© 2022 621 4
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Практическая значимость проекта
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Номинация: Доброе сердце
ID проекта: 580534
социальный проект
Подари улыбку!
Авторы проекта: учащиеся
теоретики |
|
наблюдатели |
|
корреспонденты |
|
оформители |
|
и классный руководитель
Логинова Ирина Николаевна.
г. Лыткарино
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
I глава. Научное мнение
1. Взаимосвязь улыбки и здоровья человека
2. Взаимосвязь улыбки и взаимоотношений людей
II глава. Основные мероприятия проекта
Конкурс рисунков: «Моя улыбка».
Классный час "Улыбка. В чем ее секрет?"
Диагностика эмоционального состояния учащихся с помощью цвета.
Исследовательская работа: наблюдение , опрос
Время поделок «Оранжевое настроение» (спасение от авитаминоза – специальный супер-яркий конкурс)
Родительское собрание «Поделись улыбкою своей»
Коррекционно-развивающее занятия
Перемена «Добрых улыбок».
Фотовыставка «От улыбки станет всем светлей!»
III глава. Копилка рекомендаций и советов
Заключение
Приложение
«…Так вот, к полету готовились Юрий Гагарин и Герман Титов. Вопрос – кто полетит первым – мучил всех. Всё было в пользу Титова: более образован, кроме того, просто дьявольски красив. Но самое главное – весил он меньше Гагарина. У Гагарина была только улыбка. Королев прервал споры и сомнения традиционно коротким решением: «Полетит Гагарин!» Запротестовали, было, ученые – мол, Гагарин весит больше, а это значит, какие-то приборы не поднимутся на орбиту!.. Ученые смотрели в схемы. А Королев – на улыбку, которой суждено было стать символом планеты. Поэтому он подошел к космическому кораблю и, не глядя, сорвал несколько приборов. Мне кажется, Королев готов был выкинуть из космического корабля все приборы, чтобы туда вместилась улыбка Гагарина. Королев не только вычислил траекторию полета корабля «Восток», но и величайшую траекторию улыбки…» из статьи Акрама Муртазаева
|
ВВЕДЕНИЕ.
Мы живем в 21 веке – веке новых открытий в области науки, техники, медицины, достижений во всех сферах человеческой жизни. Казалось бы: человечество достигло, наконец-то, такого уровня, что каждый может реализовать весь свой потенциал, добиться успеха в профессиональной деятельности и личной жизни, быть уверенным в будущем, счастливым, успешным, благополучным, здоровым. Но наблюдения за окружающей жизнью, людьми и объективные данные исследований доказывают обратное: мы все чаще сталкиваемся в повседневной жизни с озлобленными, грубыми, жестокими, агрессивными людьми.
Медицинская статистика свидетельствует о том, что увеличивается количество людей, страдающих психическими расстройствами, психозами, депрессией. В последние годы в обществе важное место занимает вопрос пропаганды здорового образа жизни. Большое значение в укреплении здоровья людей придается спорту, правильному питанию, отказу от вредных привычек.
Актуальность:
На наш взгляд, немаловажное значение для сохранения здоровья людей, для успешности в жизни имеет эмоциональный настрой человека по отношению к окружающим людям. А человек физически здоровый, уверенный в своих силах, жизнерадостный, умеющий видеть в жизни добро и красоту, доброжелательно настроенный по отношению к другим людям, выражает свое внутреннее состояние с помощью улыбки.
Таким образом, данная тема является актуальной в современном обществе. А ведь совсем не сложно, улыбнуться…улыбка, она же возвращается, как бумеранг.
Проблема
От улыбки – станет всем светлей! Только мы стали реже улыбаться. Вы заметили, как редко мы улыбаемся? Находясь в транспорте, замечали, какие кислые физиономии у людей, сидящих рядом с вами, или тех, кого вы видите через окно? В наше время люди не так часто улыбаются, все «нагруженные», словно умножают в уме.
А если видим напротив себя человека с улыбкой, то нам кажется, что с нами что-то не так…начинаем нервно проверять одежду на наличие пятен, достаем зеркало и смотрим, все ли хорошо с прической. Странно, что такой простой жест приветствия может вызывать такую неординарную реакцию.
Куда подевались улыбки? И как тут может стать светлей?
Цель:
пропаганда доброжелательного отношения людей друг к другу, оптимистического и позитивного отношения к жизни; на примере улыбки показать её значение для физического и эмоционального здоровья и успешности человека.
Задачи:
Изучить литературу об улыбке, смехе, в том числе, о взаимосвязи улыбки и физического здоровья, эмоционального самочувствия человека
Поставить практический эксперимент о роли улыбки в современной жизни и её влиянии на взаимоотношения с другими людьми.
