СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально- значимый проект по воспитательной работе «Подготовка к будущему»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект способствует оказанию профориентационной поддержки учащихся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности. Выработки у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Просмотр содержимого документа
«Социально- значимый проект по воспитательной работе «Подготовка к будущему»»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»

Адрес:  215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица Петра Алексеева, дом 2. Телефоны:  8 - (48135) 3 - 43 - 03,

8 - (48135) 3 - 43 – 06. E-mail: [email protected]







Социально- значимый проект по воспитательной работе

«Подготовка к будущему»

на 2024-2025 учебный год

9 «В» класс




Составитель:

Романова Алла Николаевна,

классный руководитель















г. Гагарин 2024



Пояснительная записка

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности классного руководителя, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы нашел возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и , в достаточной степени, необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях: общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Мой ученик – это не только школьник, а, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями.

Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет?

Это не праздные вопросы – это вопросы жизни. Воспитать гражданина, целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого – это мой долг как учителя-воспитателя.

Тема проекта «Подготовка к будущему»

Цели проекта:

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • получение  данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

  • создание условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, формирование способности к социально – профессиональной адаптации в обществе;

  • апробирование нового содержания, форм и методов профилизации с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии;

  • раскрытие роли школьных предметов для понимания структуры профессий; интегрировать школьные учебные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности;

  • предоставление возможности учащимся класса выполнить серию различных проб в системах «человек- техника», «человек- природа», «человек- знак», «человек- образ», «человек- человек», и получение представления о своих возможностях и предпочтениях;

  • создание условий к проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

  • формирование установки на эффективный труд и успешную трудовую карьеру.


Проблемы, на решение которых направлен проект:

В рамках модернизации образования РФ на новый план в деятельности общеобразовательных учреждений выходит программа предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в школе.

Ситуация по данной проблеме на современном этапе характеризуется следующими параметрами:

  • отсутствием целостности по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки учащихся;

  • необеспеченностью необходимыми средствами: методиками, информационными материалами, кадрами, специальными программами, учебно – наглядными пособиями, литературой, видеофильмами и т.д.;

  • слабой информированностью учащихся к решению проблемы продолжения образования после школы;

  • ярко выраженным избеганием самостоятельных решений о путях продолжения дальнейшего образования;

  • острой потребностью общества в квалифицированных кадрах;

  • низкой мотивацией, несформированностью у учащихся профессионального прогнозирования.

Идея проекта

Разработка плана профориентационной работы в классе с целью самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества.

Статус проекта– проект школьного уровня.

Сроки реализации: сентябрь 2024 г. – апрель 2025 г.

Целевая группа проекта: учащиеся 9 «в» класса МБОУ «Средняя школа № 2 им Е. В. Камышева» г. Гагарина, родители.

Руководитель проекта: Романова Алла Николаевна, учитель географии МБОУ «Средняя школа № 2 им Е. В. Камышева» г. Гагарина, классный руководитель 9 «В» класса.

Участники проекта: Учащиеся класса

Родители

Классный руководитель

Психолог


Содержание проекта

Проект «Подготовка к будущему» включает следующие направления деятельности:

  • профориентационная  работа;

  • предпрофильная подготовка.

Стратегия и механизм достижения поставленной цели

Проект реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации, службой занятости, предприятиями, учреждениями, организациями.

Я, как классный руководитель, использую такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Что касается форм работы, то это могут быть:

  • профориентационные уроки;

  • экскурсии;

  • классный час по профориентации;

  • встречи со специалистами;

  • профессиографические исследования;

  • родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

Формы взаимодействия с учащимися класса с целью профориентации:

  • анкетирование и тестирование учащихся класса;

  • консультации для учащихся класса и их родителей;

  • профориентационные опросники;

  • профориентационные игры.

Мероприятия, ориентированные на профориентацию учащихся класса:

  • экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;

  • посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями;

  • посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;

  • оформление информационных стендов по профессиональной ориентации;

  • расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.

Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов определяется задачами профилизации обучения на старшей ступениили иных профессиональных образовательных учреждениях. Особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, так как возраст 14-15 лет – это возраст самоопределения.

         Основная задача предпрофильной подготовки – подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности.

В период обучения в 9-м классе учащиеся определяют круг профильных и базовых дисциплин в соответствии с профессиональными предпочтениями, перспективами обучения в старшей школе, высших или иных профессиональных образовательных учреждениях. В связи с этим происходит расширение сфер познания, углубленное (повышенное) изучение отдельных дисциплин в рамках выбранного профиля в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся.

Для достижения поставленных целей мною разработан план профориентационной работы.


План профориентационной работы


п/п

Содержание деятельности

Сроки выполнения 

Ответственные

Организационная работа в классе

  1. 1.

Провести тестирование учащихся 9 класса «Склонности и профессиональная направленность»

Сентябрь, октябрь, 2024

Классный руководитель, психолог

  1. 2.

Использование в профориентационной работе Internet-ресурсов

Постоянно

Классный руководитель

  1. 3.

Оформление информационного стенда по профессиональной ориентации

Постоянно

Классный руководитель

  1. 4.

Информирование учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной среды начального и среднего профессионального образования.

Постоянно

Классный руководитель

  1. 5.

Провести диагностические методики среди учащихся 9 класса с целью выявить у школьников особенности развития самооценки, профессиональную направленность, узнать о личных профессиональных планах.

Декабрь, 2024

Классный руководитель, психолог

  1. 6.

Провести тематические классные часы профориентационной направленности:

«Мастерство и талант»

«Что такое труд»

«Мои планы на будущее»

«Профессионализм. Что это?»

«Планирование профессиональной карьеры»

В течение года

Классный руководитель

7.

Проведение профориентационных игр среди учащихся 9классов:

1.«Угадай профессию»

2.«Заглянем в будущее…»

3.«Защита профессий»

В течение года

Классный руководитель

  1. 8.

Провести деловую игру среди учащихся

9 классов «Кадровый вопрос»

Апрель, 2025

Классный руководитель

  1. 9.

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города

В течение года

Классный руководитель, родители

  1. 10.

Организация экскурсий и встреч со специалистами
«Центра занятости»

Февраль, 2025

Классный руководитель

Работа с родителями

11.

Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

В течение года

Классный руководитель

12.

Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов.
«Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования»

В течение года

Классный руководитель, 
Психолог

13.

Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий

В течение года

Классный руководитель 

14.

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения

Постоянно

Классный руководитель

15.

Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных).
«Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе»
«Медицинские аспекты при выборе профессии»

Январь, март 2025

Классный руководитель

16.

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации

Апрель, 2025

Классный руководители
Психолог


Ожидаемые результаты проекта

По окончанию реализации проекта учащиеся определят круг профильных и базовых дисциплин в соответствии с профессиональными предпочтениями, перспективами дальнейшего обучения, получат теоретико-практические знания азов разных профессий. Узнают о прикладных областях профессий, получат информацию о способах получения профессии.

По итогам окончания проекта учащиеся овладеют навыками и умениями:

  • предварительного профессионального самоопределения (выбор или не выбор определенной профессии);

  • самостоятельного, активного, инициативного поведения в выборе профессии;

  • обучаться эффективным формам установления межличностного контакта;

  • расширят кругозор;

  • обучаться навыкам рефлексии;

  • воспитают в себе такие качества, как настойчивость, целеустремлённость, что позволяет заложить фундамент творческой личности.

  • разовьют способность анализировать, сравнивать, сопоставлять информацию;

  • реализуют навыки успешной социализации.