Утверждаю
Директор МОУ СОШ генерал-лейтенанта
М.Т.Батырова
с. п. Псыхурей
_________
Приказ № 28, от 15.05.2023г.
Социально значимый проект экологической направленности
"Детство в гармонии с природой"
Воспитатель:
Березгова О.А.
Когда ты делаешь добро,
Наград, не требуя за это,
Наградой будет лишь одно-
Твоя Земля в лучах рассвета!
Пусть чистым будет ЭкоДом!
В твоих руках судьба планеты!
Добром ответит на добро
Природа за заботу эту!
Е.Н.Залесская
Тип проекта: социально – значимый.
Вид проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, члены их семей, жители частного сектора вблизи детского сада.
Проблема:
В настоящее время большое значение отводиться развитию технического прогресса. С развитием информационных технологий, система «ребенок - компьютер» вышла на первое место. С малых лет дети все больше времени уделяют технике, и, к сожалению, реже общаются с природой. Это «общение» подчас заменяет детям возможность погулять во дворе, понаблюдать за птицами или животными, насладиться красотой окружающей природы.
Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Актуальность. Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценности и ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности, и в частности реализации социально значимых проектов экологической направленности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, сотрудничество с природоохранным организациями, и с обычными жителями станицы - уникальная возможность для всех участников проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Учитывая значимость работы в экологическом направлении, в тесном сотрудничестве с родительским комитетом группы был разработан долгосрочный социально-значимый проект «Детство в гармонии с природой».
Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
1. Развитие экологического сознания, инициативы и творчества детей через организацию социально – значимой деятельности.
2. Создавать экологически благоприятную среду в группе для реализации приоритетного направления.
3. Развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы.
4. Организовывать практическую природоохранную деятельность детей и родителей.
5. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.
6. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего района.
Прогнозируемый результат реализации проекта:
1. Повышение уровня знаний по экологии у детей.
2. Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
3. Привлечение родителей к озеленению территории детского сада.
4. Проведение экологической викторины «Что растет вокруг нас».
5. Проведение квест – игры «По тропинке в природу» на территории детского сада с участниками проекта.
6. Проведение игры «Экологическая полиция» совместно с младшими школьниками
7. Постановка театрализованной экологической сказки «В след за солнышком» силами детей для членов их семей и жителей частного сектора вблизи детского сада.
8. Оформление фотовыставки в группе «Наше любимое садовое растение» из архива семейных фотографий.
9. Изготовление бумажных пакетов для сбора семян садовых растений в подарок жителям частного сектора вблизи детского сада.
Принципы проекта:
1. Уважение. Дети должны быть активными участниками проекта.
2. Переосмысление. Люди начинают ценить то, что не ценили раньше. Новый взгляд на своё поведение, поступки, на взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на окружающую среду.
3. Переиспользование. Старые вещи можно использовать по-новому. Повторное использование вещей сокращает количество отходов, а значит загрязнение окружающей среды.
Гипотеза:
Дети станут соучастниками совместно со взрослыми в познании окружающего мира – экологического пространства детского сада.
Семьи воспитанников усовершенствуют уровень знаний по теме проекта, окажут посильную помощь в озеленении территории детского сада.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений
этап – практический: поиск ответов на поставленные вопросы используя разнообразные формы взаимодействия с детьми и родителями
этап – заключительный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Мероприятия для детей | Мероприятия для членов семей детей и жителей частного сектора вблизи детского сада | Мероприятия для педагогов |
1.Подготовительный (январь) | Опрос детей с целью выявление экологических знаний, проблемы. | Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома. Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями. | Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата. Определение содержания деятельности всех участников проекта. Поиск различных средств достижения целей; Подбор и изучение методического материала, методической литературы. Создание дидактического и методического материала |
2 этап Основной (февраль) | Беседы «Красная книга Кубани», «Берегите лес», «Подводный мир», Подвижные игры «Лесная тропа» Д.И. «Закончи предложение», «Четвертый лишний». С/р игра. «Пикник». Чтение рассказов Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес», Разучивание стихотворения С.Есенина «Береза». Проведение игры «Экологическая полиция» совместно с младшими школьниками СОШ №1 и «Лицея» (бывшими выпускниками детского сада). | Акция-соревнование «Бумаге вторую жизнь». Конкурс «Лучшая кормушка для птиц». Оформление фотовыставки в группе «Наше любимое садовое растение» из архива семейных фотографий. | Изготовление лэпбука «Кубань – наш край родной» |
