Чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и отсюда — имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребности читателя.
При работе с текстом выделяются следующие принципы:
- принцип самоактуализации (поддержка стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социальных возможностей);
-принцип индивидуальности (формирование личности: Как ты думаешь? Что новое ты узнал? Каковы твои действия?);
- принцип субъектности в процессе общения и сотрудничества в классе выбора (Какой способ работы ты выберешь? Какая форма работы тебе интересна?);
- принцип творчества (благодаря творчеству ребёнок выявляет свои творческие способности и задатки);
- доверия и поддержки (вера в ребёнка: я уверена, сегодня ты сможешь).
При анализе литературного произведения, в целях обогащения субъектного опыта учащихся, используются следующие приёмы:
1. Анализ образа конкретного героя. Предлагаю учащимся следующие задания: найти ответы на предложенные вопросы, подтвердить правильность, ложность утверждений; вставить глаголы, прилагательные, эпитеты, другие тропы, используемые автором при описании кого – либо или чего - либо; выбрать описание внешности, места события, отношения кого - либо к чему – либо.
2. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту. Например, при изучении комедии «Мещанин во дворянстве» учащимся предлагаю проблемные вопросы, где необходимо определить отрицательные и положительные черты героя.
3. Составление вопросов к тексту аналитического характера. На этапе закрепления учащимся предлагаю сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем эти вопросы они задают в парах или при работе в группе.
4. Рассказ от имени героя. Данный прием направлен на речевое развитие учащихся. Предлагаю учащимся такие задания: придумать, что могло бы случиться, если бы…, придумать новый конец текста или его продолжение.
5. Работа с иллюстрациями к произведению. Поскольку главным предметом изучения на уроке литературы является произведение художественной литературы, словесный текст, то работа с иллюстрациями направлена, прежде всего, на более глубокое его осмысление. Основная задача совместного обсуждения иллюстрации — понять, насколько она соответствует литературному тексту, какими средствами художник воплощает это соответствие или, наоборот, что в иллюстрации не соответствует художественным образам литературного произведения.
6. Урок-экскурсия.
Благодаря такому приёму ученик воспринимает художественное произведение не абстрактно, а напротив, приближенно к жизни и современности. Принцип наглядности позволяет представить себе картину произведения в реальной полноте. Принцип сознательности и личностной креативности заключается в том, что школьник так или иначе пытается поставить себя на место персонажа, прочувствовать все то, что чувствовал в этой ситуации и обстановке герой произведения.
7. Литературные гостиные и салоны.
Исследователь убеждает, что проблему не-чтения можно решить, если освободить чтение от бремени «обязательности». Одним из таких «ненавязчивых» приемов популяризации чтения является создание литературного салона, поскольку и учащиеся, и студенты воспринимают посещение мероприятий Салона как развлечение, приятное времяпрепровождение.
8. Литературная игра
На уроке нужно рассадить детей так, чтобы они обязательно могли видеть друг друга (например, в круг или овал). Учитель начинает со вступительного слова. Затем школьники, которым не были розданы роли, по очереди пересказывают роман по главам. В этот пересказ включаются вопросы героям, которые зачастую на уроках литературы так и остаются риторическими. Таким образом, во-первых, у школьника происходит не поверхностное изучение произведения, а глубокое, прочувствованное, осмысленное. Во-вторых, проработка образов включает так или иначе субъективную оценку ученика, то есть он некоторым образом домысливает образ.