| Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
Программа воспитания начального общего образования |
Сообщение на тему:
«Тьютор в системе инклюзивного образовании»
Выполнила работу
студентка Ш-22 группы
Юлкова Алина
2024 год
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
При реализации интегрированного обучения перед коллективом общеобразовательного учреждения возникают следующие задачи:
• создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся;
• помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
• психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ.
Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.
Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. «Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т.д.» (Петрова Е.Э. «Проблема тьюторства в инклюзивной школе» статья).
В инклюзивном образовании подобных специалистов в настоящий момент также называют педагог сопровождения, адаптор, куратор, освобожденный классный воспитатель, поддерживатель.
На практике тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи и т.д.), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития.
Цели и задачи в работе тьютора
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.
2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Описывая роль тьютора в социальной жизни ребенка с ОВЗ, И.В.Карпенкова предлагает 2 таблицы:
Таблица 1: «Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы».
Тьютор и подопечный:
формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.
Тьютор и учитель (учителя) класса:
обсуждает с учителем:
возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.
Тьютор и другие дети:
следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;
объясняет детям, как общаться с их одноклассником;
Тьютор и родители:
рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;
отвечает на вопросы родителей.
Таблица 2: Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития в школьной системе и роль тьютора в этом процессе.
Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции:
привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на… (имя учителя), слушай…»;
«Смотри на доску»;
«Возьми ручку, пиши»;
«Открывай учебник»;
«Открывай дневник» и т.п.
Ребенок выполняет рекомендации тьютора:
следит за организацией рабочего пространства ученика;
соотносит задания учителя с возможностями ученика;
если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;
если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.
Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.
Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других:
Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно
Ребенок перед началом уроков прощается с родителями,
после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором:
помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
В настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о детях с ОВЗ. А специалисты, имеющие на данный момент профессиональную подготовку, не учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзивного образования.
Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.
5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.
Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.
Основные направления работы с родителями:
- Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- Оказание родителям эмоциональной поддержки;
- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;
- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;
- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и др. От успешного вовлечения родителей в процесс выигрывают и дети, и родители.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
«При этом вся деятельность по сопровождению особого ребенка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребенок с особенностями развития». (Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010).
Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. «Сопровождать можно только идущего». (Ковалева Т.М. «Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации»).