СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Социализация учащихся с ОВЗ на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельное добывание знаний учащимися возможно при правильной их организации на уроке. Эффективность работы учащихся возрастает, если есть интерес к предмету. Желание оценивать результат своей деятельности очевиден в период перехода от подросткового возраста к юношескому, так как учащиеся в этом возрасте оценивают своё положение в обществе. Знания, добытые самостоятельно, формируют личность способную социализироваться.

Просмотр содержимого документа
«"Социализация учащихся с ОВЗ на уроках географии"»

ГКОУ «Котовская школа-интернат»




Социализация воспитанников

на уроках географии.





Леонтьева Е.В.,учитель географии

ГКОУ «Котовская школа-интернат»





Котово, 2018

Цель воспитания - это научить наших детей обходиться без нас. Эрнст Легуве

Одной из целей педагогов является подготовка ребят к самостоятельной жизни в обществе. В последние годы термин «социальная адаптация» получил широкое распространение в научных исследованиях и практической работе психологов, реабилитологов, педагогов. При этом часто термин «адаптация» отождествляется с такими понятиями, как «интеграция», «социализация», «реабилитация», «компенсация».

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Все это приводит к тому, что выпускники школ и , тем более, школ для детей с ОВЗ в большинстве своем не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества.

Успех социальной адаптации и интеграции детей напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче ребёнку приспособится к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость.


















ХХI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Знания, культура, воспитанность и интеллигентность должны стать приоритетными в жизни человечества. Система образования, являясь стратегически важной сферой человеческой деятельности, одним из социальных институтов, значимость которых будет неуклонно возрастать по мере продвижения общества по пути прогресса, ориентирована как социальное явление на формирование личности, на выполнение важнейших функций профессионализации, социализации и воспитания человека.

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат освоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития. Или, другими словами, преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально - нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения.

Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны. Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром.

Овладеть социальным миром – это не просто усвоить сумму знаний, сведений, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания.

Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями:

- в процессе воспитания, просвещения и обучения как целенаправленных процессов;

- в ходе совместных актов поведения идет активное освоение социального опыта, так как ребенок не пассивно вбирает воздействие окружающей среды, а включаясь в совместную деятельность;

- в процессе спонтанного освоения социального опыта ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, к людям.

Социализация, как процесс становления личности, несет в себе широкие социальные влияния средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи, а также спонтанные проявления – изменения оценок, взглядов, суждений. Процесс социализации имеет личностный характер, он постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.





В целях осуществления социализации на уроках географии детям предлагаются задания творческого характера: в 6 классе – придумали сказку «Путешествие Капы» ( о круговороте воды в природе) , нарисовали иллюстрации к ней и совместно создали мультфильм; в 7 классе –при изучении темы «Значение леса в жизни людей» воспитанники в виде небольших схем представили правила поведения в лесу, провели конкурс на лучший свод правил; рассказали о них ребятам младших классов и оформили листовки с призывом беречь лес.

В последнее время все большее значение приобретает воспитание толерантности по отношению к представителям разных национальностей. В связи с этим на уроках географии в 7 классах в рамках изучения темы «Население России» организовали дискуссию о нации. Мы провели исследование национального состава учащихся 6-9 классов нашей школы и составили диаграмму «Штрихи к многонациональному составу ГКОУ «Котовская школа-интернат»». В ходе выполнения работы рассмотрели происхождение различных фамилий . В результате работы ребята выяснили, что школа является многонациональной организацией, здесь проводятся классные часы для сплочения и дружбы разных народов и оказывается помощь детям из многодетных и социально не защищенных семей.

Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает возможность воспитанникам осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Так, например, дети с удовольствием участвовали в разработке и осуществлении обустройства школьной территории. Они не только изучали состояние пришкольного участка, но и принимали активное участие в его благоустройстве: предлагали свои дизайнерские проекты планов школьного участка, мастерили макеты совместно с педагогами, помогали семенами цветов и посадочным материалом. Благодаря этому наша школа всегда благоустроенная и чистая.

Проект «Классная оранжерея» помог шестиклассникам нашей школы не только изучить многообразие комнатных растений, выращиваемых в классах, но и разработать рекомендации по уходу за ними, которые были оформлены в красочном буклете.

С целью профориентации для обучающихся 8-9 классов в рамках внеклассной работы по географии были организованы экскурсии на предприятия города Котова: почту, церковь, поликлинику, МФЦ, «Бюро занятости», ЗАГС, ботанический сад в здании поликлиники, хлебозавод, пожарную часть.

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей осуществляется через знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей города.

В 8 классах на уроках географии ребята представляли мини-проекты «Профессионалы». Данная форма работы формирует у обучающихся инициативность, способствует выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, оказывает помощь в профессиональном самоопределении.

В 9 классе в рамках регионального компонента проводили комплексное изучение истории, природы и экономики родного края. Мы совершили виртуальную экскурсию «Путешествие по экспозициям музейного комплекса ВФ ВолГУ», рассматривали процессы эволюции экологических условий происходивших в Поволжье на протяжении 300 млн. лет, узнали какой была глубина исчезнувшего океана, соленость и температура воды, также о направлении течений, где находились острова, почему вымерли динозавры и какие причины повлияли на возникновение человека разумного. С учащимися старших классов подготовки посещали историко-краеведческий музей Котова, библиотеку, исторические памятники города, встречались со знаменитыми людьми , далее систематизировали собранный материал и оформили в виде брошюры «Моя малая Родина».

Обучающиеся нашей школы, как и все жители города Котова, хотят жить в чистом, красивом городе, поэтому их заинтересовала проблема утилизации мусора. В процессе работы над данной темой мы провели серию экоуроков о раздельном сборе отходов «Разделяй с нами». Ребята с увлечением изучали состав мусорной корзины, рассчитывали количество выбрасываемого мусора, изучали способы его переработки. В итоге получилась небольшая научно-исследовательская работа. Приложением к этой работе стала информационная листовка об утилизации мусора различного химического состава.

В 2016 году мы присоединились к всероссийскому движению «Вода России». И провели серию уроков по данным темам, апробировали предложенную игру «Хранители воды» и «Приключение Эконешки и её друзей»,познакомились с техникой изготовления покетмодов. Учащиеся 7 классов после традиционного урока принимали  участие в захватывающем онлайн-уроке с конкурсными заданиями и возможностью выиграть ценные призы. Младшие ребята с удовольствием участвовали в конкурсе «Разноцветные капли», а старшие стали участниками экоквеста с практическими заданиями, цель которых — обучить не только сбережению воды, но и новым полезным навыкам.

Самостоятельное добывание знаний учащимися возможно при правильной их организации на уроке. Эффективность работы учащихся возрастает, если есть интерес к предмету. Желание оценивать результат своей деятельности очевиден в период перехода от подросткового возраста к юношескому, так как учащиеся в этом возрасте оценивают своё положение в обществе. Знания, добытые самостоятельно, формируют личность способную социализироваться.

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь.

И география как предмет несёт в себе большие возможности для развивающейся личности с ОВЗ.