«Этические основы профессионального общения и педагогической этики в работе с учащимися и родителями»
Этика – это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали
(нравственности).
Однако есть и второе значение этого слова:
Этика - это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса,
общественной или профессиональной группы (Словарь русского языка.- М.:
Русский язык, 1988).
Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер
взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики (Словарь о этике./Под ред. И.С.Кона . – 5-е изд. М. 1983 г.)
В современной педагогической этике выделяются такие категории, как:
педагогическая справедливость,
профессиональный педагогический долг,
профессиональная честь и совесть,
достоинство,
педагогический авторитет,
самодисциплина.
Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики
Основными элементами педагогического такта являются :
- требовательность и уважительность к воспитаннику;
- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
- деловой тон общения;
- внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
- во внешнем облике педагога;
- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- в самокритичной оценке своего труда.
Взрослый, выступая в качестве родителя, воспитателя, учителя, часто пытается занять позицию «правого во всем». Мотивация такого поведения
взрослого подкрепляется внутренним убеждением: «раз я взрослый, значит, я
знаю, как лучше». Но всегда ли эта позиция педагогически оправдана, всегда
ли мы соблюдаем те этические нормы, общаясь с ребенком, которые нас характеризуют как педагога с большой буквы?
Сегодняшняя статистика не в пользу учительства. В 1993 году проведено
экспериментальное обследование 5 тысяч учащихся школ Хабаровского края,
Свердловской области, Екатеринбурга с точки зрении реализации прав ребенка. Результаты неутешительные:
1. В школах господствует авторитарный стиль общения в системе «администрация - учитель - ученик».
2. В школах широко практикуются различные виды насилия над учащимися.
Виды насилия:
• физическое оскорбление - в наибольшей степени ему подвергаются
учащиеся младших классов - 22%, 5-6 кл. - 5%. Это удар указкой, линейкой,
книгой и др. предметами,
• словесное оскорбление - в большей степени используется по отношению
к учащимся 5-6 кл. - 56%, начальной шк. - 42%; 7-8 кл. - 30%. Взрослый намеренно, сознательно пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство психического дискомфорта при помощи грубых слов и выражений. Характерная особенность - отсутствие свидетелей,
• публичное унижение - оскорбление при свидетелях (класс, друзья, др.
учителя, родители). В большой степени подвергаются учащиеся младших
классов - 70%, 5-6 кл. - 15%, 10-11 кл. - 0,5%.
• коллективное осуждение с унижением достоинства происходит при
пассивном или активном участии свидетелей, организованном учителем или
учителями, могут вовлекаться и родители. Начальная школа - 60%, 5-7 кл. -
40%.
• шантаж - угроза нежелательного, противоречащего этическим нормам
разглашения информации о ребенке или его семье с целью коррекции его поведения. Лидируют по данному показателю учащиеся 7-9 кл. - 70%, 10-11 кл. - 40%,
• наказание трудом - наиболее завуалированная форма. Начальная школа
- 92%, 5-9 кл. - 82%, 10-11 кл. - 15%.
Таким образом, в большей степени подвергаются различным видам унижения учащиеся начальной школы, в более «выгодном» положении находятся старшеклассники, но и тут не все благополучно.
Социологические исследования (1997 г.), проведенные в разных регионах
страны, показывают, что во многих школах педагоги только ограничиваются разговорами о гуманизме, признании прав школьников. Так, 46% опрошенных учителей не скрывают, что они пользуются авторитарными методами. Со своей стороны, ученики отмечают следующие недостатки, возникающие в процессе общения со своими наставниками: неудовлетворенность общим моральным климатом в школе высказали 69% респондентов, 77% опрошенных учащихся оскорблены тем, что большинство учителей кричат на учеников». Доброжелательность у большинства своих наставников отметили всего 20% респондентов, уважительное отношение к ученику как к личности независимо от успеваемости отметили 18%. Почти каждый третий (29%) признается: «Я чувствую, что многие учителя считают меня человеком второго сорта».
Основа такта - выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличи-
тельная черта тактичного педагога - высокая требовательность и искреннее
уважение к воспитуемым. Моральные принципы педагогического общения представляют собой одну из форм этического сознания педагога. В них выражаются наиболее обобщенные требования к этике общения педагога с учащимися. Принципы педагогического общения определяются целями воспитания, и в основе их лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с учениками. Это принципы:
- ненасилия (право ученика быть тем, что он есть),
- паритетности взаимоотношений,
- уважения труда познания ученика,
- уважения неудач и слез ребенка,
- уважения тяжелой работы роста,
- уважения самобытности ученика,
- безусловной любви воспитателя к воспитаннику,
- оптимальной требовательности и уважения,
- опоры на положительное в ребенке,
- компромиссности спорных решений.
