Педагогическое сопровождение
семьи
Задачи
- Оказание квалификационной педагогической помощи родителям учащихся;
- Расширение сфер и форм сотрудничества с семьями, вовлечение их в совместную творческую, социально значимую деятельность;
- Активизация совместной деятельности школы, родительской общественности по нравственному воспитанию, формированию ЗОЖ учащихся;
- Решение в союзе с семьей проблем безнадзорности, наркомании, преступности, профилактика девиантного поведения учащихся;
Задачи
- Повышение роли психолого-педагогической службы школы в работе с родителями, индивидуальной работе с неблагополучными семьями;
- Изучение потребности семей в образовательных услугах;
- Совместная разработка и реализация модели взаимодействия школы и семьи с учреждениями города, работа которых направлена на воспитание и развитие учащихся
Этапы работы с родителями
1 этап – обследование родительского контингента и анализ его состава (соц. паспорт);
2 этап – выявление семей, находящихся в опасном положении, и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана;
3 этап – анализ полученных данных, составление плана взаимодействия педагогов с родителями
Content Layouts
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1 ) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты);
4) активизация и коррекция семейного воспитания;
5) Обобщение и распространение опыта семейного воспитания
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1 ) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты);
4) активизация и коррекция семейного воспитания;
5) Обобщение и распространение опыта семейного воспитания
« Модель стратегии и тактики работы с родителями»
1 этап. ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ
Психолого – медико - педагогическая комиссия
Школьный врач
Классный руководитель
Педагог-психолог
ЗВР, ЗПП
- сбор информации;
- анкетирование;
- наблюдение;
- - тестирование;
- беседы с учителями;
- выделение семей с положительным потенциалом,
- неблагополучных семей,
- семей, имеющих детей с сочетанными нарушениями развития.
« Модель стратегии и тактики работы с родителями»
2 этап. ОБЩЕПРОФИЛАТИЧЕСКИЙ .
Классный руководитель
Школьный врач
ППМС центр
Педагог-психолог
ЗВР, ЗПП
Психолого-медико-педагогическое сопровождение.
Информационно-просветительская работа.
Индивидуальное консультирование.
Культурная реабилитация семей.
Оказание адресной помощи семье для реализации реабилитационного потенциала ребёнка
- наглядная агитация (оформление стендов, создание памяток, компьютерные презентации, информация на электронных носителях);
- общение родителей с приглашёнными специалистами (медицинскими работниками, психологом, логопедом).
« Модель стратегии и тактики работы с родителями»
Семья, воспитывающая ребёнка с девиантным поведением
Психолого-педагогическое сопровождение семьи. Консультации школьного врача, психолога Консультации по правам Сотрудничество с ТКДН и ЗП,
Центром занятости населения. Профориентация
3 этап. Работа с семьями .
Благополучная семья, опора в деятельности специалистов школы
Привлечение членов семей обучающихся, воспитанников к подготовке и проведению школьных мероприятий, к организации проектной деятельности в классе и в школе в целом. Организация досуговой деятельности.
Партнёрские отношения:
- между школой и родителями устанавливаются диалог и взаимосотрудничество
Неблагополучная семья.
- Выявление проблем (беседы, наблюдения, тесты, опросы);
- посещение семей;
- Тематические родительские собрания и круглые столы;
- пропаганда педагогической литературы для родителей;
- кафедра семейной помощи;
- семейные игры и конкурсы, дни совместного творчества детей и родителей.
Кон
суль
тации
Спе
Циалис
тов
Медико-психолого-педагогический лекторий
для родителей (общешкольный и классный).
- «Внутрисемейные отношения и их роль в формировании здорового образа жизни ребёнка».
- «Зависимость здоровья от индивидуального образа жизни».
- «Режим дня школьника».
- «Профилактика против инфекционных заболеваний».
- «Особенности подросткового возраста».
- «Агрессия и насилие в мире взрослых и детей».
Пропаганда педагогической литературы для родителей через:
- «Уголок для родителей»;
- выставку педагогической литературы «Это вам, родители!».
Создание памяток для родителей:
- «Что и сколько можно смотреть по телевизору»?;
- «Компьютер и дети»;
- «Причины детской агрессивности»;
- «Развиваем мелкую моторику пальцев рук»;
- «Зачем нужна прививка?»;
- «Гимнастика для язычка».
Кон
суль
тиро
вание
« Модель стратегии и тактики работы с родителями»
4 этап. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА на основе партнёрства и сотрудничества.
Школьный врач
Классный руководитель
Педагог-психолог
ЗВР, ЗПП
- знакомство с опытом семейного воспитания;
- оказание необходимой педагогической помощи;
- - коррекция детско-родительских отношений и семейного образа жизни.