(март) | Беседы «Вода – это жизнь!» «Берегите планету с теплым именем Земля». Подвижные игры – эстафеты: «Волк и зайцы», «Сова и мыши». Д.И. «Узнай, чей хвост», «Можно или нельзя». С/р игра «Аптека». Чтение рассказов Т. А. Шорыгина «Девочка в лесу». Проведение игры «Экологическая полиция» совместно с младшими школьниками СОШ «1 и «Лицея» (бывшими выпускниками детского сада). | Фотоконкурс «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь» Мастер-класс для родителей «Йохокуб: новый продукт для развития дошкольников». | Консультация «Экологические игры для интеллектуального и творческого развития детей. Йохокуб» |
(апрель) | Беседы «Чудо в перьях», «Вторая жизнь бутылки». Подвижные игры «Кто быстрей к дереву. Д. И. «Где, что растет». С/р игра. «Зоомагазин», Экскурсия в парк. Чтение: М.Пришвин "Этажи леса", "Сухостойное дерево"; Экологические сказки. Проведение экологической викторины «Что растет вокруг нас». Изготовление бумажных пакетов для сбора семян садовых растений в подарок жителям частного сектора вблизи детского сада. | Акция «Садовые растения нашей семьи». Выставка творческих работ «Мастерская добрых дел». Просмотр занятия «Домашние питомцы». Субботник «Чистый участок». Встреча с Начальником метеостанции ст. Каневской Погореловой И.В. (беседа на территории метеоплощадки детского сада о значимости погодных условий для развития растений). | Изготовление буклета «7 причин, почему вашему ребенку очень нужен йохокуб». Изготовление атрибутов для акции «Эколята – дошколята: защитники природы». Оформление Картотеки дидактических игр с экологическим содержанием |
3 этап Заключи-тельный: (май) | Акция «Эколята – дошколята: защитники природы» (озеленение территории детского сада совместно с родителями и членами семей). | Акция «Эколята – дошколята: защитники природы» (озеленение территории детского сада совместно с детьми и педагогами). | Акция «Эколята – дошколята: защитники природы» (озеленение территории детского сада совместно с семьями воспитанников). |
Проведение квест – игры «По тропинке в природу» на территории детского сада с участниками проекта. |
Постановка театрализованной экологической сказки «В след за солнышком» силами детей для членов их семей и жителей частного сектора вблизи детского сада. |
Заключение.
Мы проделали большую работу по изучению природных объектов нашего детского сада. Заглянули в каждый его уголок, в каждое потаенное местечко. И теперь с уверенностью можем сказать, что двор детского сада и двор, в котором мы живем– это не просто земельный участок, не просто часть улицы, а целый мир, наполненный жизнью, пусть небольшой, но очень интересный и разнообразный. Он живет своей жизнью, здесь все время что-то происходит. В земле трудятся дождевые черви, муравьи строят свои домики, трава и цветы растут, птицы прилетают полакомиться фруктами и насекомыми. И каждая часть этого «мира» очень важна, будь то растение или животное. Наша задача не нарушить эту гармонию, сложившуюся в течении многих лет.
Заботясь о растениях и животных в своем детском саду, мы проявляем заботу обо всей природе в целом. Мы учимся понимать природу и уважать её законы. Мы открываем тайны природы, экспериментируем, наблюдаем, создаём нужные и красивые вещи. Учимся любить и беречь не только жизнь в своем дворе, но и за его приделами, природу в целом.
В ходе реализации проекта нам удалось:
* сформировать экологически благоприятную обстановку в группе;
* привлечь родителей к озеленению территории детского сада;
*провести экологическую викторину «Что растет вокруг нас»; квест – игру «По тропинке в природу» на территории детского сада с участниками проекта; *организовать постановку театрализованной экологической сказки «В след за солнышком» силами детей для членов их семей и жителей частного сектора вблизи детского сада;
*оформить фотовыставку в группе «Наше любимое садовое растение» из архива семейных фотографий;
* изготовить и подарить бумажные пакетов для сбора семян садовых растений жителям частного сектора вблизи детского сада;
В общем, социально – значимый проект «Детство в гармонии с природой» экологической направленности, поспособствовал формированию у детей и взрослых чувства сопричастности ко всему живому, развитию гуманного отношения к окружающей среде; взаимовыручке между детьми и взрослыми; формированию чуткого, осмысленного, бережливого отношения к находящейся вокруг нас природе родного края.
Используемая литература:
Э. К. Гульянц «Что можно сделать из природного материала»- М., «Просвещение», 1984.
Горькова Л. Г., Кочергина А. В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М., ВАКО, 2005.
Интернет-ресурсы.
«Как знакомить дошкольников с природой»: Пособие для воспитателей дет сада /Л. А. Каменева; Под ред. П. Г. Саморуковой. - М., «Просвещение»,
1983
«Концептуальные подходы к дошкольному экологическому воспитанию и образованию»/ Под ред. Дпн. Профессора Т. М. Носовой. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2003.
Мазурина А. Ф. «Наблюдения и труд в природе» - М., «Просвещение»,
1976.
Николаева С. Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве» - М. : Новая школа, 1995.
Филенко Ф. П. «Поделки из природного материала» - М., «Просвещение», 1976.
Шишкина В. А. «Прогулки в природу» - М., «Просвещение», 2003.