Развивать общественно-полезные инициативы школьников;
Воспитывать потребность в эмоционально-устойчивом психическом здоровье как жизненной позиции школьника;
Заботиться о гармоничном развитии духовного здоровья;
Содействовать практическому взаимодействию с социумом.
Составление свода рекомендаций и советов, направленных на формирование положительного отношения человека к себе и окружающим, которое выражается с помощью улыбки
Методы, использованные для достижения поставленных целей и задач:
изучение литературы, интернет-ресурсов
личные наблюдения
опрос
сравнительный анализ
Практическая значимость проекта
Проект даёт возможность решать одну из важных задач, стоящих перед современной школой - создание условий для сохранения здоровья учащихся
Наш проект — действенная поддержка в направлении воспитательной работы. Объединив усилия всех заинтересованных лиц – педагогов, психологов и родителей, мы сумеем помочь школе воплотить в жизнь педагогику здоровья — реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни.
Материал проекта может использоваться при проведении классных часов, посвященных проблеме здорового образа жизни, межличностного общения.
Советы и практические рекомендации по формированию положительного отношения человека к себе и окружающим актуальны для всех людей.
Проект рассчитан на осмысление своих собственных действий, на самопознание, раскрытие духовного мира человека.
Вселение надежды и поддержка людей, нуждающихся в психологической помощи.
Срок реализации проекта: 1 марта - 1 апреля 2016 г.
ГЛАВА. НАУЧНОЕ МНЕНИЕ
Счастье и хорошее настроение распространяются среди людей как благотворный вирус. К такому выводу пришли двое известных американских учёных — социолог Гарвардского университета Кристакис и его коллега из Университета Калифорнии Фоулер. Их совместное исследование было подготовлено на основе изучения образа жизни 4 700 человек, которые были объектом социологического наблюдения в течение 20 лет. Как выяснилось, счастье и хорошее расположение духа во многом зависят от той среды, в которой находится человек. Если его окружают счастливые и улыбчивые люди, то их отличное настроение может передаваться ему.
В июле 2008 года был опубликован доклад Всемирной программы изучения ценностей , согласно которому самые счастливые люди на Земле живут в Дании. По уровню счастья своего населения Россия оказалась лишь на 89-м месте, причём среди развитых стран мира с более низкой продолжительностью жизни. Один из факторов, который подрывает здоровье общества, по мнению психологов, состоит в том, что большинство людей пребывают в подавленном настроении.
Стоит отметить, что по данным исследования, чаще всего хорошее настроение и чувство юмора бывает у более обеспеченных людей. Однако многочисленные исследования, проведённые в последние годы, доказали противоположную истину: чтобы добиться успехов в жизни, нужно не только много работать, но и просто часто улыбаться! По мнению учёных, отзывчивость, оптимизм и весёлый нрав помогают человеку достичь поставленных в жизни целей.
Профессор Мартин Селигман, психолог Университета Пенсильвании отмечает : "Смех, пение и улыбка дают людям положительный заряд энергии. Счастливые люди, подобно оркестру, заряжают друг друга хорошей энергией".
1. Взаимосвязь улыбки и физического здоровья человека
Существует фраза "Смех продлевает жизнь". В настоящее время фактов собрано достаточно, для того чтобы понять как смех влияет на работу человеческого организма. Но смех нужен и здоровым людям как профилактическое, укрепляющее средство.
Исследования европейских учёных с применением самой современной аппаратуры привели их к выводам, что после смеха мозговая деятельность человека возрастает примерно в десять раз, при этом резко улучшается память, нормализуются кровяное давление и ритм сердца.
Веселое настроение, выражающееся в улыбке, стимулирует кровообращение, уменьшает вероятность стресса, смягчает боли, активизирует защитные силы организма, расслабляет мышцы, улучшает обмен веществ. Улыбка сохраняет молодость и красоту лица. Смех провоцирует выброс в кровь "гормонов счастья" - веществ, обладающих болеутоляющим действием. Смех благотворно воздействует на работу легких. Смех способен снять физическое и умственное напряжение. В начале 1980-х годов директор американского цирка Big Apple Circus Майкл Кристенсен впервые организовал регулярные посещения онкологически больных детей клоунами. Медики констатировали, что после визита клоуна эффективность лечения заметно возрастала. Именно с этого времени лечащие клоуны стали участвовать в исцелении больных в ряде передовых в медицине стран мира.
2. Взаимосвязь улыбки и взаимоотношений людей в обществе
Об улыбке и её магической силе писали ученые и поэты. Надо помнить, что улыбка – важное средство общения. Улыбка – способ показать окружающим, что все идет хорошо и что вы рады их видеть.
В специальных исследования, например, было выявлено: если продавцы улыбаются покупателям, то объем продаж в магазинах увеличивается на 20%. Улыбающееся лицо чаще вызывает к себе расположение, в отличии от лица хмурого и замкнутого.