Существуют несколько известных классификаций стилей общения педагога с учащимися. Хочется ознакомить с интересной классификацией
О. Бочаровой. В приведенных стилях общения автор затрагивает этический компонент деятельности педагога.
Стиль «Совместное творчество». Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога. При таком общении педагог и ученик находятся в паритетном положении, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
Стиль «Дружеское расположение». Продуктивен и данный вид общения. В его основе содержится искренний интерес к личности ребенка, к классу в целом, уважительное отношение к каждому. Следует учитывать, что дружественность должна иметь меру, не следует ее превращать в панибратские отношения с учащимися.
Стиль «Заигрывание». Крайняя форма «дружеского расположения», содержащая отрицательный заряд в отношениях с учащимися. Данный стиль более характерен для молодых учителей и является свидетельством неумения организовать продуктивное педагогическое общение. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный авторитет у воспитанников, что противоречит требованиям педагогической этики.
Стиль «Общение — дистанция». Во взаимоотношениях «учитель — ученик» постоянно ощущается дистанция во всех сферах общения: в обучении — «вы (ученики) не знаете — я (учитель) знаю», в воспитании — «слушайте меня (педагога) — я старше, имею опыт, ваши познания с моим несравнимы». Такая дистанционность во взаимоотношениях педагога и учащихся приводит к формализации системы социально-психологического взаимодействия между данными сторонами и не способствует созданию творческой атмосферы. Однако дистанция должна существовать. Она необходима в общей системе отношений педагога с учащимися и определяется степенью авторитета педагога в классе. Нередко педагог выбирает данный стиль общения интуитивно, так как ощущает необходимость самоутвердиться в ученической среде (характерно для лиц, начинающих педагогическую деятельность).
Стиль «Менторский», стиль «Устрашение». Негативные формы общения. Назидательность, нравоучения, страх разрушают творческую атмосферу и порождают дискомфорт общения. Подавление педагогом личной инициативы учеников приводит к пассивности и нежеланию участвовать в диалоговых формах общения.
При длительном контакте с учениками трудно принять сотрудничество как универсальную форму отношений. По-разному складываются отношения педагога с воспитанниками: кто-то в определенный момент нуждается в большем внимании, проявлении душевности и заботы со стороны учителя; с кем-то из учеников у вас сложились деловые отношения, и это устраивает обоих; а к поведению кого-то из учеников необходимо предъявить жесткие требования, вполне оправданные в этот момент. Свести всю сложность отношений в процессе общения к одному стилю как наиболее желаемому невозможно, поэтому следует исходить из реально складывающихся ситуаций в воспитательно-образовательном процессе с учетом профессиональной этики педагога.
Нельзя не затронуть вопрос этической защиты. Этическая защита - это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательств на ее достоинства. Специфика педагогической этической защиты заключается в том, что учащиеся плохо осознают наносимый ими (или им) морально-психологический урон.
Реализацию своего назначения этическая защита производит благодаря
трем функциям:
- сохранение педагогом собственного достоинства в общении,
- корректирование поведения воспитанника,
- сохранение достоинства ученика, нарушившего этические нормы по-
ведения в общении.
Каковы же способы скрытой педагогической защиты? По мнению Н.Е. Щурковой, существуют различные способы реагирования на негативные действия ученика в процессе общения, как более приемлемые, так и порождающие нарушение диалоговых форм общения. Приведем так называемые шесть «мягких» способов скрытой педагогической защиты:
1. «Вопрос на воспроизведение» - способ защиты, состоящий в том, чтобы
приостановить начавшееся общение на низком уровне, принижающее достоинство человека. Осуществляется педагогом с помощью вопроса и просьбы воспроизвести слова и действия, которые якобы оказались ему непонятными. Например, используются парадигмы типа: «Прости, я не понял, что ты хотел сказать», «Не мог бы ты (вы) повторить сказанное, я не расслышал».
Обычно ученик, пытавшийся спровоцировать педагога, психологически уже
не в состоянии после таких вопросов вести общение на избранном уровне.
2. «Вопрос об адресате» - педагогом инсценируется наивное непонимание
сказанного учеником. Суть данного способа в декларации невозможности
той формы общения, которую предлагает воспитанник. Используется вопрос
«Это вы мне сказали?» и дополняется мимикой недоумения и пластикой поиска, кому же собственно адресовано такое оскорбительное обращение.
