СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сопроводительная речь к презентации "Игровые технологии как инструмент повышения качества образования"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сопроводительная речь к презентации "Игровые технологии как инструмент повышения качества образования"»

Текст к презентации

«Игровые технологии как инструмент повышения качества образования»

1 слайд. Уважаемые коллеги, позвольте еще раз поприветствовать на…


2 слайд: Тема нашего семинара неслучайна. Она вытекает из методической темы школы.


Важной проблемой организации обучения в современной школе является активизация познавательной деятельности учащихся. Работая в школе педагоги наблюдают, что занятия по различным предметам не всегда вызывают у учащихся интерес, соответственно вызывают трудности в усвоении программного материала. Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения не происходит, создается лишь видимость учебной деятельности



Слайд 3. Эти вопросы каждый день задаёт себе учитель, и опять на помощь учителю приходит замечательное средство – игра.



Слайд 4 Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности.

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых её задач — обучение. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую

Игра – единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

Игра – способ научить ребенка, чему его никто не научит.

Это способ исследования пространства и времени.

Игра – средство коммуникации

В этой связи использование игровых технологий в школе способствует снятию ряда трудностей, связанных с запоминанием материала. Кроме этого, данные технологии учитель может использовать при изучении и закреплении материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к учебному предмету.

Слайд 5. Что же такое игра? Одно из толкований слова «игра» в словаре С.И. Ожегова звучит так: «Игра – создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений». 

И каждый современный педагог хочет любым путем создать такие ситуации и пытается найти практические решения, чтобы активно вовлечь ребенка в учебный процесс. 

В педагогике игра, наряду с трудом и обучением, понимается как вид развивающей деятельности в ситуациях условного воссоздания и усвоения общественного опыта...

У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра это ЖИЗНЬ. И когда он приходит в школу он продолжает играть. А мы учителя для создания комфортности пребывания ученика в школе, повышения мотивации к учёбе должны разговаривать с детьми на их языке.

Поэтому мы, обучаем детей используя, игровые технологии.

Слайд № 6 Под «игровыми технологиями» в педагогической науке понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком — четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью (Г.К.Селевко). Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Слайд 7 Цель применения игровой технологии и главная установка к действию - повышение качества знаний обучающихся, занимающее центральное место в учебном процессе. Независимо от того, направлено ли занятие на закрепление, контроль или усвоение нового материала, использование игровых приемов должно давать результат, ради которого и организуется это игровое взаимодействие.

Слайд 8 Также целью игровых технологий является решение ряда задач:

дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Слайд 9 Использование игры как средства обучения и воспитания известно с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Для характеристики игры как развивающей педагогической технологии необходимо установить основные отличительные признаки игры как метода и приема в педагогическом процессе. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

  • в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технология внеклассной работы.

Слайд 10. Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям:

  • в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;

  • педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность школьников подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве средства игры;

  • успешное достижение педагогической цели связывается с результатом игры.

Слайд 11 Эффективность игровых методов обусловлена такими дидактическими свойствами игры, как:

  • Двойственность — сочетание условности и реальности в игровой ситуации (подключается воображение, творческое сознание);

  • Неопределенность исхода — возможность для игрока влиять на ситуацию, т.е. актуализируются возможности игрока — переходит из потенциального состояния в актуальное;

  • Добровольность — способствует росту внутренней организованности;

  • Полифункциональность — воспроизведение особенностей различных видов деятельности и расширение возможностей варьирования условий развития личности.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

  • 1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

  • 2) доступность для учащихся данного возраста;

  • 3) умеренность в использовании игр на уроках.

Слайд 12-13 Классификация игр в учебном процессе:

Учебные игры имеют различные классификации:

  • по структуре: игры-упражнения, игры-состязания (конкурсы), ролевые игры.

  • по характеру познавательной деятельности: игры-восприятия, репродуктивные, игры-осмысление, поисковые игры, -закрепления, -контрольные.

  • по степени самостоятельности: различные типы дидактических игр

  • - по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

  • - по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические);

  • - по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);

  • - по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, 9 прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговые и др.);

  • - по игровой среде (с предметами и без предметов, компьютерные)

Слайд 14. Существуют разные виды уроков с применением игровых технологий:

  • 1) ролевые игры на уроке;

  • 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок — соревнование, урок — конкурс, урок — путешествие, урок — КВН);

  • 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

  • 4) использование дидактической игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

  • 5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися одной параллели.

Слайд 15. Наряду с педагогической или дидактической игрой существует понятие обучающая игра. «Обучающая игра» — термин до некоторой степени тавтологичен. Игра и учение — единый умственный процесс, и педагог-профессионал всегда ведет урок в игровой атмосфере. Обучающие игры имеют ряд правил: они не должны содержать слишком много информации (даты, имена, правила, формулы., иначе они перестают быть играми; должны расширить мышление детей, поощрять инициативу; должно быть больше самостоятельности, воображения, творчества.

В каких же моментах обучающая игра не только полезна, но и необходима? Во-первых, для активизации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог-дети» и отношений между детьми; во-вторых, для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшего усвоения используются обучающие игры (парадоксы, головоломки, игры на аналогию и т.д.), которые позволяют уйти от старых стереотипов и искать новые способы решения задач.

Характеризуя учебные игры, необходимо отметить их особенности:

  • педагог действует совместно с детьми в роли одной из играющих сторон;

  • педагог находится в роли наблюдателя или болельщика;

  • педагог участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта, консультанта.

Оптимальность использования игры может быть определена следующими условиям, если: происходит включение познавательной активности, ситуация успеха в учебной игре является предпосылкой познавательной активности.

Слайд16 Результат игры проявляется в том, что игра- это:

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

При этом Важно помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный.

Опыт показывает, что внедрение игровых технологий в процесс обучения в школе дает положительные результаты. У обучающихся появляется интерес к изучению даже скучных предметов. Особенности игровых технологий в начальной школе заключаются в их тесной взаимосвязи с процессом изучения предмета. Учитель должен сделать все, чтобы заинтересовать ребят. При этом игра будет частью урока. Вовлекать в такую деятельность необходимо всех ребят без исключения. Тогда педагогу удастся достичь хороших результатов , усвоение знаний будет более качественным и прочным.

Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии эффективны, является желание детей играть.

Слайд 17-18. В трудах многих всемирно известных педагогов, ученых глубоко исследована и обоснована роль игры в развитии личности и основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого разрабатывали такие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, как Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Семенович Выготский,  Алексей Николаевич Леонтьев, Павел Петрович Блонский, Сергей Леонидович Рубинштейн, Даниил Борисович Эльконин, 3игмунд Фрейд, Жан Пиаже и другие.

Слайд 19. Таким образом игровые технологии на уроках позволяют педагогу

  • проводить уроки в нетрадиционной форме;

  • раскрывать креативные способности учащихся;

  • дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;

  • развивать коммуникативные навыки учащихся;

  • обеспечивать свободный обмен мнениями;

  • учитывать возрастные психологические особенности школьников;

  • организовывать процесс обучения в форме состязания;

  • облегчать решение учебной задачи;

  • вовлекать всех учащихся в учебный процесс;

  • ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;

  • практически закреплять полученные знания;

  • формировать мотивационную сферу учащихся;

  • расширять кругозор детей;

  • формировать навык совместной деятельности.

Слайд 20. .Хотелось завершить выступление небольшим стихотворение.

Задача, конечно,

Не слишком простая:

Играя учить и учиться играя.

Но если с учебой сложить

развлеченье,

То праздником станет

любое ученье!

Слайд.21. Спасибо за внимание!