Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»
Адрес: 215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица Петра Алексеева, дом 2. Телефоны: 8 - (48135) 3 - 43 - 03,
8 - (48135) 3 - 43 – 06. E-mail: [email protected]
Социально- значимый проект по воспитательной работе
«Подготовка к будущему»
на 2024-2025 учебный год
9 «В» класс
Составитель:
Романова Алла Николаевна,
классный руководитель
г. Гагарин 2024
Пояснительная записка
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности классного руководителя, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы нашел возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и , в достаточной степени, необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях: общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Мой ученик – это не только школьник, а, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями.
Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет?
Это не праздные вопросы – это вопросы жизни. Воспитать гражданина, целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого – это мой долг как учителя-воспитателя.
Тема проекта «Подготовка к будущему»
Цели проекта:
оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
создание условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, формирование способности к социально – профессиональной адаптации в обществе;
апробирование нового содержания, форм и методов профилизации с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии;
раскрытие роли школьных предметов для понимания структуры профессий; интегрировать школьные учебные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности;
предоставление возможности учащимся класса выполнить серию различных проб в системах «человек- техника», «человек- природа», «человек- знак», «человек- образ», «человек- человек», и получение представления о своих возможностях и предпочтениях;
создание условий к проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.
формирование установки на эффективный труд и успешную трудовую карьеру.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
В рамках модернизации образования РФ на новый план в деятельности общеобразовательных учреждений выходит программа предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в школе.
Ситуация по данной проблеме на современном этапе характеризуется следующими параметрами:
отсутствием целостности по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки учащихся;
необеспеченностью необходимыми средствами: методиками, информационными материалами, кадрами, специальными программами, учебно – наглядными пособиями, литературой, видеофильмами и т.д.;
слабой информированностью учащихся к решению проблемы продолжения образования после школы;
ярко выраженным избеганием самостоятельных решений о путях продолжения дальнейшего образования;
острой потребностью общества в квалифицированных кадрах;
низкой мотивацией, несформированностью у учащихся профессионального прогнозирования.
Идея проекта
Разработка плана профориентационной работы в классе с целью самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества.
Статус проекта– проект школьного уровня.
Сроки реализации: сентябрь 2024 г. – апрель 2025 г.
Целевая группа проекта: учащиеся 9 «в» класса МБОУ «Средняя школа № 2 им Е. В. Камышева» г. Гагарина, родители.
Руководитель проекта: Романова Алла Николаевна, учитель географии МБОУ «Средняя школа № 2 им Е. В. Камышева» г. Гагарина, классный руководитель 9 «В» класса.
Участники проекта: Учащиеся класса
Родители
Классный руководитель
Психолог
Содержание проекта
Проект «Подготовка к будущему» включает следующие направления деятельности:
профориентационная работа;
предпрофильная подготовка.
Стратегия и механизм достижения поставленной цели
Проект реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации, службой занятости, предприятиями, учреждениями, организациями.
Я, как классный руководитель, использую такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Что касается форм работы, то это могут быть:
профориентационные уроки;
экскурсии;
классный час по профориентации;
встречи со специалистами;
профессиографические исследования;
родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Формы взаимодействия с учащимися класса с целью профориентации:
анкетирование и тестирование учащихся класса;
консультации для учащихся класса и их родителей;
профориентационные опросники;
профориентационные игры.
Мероприятия, ориентированные на профориентацию учащихся класса:
экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями;
посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;
оформление информационных стендов по профессиональной ориентации;
расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.
Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов определяется задачами профилизации обучения на старшей ступениили иных профессиональных образовательных учреждениях. Особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, так как возраст 14-15 лет – это возраст самоопределения.
Основная задача предпрофильной подготовки – подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности.
В период обучения в 9-м классе учащиеся определяют круг профильных и базовых дисциплин в соответствии с профессиональными предпочтениями, перспективами обучения в старшей школе, высших или иных профессиональных образовательных учреждениях. В связи с этим происходит расширение сфер познания, углубленное (повышенное) изучение отдельных дисциплин в рамках выбранного профиля в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся.
Для достижения поставленных целей мною разработан план профориентационной работы.
План профориентационной работы
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки выполнения | Ответственные |
Организационная работа в классе |
1. | Провести тестирование учащихся 9 класса «Склонности и профессиональная направленность» | Сентябрь, октябрь, 2024 | Классный руководитель, психолог |
2. | Использование в профориентационной работе Internet-ресурсов | Постоянно | Классный руководитель |
3. | Оформление информационного стенда по профессиональной ориентации | Постоянно | Классный руководитель |
4. | Информирование учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной среды начального и среднего профессионального образования. | Постоянно | Классный руководитель |
5. | Провести диагностические методики среди учащихся 9 класса с целью выявить у школьников особенности развития самооценки, профессиональную направленность, узнать о личных профессиональных планах. | Декабрь, 2024 | Классный руководитель, психолог |
6. | Провести тематические классные часы профориентационной направленности: «Мастерство и талант» «Что такое труд» «Мои планы на будущее» «Профессионализм. Что это?» «Планирование профессиональной карьеры» | В течение года | Классный руководитель |
7. | Проведение профориентационных игр среди учащихся 9классов: 1.«Угадай профессию» 2.«Заглянем в будущее…» 3.«Защита профессий» | В течение года | Классный руководитель |
8. | Провести деловую игру среди учащихся 9 классов «Кадровый вопрос» | Апрель, 2025 | Классный руководитель |
9. | Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города | В течение года | Классный руководитель, родители |
10. | Организация экскурсий и встреч со специалистами «Центра занятости» | Февраль, 2025 | Классный руководитель |
Работа с родителями |
11. | Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении» | В течение года | Классный руководитель |
12. | Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов. «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» | В течение года | Классный руководитель, Психолог |
13. | Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий | В течение года | Классный руководитель |
14. | Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения | Постоянно | Классный руководитель |
15. | Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных). «Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе» «Медицинские аспекты при выборе профессии» | Январь, март 2025 | Классный руководитель |
16. | Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации | Апрель, 2025 | Классный руководители Психолог |
Ожидаемые результаты проекта
По окончанию реализации проекта учащиеся определят круг профильных и базовых дисциплин в соответствии с профессиональными предпочтениями, перспективами дальнейшего обучения, получат теоретико-практические знания азов разных профессий. Узнают о прикладных областях профессий, получат информацию о способах получения профессии.
По итогам окончания проекта учащиеся овладеют навыками и умениями:
предварительного профессионального самоопределения (выбор или не выбор определенной профессии);
самостоятельного, активного, инициативного поведения в выборе профессии;
обучаться эффективным формам установления межличностного контакта;
расширят кругозор;
обучаться навыкам рефлексии;
воспитают в себе такие качества, как настойчивость, целеустремлённость, что позволяет заложить фундамент творческой личности.
разовьют способность анализировать, сравнивать, сопоставлять информацию;
реализуют навыки успешной социализации.