3.«Окультуренное воспроизведение» - производится с целью корректирования поведения ученика. Демонстрация педагогом другой формы общения - культурной. Используется фраза «Если я правильно вас понял...» и добавляется то, что сказал или сделал бы педагог, но в другой вербальной, этической, поведенческой форме. При взаимном согласии можно считать, что общение удалось вывести на высокий уровень.
4. «Ссылка на личностные особенности» - способ, доступный для педагога
с сильным характером. Состоит в отстаивании каких-либо личностных качеств. «Я не привык к такому обращению», «Я не могу продолжать разговор в таком тоне». Педагог как бы сожалеет, что не может продолжить общение на таком уровне, но сказано это должно быть твердо и спокойно.
5. «Оправдание поведения» - способ, возвышающий воспитанника в данной
ситуации, подчеркивающий признание его достоинств и тем самым влияющий на изменение его низкого поведения. Используются фразы типа: «Вероятно, ты хотел...», «Наверное, ты думал...» и др. Этическая защита представляет собой своеобразное зеркало, в котором ученик как бы видит свои положительные возможные мотивы поступка. Психологически воспитанник невольно соглашается с позитивными предположениями, и уровень общения немедленно поднимается выше.
6. «Проявление доброжелательности» - способ веселого игнорирования того, что произошло. «Как хорошо, что вы напомнили мне...», «Если бы не вы, я бы совсем забыл...»
Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния.
Позиции педагога и родителей в подходе к ребенку всегда будут иметь
различия, объективные и неизбежные по своей сущности. Совместить эти позиции во благо ребенка, найти контакт с родителями - главная задача педагога. Отношения в системе «учитель - ученик - родитель» должны строго соответствовать нормам педагогической этики. Многие родители нередко «видят» учителя глазами своего ребенка. И даже незначительные нарушения
учителем этики во взаимоотношениях с учеником, малейшая несправедливость в оценке его учебного труда или нравственного поступка школьника не проходят бесследно, затрудняют контакт учителя и семьи. Установление доверия между учителем и родителем чрезвычайно важный и нелегкий шаг, так как исследования показывают, что большинство родителей учеников «группы риска» сами плохо учились в школе и, как результат этого, относятся к учителю со страхом, недоверием и чаще идут на конфликты. Именно с этой категорией родителей особенно необходимо соблюдение норм педагогической этики в силу их негативного настроя по отношению к школе.
В общении педагога с родителями учащихся есть свои особенности.
1. Педагог часто сталкивается с ситуацией, когда любовь родителя к ребенку делает его взгляды на поступки и требования учителей крайне субъективными (свойственно переплетение чувств: любовь, нежность к ребенку, с одной стороны, гнев, недовольство поведением, оценками - с другой). Любая негативная реакция со стороны учителя по отношению к ребенку может вызывать у такого родителя раздражение, неудовольствие. Слишком щедрая похвала в адрес ребенка - чувство смятения: «неужели так идеален, но я-то знаю, что это не так?» Следствие - недоверие педагогу, игнорирование его требований.
Вывод: поиск золотой середины - достоинства и недостатки должны быть
подмечены и сказаны в тактичной форме, без преувеличения, искренне.
2. Сформированная у большинства родителей стереотипная установка:
раз учитель приглашает в школу, то только с целью сообщить о плохом поведении ребенка, о плохой успеваемости и т. д. Родитель заранее настроен на неприятный разговор.
Вывод: снять отрицательную установку, чаще общаться с родителями
(продумать примерный график встреч) без какого-либо повода.
3. Следует учитывать, что стандартный сценарий проведения родительского собрания (оценки, успеваемость в целом, сбор денег на ремонт кабинета), где минимум информации и отсутствие подлинного педагогического общения, мало привлекает родителей.
Вывод: поиск новых нетрадиционных форм общения - тематические родительские собрания, родительские конференции и др.
Возможно выделить ряд причин, которые могут негативно отражаться на
отношениях педагога с семьей ученика:
- этическая неподготовленность учителя или родителей к педагогическому взаимодействию,
- разные уровни общей и педагогической культуры,
- отсутствие единых нравственных позиций на воспитание ребенка.
В общении с родителями недопустимо:
• предъявлять в категоричной форме требования,
• использовать нравоучительно-назидательный тон,
• сравнивать данного ребенка с другими учащимися,
• делать акцент только на отрицательные стороны личности ребенка,
• обвинять во всех недостатках воспитания только родителей.