Консультативная индивидуальная помощь (по запросам)
- Семейная психотерапия;
- Занятия «Семейная лодка взаимоотношений»;
- Сказкотерапия;
- Арт-терапия с детьми-инвалидам;
- Психологическая акция «Письмо»;
- «Понимание» - практикум для родителей (законных представителей) по гармонизации детско-родительских взаимоотношений.
Индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи.
Вечер встреч с участием узких специалистов.
Вечер родительских профессий.
« Модель стратегии и тактики работы с родителями»
5 этап. РЕФЛЕКСИВНЫЙ.
,Классный руководитель
Школьный врач
ЗВР, ЗПП
Педагог-психолог
- Выявление изменений родительских установок в семьях (родительские собрания, индивидуальные беседы, наблюдения, анкетирование).
- - заслушивание опыта родителей по воспитанию детей
- Проведение ежегодного смотра детских ;
- - Проведение выставок детских поделок.
- Совместное творчество родителей и детей;
- организация совместной досуговой деятельности;
- - проведение Дня открытых дверей:
- посещение открытых уроков;
- знакомства со школьными спортивными мероприятиями;
« Модель стратегии и тактики работы с родителями»
, Классный руководитель
Школьный врач,
6 этап. ИНТЕГРАТИВНЫЙ.
ЗВР, ЗПП
Педагог-психолог
Участие родителей в «выездных» мероприятиях:
Помощь в деятельности школьных агитбригад.
Посещение родителями с детьми культурно-массовых мероприятий.
« Модель стратегии и тактики работы с родителями»
Классный руководитель
Школьный врач,
7 этап. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ.
ЗВР, ЗПП
Педагог-психолог
Совместное обсуждение планов на будущее.
Сбор данных в течение последующих 3 лет о дальнейшей судьбе обучающихся, воспитанников школы;
оказание консультативной помощи в трудоустройстве.
Организация встреч с выпускниками и их родителями.
Формы работы с родителями
Массовые
Индивиду-
альные
Групповые
Индивидуальные : посещение семьи, консультации.
Групповые: родительский комитет, совет класса, консультация, беседа…
Массовые: родительское собрание, праздники, посещение театра, экскурсии…
Content Layouts
Формы работы с родителями:
Традиционные
Нетрадиционны е
Нетрадиционны е
Родительские собрания
тренинги
тренинги
Различные конференции
круглые столы
круглые столы
Индивидуальные консультации
практикумы
практикумы
Посещение на дому
родительские чтения
родительские чтения
и т. д
и т. д
и т.д.
Психолого-педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры
- Общешкольные родительские собрания;
- Общешкольные конференции;
- Дни открытых дверей;
- Родительские клубы;
- Родительские собрания в классах;
- Обзоры и выставки литературы для родителей;
- Индивидуальные консультации
Вовлечение родителей в совместную деятельность с учащимися
- Работа школьных центров воспитательной деятельности (музей, газета);
- Организация внеурочной деятельности класса и школы (совместные игры);
- Подготовка и проведение КТД, акций, дней здоровья, трудовых дел;
- Участие в совместных программах творческих объединений ДО;
Корректировка взаимоотношений в семьях отдельных учащихся
- Оказание психолого-педагогической помощи:
- В организации семейного воспитания детей-инвалидов, опекаемых, многодетных семей;
- -в решении трудных проблем семейного воспитания;
- В разрешении противоречий подросткового возраста, преодолении трудностей воспитания детей в период полового созревания;
- В профилактике формирования вредных привычек
- (информирование, консультирование, просвещение)
- Индивидуальная профилактическая работа с семьями, находящихся в социально опасном положении (совет профилактики, род. комитет)
Организация работы родительского актива
- Конференции;
- Организация традиционных встреч;
- Проведение акций
Участие родителей в управлении учебно-воспитательного процесса
Мы доверяем своим родителям!
Взаимодействие семьи с организациями системы ДО школы
- Разработка руководителями объединений программы совместной досуговой деятельности детей и родителей ( экскурсии, игровые программы, выставки семейного творчества;
- Проведение открытых занятий для родителей
Организация диагностической работы по изучению семей учащихся
- Работа с банком данных родительских ресурсов;
- Диагностика по изучению взаимоотношений семья- ребенок, семья-школа;
- Общешкольные диагностики (тесты, анкеты)
Методическая работа
- Методические объединения классных руководителей по проблемам работы с родителями;
- Педагогические советы;
- Методические рекомендации;
- Материалы методической папки для классного руководителя;
- Взаимопосещение мероприятий, собраний;
- Обобщение опыта по работе с родителями
«Надо, чтобы семья была хорошей школой, а школа – хорошей семьёй»
Т.Бер
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