона, например, «дублях». Та команда, которая хочет «купить» вопрос, поднимает карточку. «Покупает» вопрос та команда, которая дает наибольшую цену за вопрос. Отвечают все команды, в случае верного ответа они получают начальную цену вопроса, а если нет, то из денег вычитается проигранная сумма. Команда, «купившая» вопрос, отвечает обязательно. Остальные могут не отвечать, но не более двух раз, иначе будут сняты с торгов. Штрафуется команда, выкрикивающая с места, на сумму лота. За 3 штрафа команда удаляется с аукциона. Помощник ведущего ведет счет.

2. Мероприятия состязательного характера

1. Конкурс. Конкурсные программы - это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс - это и есть момент сравнения. Конкурсные программы позволяют:

-сформировать адекватную самооценку;

-развить волевые качества;

-воспитать эстетический вкус;

-самоопределиться в мире увлечений и профессий.

Экологические конкурсы. Они направлены на расширение познаний о природе, природопользовании, на привлечение внимания к проблемам сохранения и развития растительного и животного мира;

развлекательные конкурсы: «А ну - ка, парни!», «А ну - ка, девушки!», «Поле чудес», «Сто к одному»;

2. Викторина. Викторина - вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.

Этапы подготовки и проведения викторины:

Выбирается тема.

Подбираются литература, игровые материалы.

Студенты делятся на команды (не более 10 чел.), выбираются капитаны.

Викторина проводится в несколько этапов, в которых задействованы все члены команд.

Каждому задается один вопрос от учащихся команды-соперницы. В случае неверного ответа право ответа переходит к игроку противоположной команды.

3. Смотр. Смотр - публичный показ достижений и результатов какой-либо общественно полезной деятельности коллективов, групп и отдельных людей с последующей оценкой достигнутого уровня и награждением победителей. Это еще и творческая учеба как для участников, так и для руководителей творческих коллективов. Смотр - это активизация клубной жизни и самодеятельных коллективов, придание нового импульса отдельным мастерам и исполнителям. Виды смотров:

смотры духовых оркестров;

смотры народных театров;

смотры цирковых коллективов;

смотры вокально - инструментальных ансамблей;

смотры изобразительного искусства, любительских фильмов, художественной фотографии;

4. Презентация. Презентация - представление общественности чего-то нового с определенными целями.

Виды презентаций:

Презентация проекта. Цель - информирование людей о каком-либо проекте, определение отношения к нему, поиск лиц, заинтересованных в поддержке разработки и реализации проекта. Этот вид презентации наиболее требователен к форме подачи, содержанию и подготовке, т. к. предполагает убеждение аудитории в необходимости осуществления разработки или воплощения проекта.

Презентация объема и содержания выполненных работ (отчет). Цель - представить определенной узкой группе людей результаты работ. Такая презентация менее требовательна к выполнению правил подготовки и вполне может быль спонтанной, если необходимые данные у вас под рукой и содержатся в полном порядке.

Презентация плана будущих работ. Такая презентация аналогична предыдущему виду, только объектом выступают будущие работы организации или личности. Целями ее могут являться: информирование определенного круга лиц о намеченных работах, описание намеченных работ - с тем, чтобы подвергнуть объект презентации критическому анализу и изменению.

Деловая презентация разворачивается через серию коммуникационных действий, которые направлены (или должны быть направлены) на вызов реакции или получение результата, удовлетворяющих цели презентатора. Требования к презентатору возрастают в прямой зависимости от числа людей, к которым он обращается. Презентация один на один требует меньшей подготовки, чем презентация для пяти и более человек. 

5. ТурнирТурнир - это состязание. В турнире участвует четное число игроков. В первом туре пары разбиваются на две группы по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и т. д. При нечетном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает в первом туре очко без игры. В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечетное количество игроков, то один игрок переводится в следующую, ближайшую, очковую группу. Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара проводила в турнире более одной игры. Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.

6. Путешествие.

7. Эстафета полезных дел. Группа разбивается на команды, каждая из которых в течение недели выполняет одно из общественно необходимых дел. В конце недели работа команд обсуждается и оценивается, оценка отражается на экране соревнования.

9. Олимпиада.

3. Творческие формы классных часов

1. Праздник. Праздник - это мероприятие, посвященное какому-либо торжественному событию. Формы проведения праздника весьма разнообразны - от детского утренника до массового шествия.

2. Фестиваль. Фестиваль - массовое празднество, показ достижений профессионального и художественного самодеятельного творчества. Цели и задачи фестиваля:

создание среды для творческого, профессионального общения обучающихся;

выявление ярких творческих индивидуальностей ;

приобщение студентов к искусству музыкального театра, воспитание в них чувства прекрасного, пробуждение творческих возможностей.

3. Устный журнал. Устный журнал - интересная форма проведения внеклассных занятий. Короткие, емкие, доступные научные сообщения чередуются диалогом основных ведущих журнала и литературно-музыкальными номерами. В устном журнале широко используется наглядность. Соответствующим образом оформляется сцена. Используются картинки, обозначающие страницы журнала, короткие фрагменты научных и художественных фильмов. Для отдельных номеров готовятся соответствующие костюмы. Устный журнал сопровождается презентацией, что делает мероприятие еще более наглядным, расширяет круг тем.

4. Концерт. Концерт - публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных и т. п. номеров по определенной, заранее составленной программе. Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов - дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные. Дивертисментные концерты составляются из музыкальных номеров различных жанров. Они, как правило, не имеют сюжетного построения. Тематические концерты посвящаются праздникам, юбилейным датам. Театрализованный концерт - разновидность тематического концерта, в котором номера различных музыкальных жанров соединяются в единое целое. Театрализованные тематические концерты посвящаются значимым датам. Они являются частью торжественного заседания, завершением смотров художественной самодеятельности, праздников музыки, музыкальных фестивалей