Деловые взаимоотношения между учителем и родителями учащихся не
возникают сами собой. Они всегда результат сознательной, целенаправлен-
ной деятельности педагога.
Этика делового общения.
Общий этический принцип данной формы общения: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Некоторые принципы делового общения приведены ниже:
• не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого,
• попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы,
• не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить,
• рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать
саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей,
• не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных
делах, а тем более о проблемах,
• не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.
Общение педагога с коллегами можно условно разделить на две составляющие, которые тесно связаны друг с другом:
• формальные (официальные) - отношения между членами педагогического коллектива, которые проявляются непосредственно в производственном процессе (методические объединения, педагогические советы, совещания и т. п.),
• неформальные (неофициальные) - отношения между коллегами, которые выстраиваются на основе симпатии или антипатии и проявляются в форме сотрудничества и взаимопомощи, искренних дружеских связях или в ссорах и конфликтах друг с другом.
Формальные отношения обязывают каждого быть компетентным (профессионалом), проявлять исполнительскую дисциплину, быть нравственно ответственным за воспитательно-образовательный процесс, соблюдать профессиональную этику общения в отношениях друг с другом, с учащимися и их родителями.
Морально-психологический климат в коллективе определяется степенью
единства его официальной и неофициальной сторон общения. Взаимоотношения, сформированные на доброжелательности, искренности, соучастии и взаимопомощи между членами педагогического коллектива, должны отражаться на сфере официального общения, и наоборот.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.
Список литературы
1. Бочарова О. Учитель как субъект педагогического общения. — Кемерово, 1994. — 66 с.
2. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. — М., 1990.
3. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. — М., 1995.- 34 с.
4. Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. — М., 1996.-56с.
5. Краткий психологический словарь / Под ред А, В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1985.-С.25.
6. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — М.:Просвещение, 1992. — 224 с.
7. Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. — М., 1998. — 393 с.
8. Педагогический словарь / Под ред. Каджаспирова Г.М. и др..-М.:Академия, 2000.- С. 17.
9. Педагогический такт / Под ред. И. Зязюна // Народное образование. — 1990. — № 8. — С. 80-83.
10. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 416 с.
11. Страхов И. В. Психологические основы педагогического такта. — Саратов, 1972.
Приложение 1.
Клятва Сократа
«Как учитель и воспитатель я обязуюсь, уважать и защищать своеобразие
каждого отдельного ребенка; выступать за его телесную и душевную невредимость; уважать его порывы, внимать ему, принимать его всерьез; искать его согласие всему, что я причиняю его личности, как я это делал бы с взрослыми; истолковывать закон его развития, насколько он распознаваем, к добру и давать ребенку возможность принять этот закон; пробуждать его дарования и способствовать им; оберегать его там, где он слаб, содействовать ему в преодолении страха и вины, злости и лжи, сомнения и недоверия, плаксивости и эгоизма, когда ему это нужно; не ломать его волю - даже тогда, когда она кажется нелепой, но помогать ему поставить свою волю под контроль здравого смысла; обучать его таким образом совершенному использованию разума и искусству объяснять и понимать; готовить его к принятию ответственности в сообществе и за него; дать ему познать мир, каков он есть, не подвергая опасностям мира, каковы они есть; дать ему узнать, что такое и какова подразумеваемая хорошая жизнь; дать ему видение лучшего мира и твердую надежду, что он достижим; учить его тому, что верно, а не тому, что истинно, ибо «истина есть лишь у Бога». Сам обязуюсь я также, насколько это в моих силах, делать мою жизнь примером, как можно справиться с трудностями и искушениями нашего мира при его шансах, при собственных, всегда ограниченных возможностях, с собственной, всегда данной виной; по мере своих сил заботиться о том, чтобы приходящее поколение нашло мир, в котором стоит жить и в котором унаследованный груз и трудности не подавляют его идеи и возможности; публично обосновывать свои убеждения и дела, не избегать критики - особенно со стороны затронутых и специалистов, добросовестно проверять свои суждения; но противиться всем лицам и обстоятельствам - давлению общественного мнения, кулуарным интересам, должностным предписаниям, если они будут препятствовать моим здесь засвидетельствованным намерениям. Я подтверждаю это обстоятельство готовностью позволить в любое время измерять меня по содержащимся в нем масштабам»
(пер. с нем. СВ. Ельникова, НТФ ИРРО).