ЖМАКА Л.В.
учитель высшей категории
Донецк ОШ № 120
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ И АДАПТАЦИЯ ИХ К ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Умение воспитывать – это все-таки искусство,
такое же искусство,
как хорошо играть на скрипке
или на рояле, хорошо писать картины.
А. С. Макаренко
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Мы являемся свидетелями изменений всего нашего общества и видим, как не просто самореализоваться в новых жизненных ситуациях современному молодому поколению. Дети становятся жертвами неблагоприятных условий социализации: кризис семьи, экономики, культуры, что порождает социальную инфальтивность, неуверенность в своем будущем, иждивенчество. Растет количество дезадаптированных детей, склонных к наркомании, алкоголизму, бродяжничеству, сексуальной распущенности. Происходит смена ценностей: подросток не готов к взрослой жизни, к выбору профессии, не допонимает своих возможностей, недооценивает свой потенциал, не понимает своей ответственности, не хочет брать на себя ответственность. Налицо феномен выученной беспомощности, когда ребенок не способен принимать решение в определенных условиях.
Актуальность проблемы социальная адаптация детей является одной из острых проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Если посмотреть на начало проблемы, это интенсивность учебных программ, увеличивающих объем информации. Повышение требований к образованию, развитие умственных способностей не всегда сочетается с возможностями сохранения и укрепления здоровья. Одним из эффективных направлений решения данной проблемы и преодоления этого противоречия, выступает социальная адаптация школьников.
В современном обществе сама социальная адаптация является тоже проблемой, особенно для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Под социальной адаптацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, т.е. человек становится частью общества. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальным норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Для человека социальные отношения являются той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные свои черты.
На первых этапах самостоятельности все дети нуждаются в социальной помощи. Обычно это семья. Ребенок, же не имеющий родителей (сегодня это дети жертвы социального сиротства, их родители вполне здоровы, но они отказались) осваивает социальные роли и нравственные нормы пребывания в детских домах или школах-интернатах. Поэтому и проблемы социализации сегодня стоят остро, вследствие быстро растущей численности социальных детей. Несмотря на то, что существует широкая правовая база по защите интересов детей, необходима программа по социализации детей, ровно и как что-то менять в системе воспитания. Среди детей растет антагонизм, взаимное неприятие, повышенная тревожность, конфликтность. Выпускники в результате оказываются не подготовленными к выполнению ими социальных ролей в обществе.
Стержнем адаптации детей является воспитание в детях дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. И когда ребенок выходит во взрослую жизнь, он должен уметь принимать решения самостоятельно.
Социальная адаптация детей, обучающихся в интернатах – это, прежде всего проблема социализации ребенка, поскольку образцы поведения, мышления, способы активности формируются еще в раннем возрасте и оказывают влияние на дальнейшую «взрослую» жизнь. Кроме того, в своей среде несовершеннолетних распространяются стереотипы, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям. Острый психологический кризис несовершеннолетних таков, что общество ставится перед риском не получить полноценной смены поколений. Необходимо оздоровление социальной жизни детей и их внутреннего мира.
Исследования американского психолога А. Кардинера показывают, что основные психические задатки устанавливаются в 4 – 5 лет, затем они приобретают стабильные характеристики и значительно измениться не могут. Именно уход за детьми оказывает отпечаток на дальнейший характер человека. Известный психоаналитик З. Фрейд тоже показал, что особенности психики взрослого человека являются результатом воздействия на нее в детском возрасте.
Большое значение для взрослой жизни имеет состояние здоровья человека в его детском возрасте. Дети, пришедшие жить и учиться в интернат, часто имеют низкий потенциал здоровья. Ведь родители их часто ведут асоциальный образ жизни, пьянствуют, проживают в антисанитарных условиях, переносят социально значимые заболевания (туберкулез, венерические) и нередко заражают ими детей. Зачастую рождение детей было нежелательным для их родителей, что и сказывается на физическим и психическом здоровье детей.
Что получаем «на выходе»? Социально не адаптированных с низкой коммуникабельностью. У таких детей часто повторение судьбы родителей. Семейная дезаптация: неудачные браки и разводы, ранняя беременность. Жилищная дезаптация: дети не могут иметь собственное жилье, в условиях повальной приватизации. Многие, не решив проблему с жильем, становятся бомжами. Они легче сходятся с негативной или криминальной средой, становятся алкоголиками, попадают на скамью подсудимых, кончают жизнь самоубийством. Образовательная дезадаптация: невозможность получить высшее образование, да и они не видят в нем необходимости. В основном ориентация на среднеспециальные, рабочие профессии. Молодые люди как правило не конкурентноспособны на современном рынке труда. Часто остаются недовольные жизнью, становятся малоимущими. Да и бытовые знания о жизни у них не богаты. Такие дети боятся принимать решения. Не умеют и не желают решать конфликтные ситуации. Отличаются неадекватностью поведения. Проявляют неуважение прежде всего к себе. Вырастают материальными и моральными потребителями.
Научить детей самостоятельно справляться с проблемами, научить, как улучшить свою будущую жизнь, найти скрытые резервы, развить их, помочь открыть жизненные резервы, увести подальше от кривых дорожек – задача современного педагога. Интеграция личности предполагает взаимодействие индивида с окружающей средой.
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Наиболее значимыми способы, позволяющие ребенку преодолевать трудности социализации, являются:
способность к расширению границ жизнедеятельности
способность к самоопределению
способность к овладению социально-правовым поведением.
Иными словами воспитатель должен выводить ребенка за рамки одних и тех же событий, ставить перед ними больше задач. Общаться с детьми, решать задачи жизни, помогать им, не быть беспомощными и не бояться страха перед событиями. Но в то же время дать детям понятие о чувстве спокойствия и благополучия, даже когда он может остаться один на один с трудностями событий.
Важно научить детей уважительно относиться к своему телу, помогать формировать такие качества как храбрость, ловкость и координация движений на преодоление препятствий. Развивать ролевое поведение детей и частое участие в нем самого воспитателя. Воспитателю можно стать «на равных» с детьми. При этом мастерство воспитателя значительно повышает умение детей. Но ему следует глубоко менять свою позицию в процессе игры. Периодически, но не всегда он может подыгрывать ребенку. Деятельность педагога должна быть направлена на развитие способностей детей к преодолению трудностей социализации.
В общении с детьми могут возникать некоторые искажения, проявляющиеся в том, что с одной стороны у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослых, с другой полная неудовлетворенность этих потребностей.
Лучшая воспитательная среда для любого человека, а особенно воспитанника интерната та, где царят любовь, взаимопонимание и уважение. И здесь уместно говорить о гуманизации воспитания. В центре внимания ребенок становится не ведомым, а творцом самого себя, своих обстоятельств. И воспитатель станет воспитателем гуманитарной ориентации.
Главными целями он поставит:
Создание в коллективе среды, в которой воспитанник будет осваивать социальный опыт и норму поведения. А педагог будет направлять, и руководить личностью.
Включение воспитанников в совместную продуктивную деятельность.
Расширение их круга общения.
Формирование собственного «Я».
Выработку у воспитанников стремление утвердить себя среди людей, реализовав себя в жизни.
Ориентировать на творчество и сохранения здоровья.
Нормализация уровня их личностной детской тревожности и конфликтности.
Воздействие педагога на эмоциональную сферу школьника, на формирование мотивации для достижения успеха.
И все это требует наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога.