Воспитание в коллективе и через коллектив — один из важных принципов воспитания, отражающий объективную закономерность человеческого общения. Воспитание в коллективе, с одной стороны, обеспечивает развитие индивидуальности, с другой — развивает общественное сознание его членов. Коллектив представляет особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива по педагогическому правилу: индивид в коллективе получает возможность всестороннего развития задатков.
Коллектив является высшей формой организации группы. Обязательный признак коллектива — педагогическое руководство им. Любое из объединений людей может не обладать признаками коллектива, но потенциальные возможности всегда там заложены. Правильное воспитание, считал А.С. Макаренко, должно быть организовано путем создания единого, сильного и влиятельного коллектива.
Коллектив воздействует на личность многогранно, всесторонне и многообразно. Личность в коллективе формируется наиболее целостно в мировоззренческом, нравственном и деятельностном планах. Совместная деятельность (сплоченность, обмен информацией), осуществляемая систематически и постоянно, порождает определенный социально-психологический климат коллектива, складывающийся из общественной морали, педагогической установки, взаимоотношений, настроений и мнений его членов.
Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями, которые можно условно отнести к трем основным группам:
1) Организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т.д.);
2) Воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношения миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);
3) Стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).
Значение коллектива в развитии личности подрастающего поколения сводится к следующему:
1) Формирование навыков сотрудничества и ценности социального взаимодействия в ходе совместной коллективной деятельности;
2) Коллектив предъявляет к каждому участнику определенные требования, которые ориентированы на формирование нравственных ориентиров деятельности, развитие определенных нравственных качеств;
3) Формирование таких свойств личности, как: сочувствие, взаимопомощь, терпимость, ответственность. Все это закладывается в ходе коллективной деятельности;
4) Формирование личностных качеств является следствием организованного воздействия коллектива на их становление;
5) Коллектив выступает механизмом передачи воспитательной и образовательной информации от педагога к учащемуся;
6) Воспитание трудолюбия. В коллективе происходит развитие трудовой деятельности детей. Именно коллектив стимулирует проявление трудовой активности ребенка, развивает трудовую инициативу.
Этапами развития личности в коллективе являются:
Этап становления. Происходит объединение людей в коллектив для организации какой-то совместной деятельности. Деятельность коллектива направляется ее целевым назначением. Все участники коллектива следуют единой цели. Это развивает в личности чувство социальной причастности к общей деятельности, желание сотрудничать для достижения общего блага. Данный этап завершается выделением в коллективе актива т.е. таких участников, которые обладают лидерскими качествами, проявляют социальную активность в тех или иных направлениях деятельности.
Этап усиления влияния коллектива на личность. Постепенно коллектив становится системным образованием, т.е. он включает в свой состав совокупность участников, которые связаны друг с другом и действуют сообща.
Этап коллективного роста. Он характеризуется личностным развитием каждого участника коллектива. Оно может быть связано с различными аспектами деятельности коллектива, в которых его участники проявляют себя с разных сторон.
Этап движения. На этой стадии происходит переход от развития личности к саморазвитию.
| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение на тему:
«Воспитание личности в коллективе»
Выполнила:
студентка Ш-22 группы
Соболева Арина
Ейск, 2022 г.