Улыбка украшает всех без исключения. В основе каждой улыбки должно лежать доброжелательное отношение к людям. Четыре года пятидесятилетний Леонардо да Винчи писал портрет супруги Франческа дель Джио-конда… Никогда до этого ни один художник не смог «схватить» так, как он, всю привлекательность женской улыбки, которая почти магически действует на зрителей.
Самое замечательное в улыбке – ее заразительность. Когда вы улыбаетесь кому-либо, человек обязательно улыбнется вам в ответ. А знаете ли вы, что существует понятие «Дежурная улыбка», обычно так говорят, когда человек улыбается по обязанности, потому что "так надо". Например, улыбка в Америке является служебной обязанностью. Кто не хочет и не умеет улыбаться, часто теряет рабочее место. Хорошо бы в нашей стране возвести улыбку в закон жизни. Сколько бы это принесло здоровья и счастья всем людям!
ГЛАВА. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА.
Конкурс рисунков: «Моя улыбка».
Наш проект стартовал в символический день - 1марта - первый день весны.
В этот день мы не только загорелись идеей этого проекта и наметили план действий, но и устроили конкурс рисунков, цель которого была
дать возможность детям проявить средствами творческой деятельности
отношение к миру, восторг существования, радость жизни.
Классный час "Улыбка. В чем ее секрет?" Целью которого является знакомство с секретами улыбки, развитие коммуникативных способностей учащихся, воспитание нравственных ценностей, уважение детей друг к другу.
Приложение 1
Диагностика эмоционального состояния учащихся с помощью цвета.(разработанная на основе цветописи А.Н. Лутошкина)
В повседневной школьной практике основной упор все еще делается на интеллектуальную сферу познания. Между тем, нередки случаи, когда ученики о многом знают и все могут верно объяснить, а их поведение оказывается совсем не таким правильным, поступки и реальные действия – не такими нравственными, как знания и представления, ибо они не прочувствованы, не окрашены эмоциональным отношением.
В течении месяца в процессе работы над проектом, велась диагностика эмоционального состояния учащихся 2"Б"класса.
Суть ее – в оценке учениками своих эмоциональных состояний, в оценке общей эмоциональной атмосферы класса за определенный отрезок времени, а также в оценке воздействия данной ситуаций (работа над проектом) на настроение детей, для изучения эффективности воспитательного процесса, выражаемой при помощи цвета.
Также эта самодиагностика дает положительный эмоциональный настрой детям и развивает его самоанализ, самооценку, умение рефлексировать свою деятельность и деятельность окружающих.
Подводим итог в конце месяца. Оценив настроение и состояние класса, причины колебания настроения каждого учащегося, мы попытались сделать первый шаг к управлению своими чувствами и попробовали глубже познать существующие взаимоотношения в коллективе.
Приложение2
Исследовательская работа:
Наблюдение . «Улыбайтесь, и вам подарят улыбки в ответ» (Поль Брэгг).
Ученикам 2 "Б" класса подгруппы НАБЛЮДАТЕЛИ (в эксперименте приняло участие 45 человек разного возраста) было дано задание:
понаблюдать за людьми в магазине, автобусе, на улице, в школе и письменно ответить на вопросы: часто ли на лицах людей появляются улыбки? Кто улыбается чаще – взрослые, дети, пожилые люди, молодые, мужчины, женщины?
понаблюдать за реакцией и эмоциями прохожих людей, которые на досках объявлений в городе и подъездах домов видели объявления, заранее расклеенные учащимися. Цель которых пропагандировать доброжелательное отношение людей друг к другу. Приложение 3
1. Учащиеся, наблюдая за людьми вокруг, отмечают, что улыбающихся людей встретили немного, чаще всего улыбаются дети, реже – молодые люди и женщины, крайне редко – пожилые люди и мужчины.
Люди, включенные в напряженный ритм современной жизни, все реже стали улыбаться друг другу, интересоваться внутренним состоянием человека, его мыслями, чувствами, переживаниями.
2. Яркие объявления со смайликами притягивали взгляды прохожих разных возрастных категорий и пола, чаще всего люди, улыбаясь, отрывали смайлик.
Таким образом, высказывание о том, что улыбка заразительна, что улыбки улучшают настроение человека, верно.
В Швеции были проведены исследования, когда люди с разным настроением смотрели на улыбающегося человека. И в этот момент выражение лица испытуемых невольно расслаблялось, и сама собой появлялась улыбка. Профессор Рут Кэмпбелл из Университетского колледжа Лондона считает, что в мозге существуют так называемые зеркальные нейроны, которые вызывают «зеркальное поведение». Поэтому сознательно или бессознательно, но человек автоматически копирует то выражение лица, какое видит перед собой.
