ТЕМА УРОКА: Составные высказывания. Логическая связка «или»
ЦЕЛИ УРОКА: 1. Анализировать структуру предъявленного составного высказывания, выделять в нём простые высказывания, определять их истинность (ложность) и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания.
2. Конструировать составные высказывания с помощью логических связок и определять их истинность.
Ход урока
I Организационный момент
- Великий русский ученый Михайло Васильевич Ломоносов сказал: «А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» (слайд 1)
Давайте приведем ум в порядок. Сегодня на уроке мы будем много сравнивать, анализировать, рассуждать, делать логические умозаключения. А начнем, как всегда, с математической разминки.
II Устный счет
– Катя задумала число, разделила его на 9, к частному прибавила 120, сумму умножила на 5, произведение разделила на 10 и из частного вычла 25. Получилось число 80. Какое число задумала Катя?
– Как найти задуманное число, используя карточку-помощницу? (слайд 2)
(Выполнить действия, обратные данным)
– Какие действия будете выполнять? (слайд 3)
– Посчитайте!
Геометрический материал (слайд 3)
– На какие 2 группы можно разделить данные фигуры?
– Под какими номерами изображены объемные фигуры?
– Назовите номера, под которыми изображены многогранники.
– Почему вы считаете, что эти фигуры – многогранники? (Они имеют грани, вершины, рёбра)
– Покажите невидимые грани куба. (слайд 4)
– Покажите видимые грани параллелепипеда.
– Покажите невидимые рёбра пирамиды.
– Сколько вершин у призмы? (6) Покажите их.
Работа с координатным углом (слайд 5)
– Чему равен единичный отрезок?
– Какие буквы соответствуют точкам с данными координатами?
Называйте сначала координаты, а затем точку.
– Какое слово получилось? (Высказывание)
IV Подготовительная работа к изучению нового материала
– Что такое высказывание?
– Является ли высказыванием предложение «Вы любите математику?» (Нет, т.к. это вопросительное предложение, о нем нельзя сказать, истинное оно или ложное)
– Какие бывают высказывания? (Истинные или ложные)
– Приведите примеры истинных высказываний.
– Приведите примеры ложных высказываний.
V Сообщение темы урока
– Вы приводили примеры простых высказываний. Сегодня на уроке мы познакомимся с составными высказываниями. (слайд 7)
VI Работа над новым материалом
– Прочитайте высказывание и определите, истинно оно или ложно. (слайд 8)
– Соедините эти 2 высказывания союзом «или» и назовите получив-шееся новое высказывание. (Ель – лиственное дерево или ель – хвойное дерево.)
– Мы получили составное высказывание из двух простых.
– Как вы думаете, истинное или ложное высказывание получилось? (Ответы детей)
– Ваши мнения разделились. Как же узнать, кто прав?
– Обратимся к учебнику (с.36). Рубрика «Обрати внимание»
– Прочитайте!
– Теперь вы можете сказать, истинно или ложно данное составное высказывание? (Оно истинно)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
– Мы будем учиться работать с составными высказываниями. Чтобы вам было легче, я предлагаю карточку-помощницу, которую мы составим, опираясь на задание №2 в учебнике.
ЗАДАНИЕ №2 (по учебнику)
– Прочитайте задание. Нам нужно определить, истинно или ложно составное высказывание.
Дети отвечают на вопросы, и сразу составляется карточка-помощница.
(слайд 9)
– А теперь, используя нашу карточку-помощницу, давайте выполним задание № 3.
ЗАДАНИЕ №3 (по учебнику)
– Прочитайте задание.
– Итак, используя данные простые высказывания, мы должны образовать составное высказывание с союзом «ИЛИ». Затем попробуем определить, истинное оно или ложное.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
РАБОТА В ГРУППАХ ПО КАРТОЧКАМ
– Вы будете работать в группах. У каждой группы на карточках даны высказывания. Используя эти высказывания, попробуйте самостоятельно образовать составное высказывание с союзом «или» и определить, опираясь на таблицу, истинно оно или ложно.
ПРОВЕРКА
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ (с.23, № 66)
– Из данного составного высказывания выделите два простых и запишите их.
– Определите, истинно или ложно каждое из этих высказываний.
(РАБОТА В ПАРАХ)
ПРОВЕРКА
VII Итог урока
– Скажите, когда составное высказывание с союзом «или» является истинным?
– Если обе части составного высказывания ложны, каким будет составное высказывание?
VIII Рефлексия (слайд 10)
– Оцените свою работу на уроке.
IX Домашнее задание
Выполнить задания на с.24 № 68-69 в тетради.
Попробуйте сами образовать 3 составных высказывания, используя союз «или», и определите, истинные они или ложные