Опрос. "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение" Бенедикт Спиноза С какими людьми в жизни вы чаще встречаетесь: А) с добрыми, отзывчивыми; Б) с раздражительными, озлобленными. |
2. Часто вы улыбаетесь сами? Чаще по какому поводу? |
3. Что вы чувствуете при виде улыбающегося вам человека? |
4. Считаете ли вы, что улыбка делает лицо более привлекательным? |
5. Влияет ли улыбка, по вашему мнению, на состояние здоровья? |
Помогает ли вам улыбка справиться с трудностями? |
анкета для проведения соцопроса:
Ответы на некоторые из них дали следующую «картину»:
4
0% опрошенных утверждают, что чаще встречались с раздраженными людьми, 60% опрошенных ответили, что чаще встречались с дружелюбными, уравновешенными людьми.
79% учащиеся отмечают, что при виде улыбающегося им человека у них поднимается настроение и хочется улыбнуться в ответ,21% - чувствуют неловкость, смущаются.
91% опрошенных считают, что с улыбкой проще выходить из трудных ситуаций и лишь для 9% улыбка не имеет значения для достижения цели.
Таким образом, обобщая данные опроса, мы делаем вывод о том, что улыбка в современной жизни появляется на лицах в большинстве случаев тогда, когда сам человек испытывает радостное эмоциональное переживание, улыбка в сознании многих не предназначается для окружающих людей, для выражения доброго расположения к человеку, готовности поддержать, помочь, посочувствовать, хотя все учащиеся отметили, что сами они позитивно воспринимают улыбающегося человека.
Время поделок «Оранжевое настроение» спасение от авитаминоза – специальный супер-яркий конкурс
Оригами "Подсолнух-смайлик"(плоские и объёмные). ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Приложение 5
Родительское собрание «Поделись улыбкою своей..», цель которого привлечь внимание родителей к важности доброй и комфортной атмосферы в семье для душевного здоровья ребенка и его успешности в жизни; Приложение 5
Коррекционно-развивающее занятие
С каждым годом число детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы увеличивается. Несформированность эмоционально – волевой сферы, эмоциональное напряжение, несформированность коммуникативных навыков, повышенная тревожность, неуверенность в себе– вот неполный список тех проблем, с которыми сталкивается педагог при работе с детьми. Все эти проблемы приводят к трудностям в адаптации и социализации детей. Справиться с проблемами можно и нужно. Приложение 6
Перемена «Добрых улыбок».
Узнав так много о положительных качествах улыбки, нам захотелось помочь людям стать ближе друг к другу, добрее. Мы решили провести несколько мероприятий, которые вызвали улыбку на лицах других людей.
В этот день на перемене в школе правилом становится улыбка. Тон задаёт музыка (ПЕСНИ: "Улыбайтесь", "Улыбка" "Подари улыбку миру" "Должны смеяться дети" "Я привык улыбаться людям" и др.) и участники проекта, у всех заготовлены заранее поделки: «смайлики» и жёлтые воздушные шарики-смайлики. Они выдают их на перемене, например, тем, кого, увидели нахмурившимися или просто – тому, кто им нравится.
В завершении участники проекта представляют презентацию своего проекта.
Фотовыставка «От улыбки станет всем светлей!»
Под руководством кл. рук. организуется фотовыставка силами учащихся. В каждом кадре должен быть выражен символ оптимизма, доброты, продолжения жизни, жизнелюбия – УЛЫБКА. Организация выставки там, где людям требуется психологическая помощь. (поликлиники, больница). Ощущение нужности, помощи тем, кому сейчас плохо.
З амысел: ПОСМОТРЕЛ,ВДОХНОВИЛСЯ, УЛЫБНУЛСЯ..
Глубокая скорбь наполняет сердца,
Пусть кажется, радость уже не вернуть.
Примите душой утешение Творца,
С улыбкой продолжив путь.
Сделай всё возможное с твоей стороны.
Всё невозможное сделает Бог!
Поработав над данной темой, мы пришли к выводу,
- что улыбка при общении с другими людьми играет немаловажную роль, в повседневной жизни,
- важно строить общение с другими людьми улыбаясь, чтобы располагать к себе людей.
- это имеет важное значение для каждого человека, который живет в обществе, ведь человек может чувствовать себя успешным только тогда, когда у него много друзей, широкий круг общения.
III. ГЛАВА. КОПИЛКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И СОВЕТОВ
Мы систематизировали несколько игровых упражнений и сформулировали рекомендации, позволяющие преодолеть негативное восприятие действительности, рождающие чувство уверенности в себе, психологически настраивающие человека на позитивное отношение к себе, людям, ситуациям.
Игра «Я хороший»: вы даете себе или близким слово определенное время (например, начните с 1-2 часов) реагировать на любую неприятную ситуацию с улыбкой. Для улучшения настроения достаточно некоторое время посидеть с "искусственной", вынужденной улыбкой на лице, даже если у вас в данный момент плохое настроение и улыбаться совсем не хочется.
Исследования показывают, что люди, которые смеются или улыбаются, даже не чувствуя себя счастливыми, воздействуют на так называемую «зону счастья», расположенную в левом полушарии мозга.
Упражнения «Тренировка улыбки».
-Сейчас будем учиться улыбаться.
1 Глядя в зеркало, улыбнуться и помассировать 30 секунд мышцы лица.
2 Глядя в зеркало, поднять уголки рта вверх и по-доброму улыбнуться. Выполнять упражнение в течение одной минуты.
3 Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните воздухом легкие до отказа и улыбнитесь на выдохе.Молодцы!Повторим еще раз!
Игровая ситуация. «Крошка енот».
-Вспомните сказку про Крошку енота. Как ему удалось помириться с Тем, Кто сидит в пруду?( он улыбнулся)
Встаньте, попробуйте изобразить его (дети стараются изобразить)
Памятка-рекомендация .
1. Каждый день тренируйся-улыбайся перед зеркалом. Одну минуту оставайся в таком состоянии.
2. У себя в комнате постарайся повесить картинку или фотографию смеющегося человека.
3. Чаще смотри на картины с пейзажами и животными.
4. Улыбайся, когда здороваешься.
5. За наше психическое состояние отвечают гормоны. Учёные установили, что гормон меланин, вызывающий состояние депрессии, разрушается солнечными лучами. Поэтому старайтесь чаще быть на солнце, попробуйте пораньше вставать (и соответственно ложиться), чтобы за день подарить организму побольше солнышка.
6. Никогда не переставайте улыбаться! Начинайте день с улыбки перед зеркалом. Делайте физкультминутки под музыку. Больше читайте смешных, юмористических рассказов. Вспомните забавный случай из своей жизни, и хорошее настроение вернется к вам из прошлого. Чтобы сохранить хорошее настроение, полезно научиться переключаться с одной деятельности на другую. А если наградите улыбкой прохожего, он улыбнется вам в ответ – и станет теплее на душе.
7. Помни улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь
Следуя этим советам, вы обретете уверенность в себе, положительный настрой по отношению к жизни, к другим людям, укрепите свое здоровье, улучшите эмоциональное самочувствие, будете ощущать себя счастливым и успешным человеком, готовым поделиться своим счастьем с окружающими людьми, найдете много друзей!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В книге «Жизнь, любовь, смех» выдающийся индийский философ, духовный учитель Бхагавана Шри Раджниша (Ошо) рассказывает поучительную историю о «трёх смеющихся святых».
Они странствовали по Китаю, переходя из города в город, и ничего не делали, а только смеялись. Обычно эти странники останавливались на базарных площадях и начинали громко и заразительно смеяться. Вокруг них толпами собирались люди, прекращалась торговля, закрывались лавки. Через короткое время смех охватывал буквально всех присутствующих, резко меняя их настроение, атмосферу мыслей и чувств на рынке. Если раньше люди думали здесь только о деньгах, наживе, о том, как выгодно продать или дёшево купить, как обмануть или не быть обманутым, то, начав смеяться, они забывали, зачем пришли. Исчезала корысть и наступала радость. Смех преображал людей, делая их лучше.
Анализируя эту притчу и сравнивая данные, полученные нами в результате наблюдений и опроса учащихся, мы можем сделать вывод: в современном обществе наблюдается неулыбчивость по отношению к другим людям, которая, на наш взгляд, является объяснением разобщенности людей, их стремлением к индивидуальному счастью, отстранённому от счастья других людей.
Улыбка не только показывает внутреннюю гармонию человека, свидетельствует о его хорошем физическом и эмоциональном самочувствии, но и способна выразить доброе расположение человека по отношению к другим людям, его стремление помочь, посочувствовать, понять. А это и есть духовное здоровье человека, о потере которого так много говорят в современном обществе.
Улыбка проявляет Жизнь, и какая будет школа, если она не признает улыбку, не насытит ею все свое пространство? Медики считают, что здоровье школьников становится крепче от улыбок учителей.
Улыбка очеловечивает Жизнь, несет в ней Свет. Без учительской улыбки гаснет в жизни учеников свет радости познания, тают любовь и устремление. Учитель без улыбки — чужой человек среди учеников. Вся Вселенная, вся Жизнь на Земле — одна животворящая Улыбка и Радость. Улыбка есть состояние сердца. Именно в сердце мы в первую очередь должны улыбаться жизни.
«Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ее дарит. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей»
писал прославленный психолог Дейл Карнеги
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Классный час во 2-м классе по теме: "Секреты улыбки. В чём они?"
Цели и задачи :
• Дать учащимся представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для здоровья человека);
• Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;
• Воспитывать нравственные ценности, уважение детей друг другу;
• Учить детей правилам ведения диалога, умению кратко говорить, выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;
• Дать возможность детям продемонстрировать себя с хорошей стороны как коллектив (сплочённость, организованность, доброту, умение сработаться)
• Создать положительный настрой на дальнейшую совместную деятельность.
Форма проведения: (диалог-тренинг)
Оборудование:
1. Столы буквой П;
2. Компьютер, мультимедийное устройство;
3. По одному карандашу или фломастеру, по одному листу чистой бумаги на двоих;
4. Зеркало (желательно, каждому);
5. Листы для тестирования (у каждого)
6. Плакат «Дерево добрых улыбок»
7. Смайлики (плоды)
8. Песня “Улыбка”
Ход занятия
Организационный момент. Психологический тренинг.
- Дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычная встреча. Тему её вы определите сами, но немного позднее.
Я долго думала, с чего бы начать. И решила, начнём вот с чего…
- Возьмите в руки 1 карандаш (фломастер). Попробуйте вместе (парой) нарисовать любую одну картину. Подпишите её. (Дети вдвоём, держа в руках 1 карандаш, рисуют любую картину на одном листочке)
- Расскажите, что вы нарисовали.
- Удалось ли вам это сделать хорошо?
- Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
- А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?
(Надо было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом)
2. Введение в тему занятия. Тема и цель занятия.
- Ребята, а что такое ОБЩЕНИЕ?
(Общение это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее.)
- Что помогает общению друг с другом? (Речь, позы, мимика, жесты т. д.)
- Перед вами слайд, на котором изображены лица детей с разным настроением. Кого из детей вы выберете для общения и почему?
- Спасибо всем за ответы и пояснения.
- Итак, ребята вы уже, наверное, поняли, о чём мы сегодня поведём разговор.
- Мы поговорим о том, как можно общаться, как улучшить своё настроение, как приобрести друзей и добиться успеха в жизни, как научиться влиять на других И ВСЁ ЭТО С ПОМОЩЬЮ УЛЫБКИ Итак, тема нашего разговора:
СЕКРЕТЫ УЛЫБКИ. В ЧЁМ ОНИ?
3. Беседа по теме занятия.
- В общении друг с другом мы говорим так, чтобы нас понимали, чтобы общение было успешным. Когда мы общаемся, мы хотим расположить к себе собеседника. Но не только одними словами можно добиться успеха в общении, а ещё и добрым поведением, а также добрыми поступками.
-Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово «доброта»? ( со словом доброта связано всё хорошее, ласковое, тёплое, радостное)
- Добро, в первую очередь, связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое. - Оказывается, 80% успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с людьми. - Что значит правильно общаться? (быть вежливым, говорить понятно, выразительно, с улыбкой). - А как на лице показать свое доброе расположение к собеседнику, при помощи чего можно показать, что человек вам приятен (при помощи улыбки). - Давайте выясним, что же такое улыбка. Как вы думаете? (ответы детей и взрослых)
-В словаре Сергея Ивановича Ожегова: Улыбка - это мимика лица, губ, глаз, показывающая расположение к смеху, выражающая привет, удовольствие или насмешку.
4. Метод эвристического наблюдения.
- Я думаю, что вы согласитесь со мной, если я скажу, что все люди улыбаются по-разному.
-Как вы думаете, какие бывают улыбки? (веселые, скромные, жалостливые, умиления, скорби, ехидная, ухмылка).
-Я предлагаю вам посмотреть на репродукции картин великих художников, на которых запечатлены разные виды улыбок. Посмотрите и скажите, о чем говорят вам улыбки людей на этих картинах.
1. Леонардо да Винчи – итальянский живописец, скульптор, ученый, архитектор написал портрет Моны Лизы «Джоконда». Ответьте на вопрос, какая она, улыбка «Джоконды»? (загадочная, таинственная, задумчивая, мечтательная, немного грустная).
2. Следующая картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками». Что вы можете сказать об улыбке этой девочки? (спокойная, нежная, свежая)
3. А вот еще одна девочка, её портрет написал Федот Васильевич Сычков. А какая у неё улыбка? (озорная, веселая)
5. Практическая работа «Поделись улыбкою своей».
а) Игра «Внимание, пожалуйста»
- Очень важно улыбаться – это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения. Улыбайтесь, когда здороваетесь с родителями, учителями, друзьями, соседями, разговариваете по телефону, знакомитесь с кем-то.
- С помощью улыбки можно улучшить и своё настроение. Учёные установили, что когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества – гормоны, благодаря которым улучшается настроение. А плохое настроение ослабляет наш организм. Злоба, обида, недовольство могут привести к возникновению болезней.
- Давайте проверим, умеете ли вы улыбаться. Поиграем в игру «Внимание, пожалуйста». Я буду обращаться к вам с просьбами, но вам нужно выполнять только те, где звучит слово «пожалуйста». Внимание:
-Поднимите правую руку…
-поднимите левую руку, пожалуйста…
-прикоснитесь к кончику носа, пожалуйста…
-закройте глазки…
-закройте глазки, пожалуйста…
-откройте глаза…
-откройте глаза, пожалуйста…
-пожалуйста, улыбнитесь…
б) Тренировочные упражнения «Поделись улыбкою своей…»
- Умение улыбаться — это наука и искусство. Невинность, печаль, доброта имеют свои образы в улыбках. Не следует улыбаться без всякого повода. Надо помнить о том, что, улыбаясь, мы раскрываем тайники своей души. - Улыбка украшает всех без исключения. В основе каждой улыбки должно лежать доброжелательное отношение к людям. Настоящая улыбка идёт от сердца.
- Сейчас я предлагаю поучиться улыбаться и подарить друг другу обаятельную улыбку. У каждого у вас на столе лежит зеркало. Возьмите его в руки, сделайте красивую, добрую улыбку, улыбку, с которой вы сами себе понравитесь. Подарите её нам.
7. Метод самооценки.
А теперь мне хочется узнать, есть ли у вас чувство юмора, умеете ли вы принимать различные ситуации с улыбкой? (тест)
(если “да” - “+”, если “нет” - “-”)
1. Любите ли вы смеяться?
2. Умеете ли с юмором выходить из неприятных ситуаций?
3. Смеётесь ли вы наедине, когда читаете книгу или смотрите телевизор?
4. Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли вы не показать вида.
5. Рассказывают ли вам друзья весёлые истории?
6. Если вы находитесь в компании, то хотите выглядеть самым остроумным?
7. Когда вы в плохом настроении, не раздражает ли вас смех окружающих?
8. Считаете ли вы себя человеком с чувством юмора?
Если вы получили 6 и более “+”, то у вас с чувством юмора всё в порядке. И это помогает вам в самые трудные периоды жизни.
Если вы получили 5 “+” и менее, то с чувством юмора у вас плоховато.
6. Итог занятия.
- Вот и подошло к концу наше занятие.
- О чем мы с вами говорили?
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
- Какие выводы вы сделали для себя? - Люди волей-неволей добреют от улыбки. Если вы не привыкли улыбаться, то вам пора научиться это делать. Улыбнитесь прямо сейчас! Не бойтесь! Улыбнитесь еще раз! Это же не больно. В сущности, вам самому становится от этого лучше. Если поблизости есть зеркало, улыбнитесь перед ним, и вы увидите, насколько лучше выглядите. - Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы вы смеялись, лучились и радовались, чтобы другие, глядя на вас, становились тоже счастливы.
7. Рефлексия.
- И в конце нашего занятия я предлагаю вам вырастить «Дерево добрых улыбок». - В народе говорят:
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диагностика эмоционального состояния
учащихся с помощью цвета.
Эмоциональные состояния как ручейки питают психологический климат и психологическую атмосферу коллектива. В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад — преобладающее настроение отношения к сверстникам, удовлетворенность отношениями в коллективе.
Главным, что образует психологический климат, являются эмоциональное состояние или настроение коллектива. Кроме того, психологический климат коллектива Лутошкин А.Н. определяет как «зеркало коллектива», в котором можно увидеть, как люди относятся друг к другу, как переживаются их отношение к складывающимся обстоятельствам жизни.
Поиск путей исследования эмоциональных явлений в коллективе связан с целым рядом трудностей, потому что эмоциональная сфера, одна из интимнейших областей психики человека, куда проникнуть чрезвычайно сложно. Одним из таких путей исследования связан с использованием методик цветописи (тест Люшера, цветопись эмоциональной атмосферы коллектива А.Н. Лутошкина).
Исходным в применении цвета является установленное в цветопсихологии соответствие определенных цветовых оттенков различным проявлениям эмоциональных состояний человека.
Цель исследования: диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка.
Материал и оборудование: «Климатическая полоска», разработанный на основе цветописи А.Н. Лутошкина, в который входят: красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный цвета. Карточки с именами учащихся. У педагога тоже есть свой магнитик, и дети могут видеть настроение своего учителя.
Методика исследования: на стенде «Климатическая полоска» и карточки с именами детей. Дети получают инструкцию о том, что означает каждый цвет в круге. Учащиеся должны поставить свою карточку под тот цвет, который соответствует их настроению сегодня.
Шкала цветового диапазона.
Красный - зона бодрого, мажорного настроения.
Желтый - зона приятного, благодушного настроения.
Зеленый – зона спокойного, уравновешенного тона.
Фиолетовый – зона неудовлетворенности, тревожности.
Черный – зона пессимизма, уныния, упадка.
Исследователь-педагог фиксирует у себя в таблице настроений определенное испытуемым настроение с помощью цветных карандашей или фломастеров. В строке - дни месяца, в столбике имена - учащихся.
|
Анализ данных таблицы настроения можно проводить и ежедневно, и в конце каждой недели, и в конце каждого месяца. Ежедневный анализ данных таблицы соотносится с реальными жизненными событиями испытуемого. Такой анализ помогает исследователю-учителю разобраться в причинах переживания ребенка и по-возможности помочь ему, а также является хорошим средством эмоционального самоконтроля ребенка. При этом важно установить степень адекватности эмоционального реагирования ребенка в зависимости от событий его жизни.
Общая оценка эмоционального состояния соответствует преобладающему настроению за весь период времени исследования, каким может оказаться неделя, месяц и т.п. Такая оценка предусматривает возможность отклонений от нормы в переживаниях, эмоциональном состоянии ребенка.
Анализ изменения состояния членов коллектива в течение дня может помочь выявлению факторов, воздействующих на настроение детей. Руководителю класса исследования помогают увидеть настроение коллектива, оценить психологическую атмосферу класса, проследить за развитием настроения каждого ребенка.
Замеры настроения детей в начале и в конце учебного дня показали, что методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении. Потребность выговориться, поделиться тем, что на душе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Чтобы начать делать добро, начните с себя! Возьмите смайлик , поднимите настроение себе. У | ||||
|
|
|
|
|
анкета для проведения соцопроса:
С какими людьми в жизни вы чаще встречаетесь: А) с добрыми, отзывчивыми; Б) с раздражительными, озлобленными. |
|
2. Часто вы улыбаетесь сами? |
|
3. Что вы чувствуете при виде улыбающегося вам человека? |
|
4. Считаете ли вы, что улыбка делает лицо более привлекательным? |
|
5. Влияет ли улыбка, по вашему мнению, на состояние здоровья? |
|
Помогает ли вам улыбка справиться с трудностями? |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Родительское собрание «ОТ УЛЫБКИ СТАНЕТ ВСЕМ СВЕТЛЕЙ!..»
Цели: привлечь внимание родителей к важности доброй и комфортной атмосферы в семье для душевного здоровья ребенка и его успешности в жизни; дать необходимые консультации родителям, столкнувшимся с проблемами во взаимоотношениях с ребенком.
Ход собрания
Удивительно, что может сделать
Один луч солнца с душой человека. Ф. М. Достоевский
I. Организация собрания
Учитель. Добрый вечер, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на очередном собрании родителей, любящих и желающих добра своим детям. За окнами вечер, сумерки опустились на город. А мне хочется поговорить с вами о светлом и добром. «Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека», – заметил когда-то Ф. М. Достоевский. Эту мысль можно продолжить: «Удивительно, что может сделать одна улыбка с душой ребенка»...
Часто ли лица членов вашей семьи озаряются улыбкой? Считаете ли вы это достойным вашего внимания? Нужна ли человеку в жизни улыбка? Об этом наш сегодняшний разговор.
II. Основная часть собрания.
Учитель. Об улыбке в жизни человека сказано и спето немало. Но научились ли мы, взрослые, по-настоящему ценить свою способность улыбаться? Порой, кажется, что мы слишком привыкли к этой способности и даже ленимся применять ее. Мы просто недовольно ворчим и брюзжим о том, что жизнь трудна, что нет сил... До улыбок ли тут! Готовясь к нашей встрече, я вспомнила об истории, рассказанной Сент-Экзюпери в повести «Планете людей». Один из ее героев. Барк, – очень состоятельный человек, долгое время находился в неволе. Его не тяготили ни семейные узы, ни обязанности перед кем-либо. Однако, волею судьбы обретя свободу, ему страстно захотелось быть кому-то нужным.
«...Он бродил среди еврейских лавчонок, и глядел на море, и думал, что вот он волен идти куда хочет, он свободен... Но эта свобода показалась ему горька – он затосковал по узам, которые вновь соединили бы его с миром.
Мимо шел ребенок. Барк погладил его по щеке. Ребенок улыбнулся. Это не был хозяйский сын, привычный к лести. Это был маленький заморыш, Барк подарил ему ласку – и малыш улыбался. Он-то и пробудил Барка к жизни, этот маленький заморыш, благодаря Барку он улыбнулся – и вот Барк почувствовал, что начинает что-то значить в этом мире. Что-то забрезжило впереди, и он ускорил шаг.
Но, завернув за угол, он наткнулся на играющих ребятишек и остановился. Вот оно. Он молча поглядел на них. Отошел к еврейским лавчонкам и скоро вернулся с целой охапкой подарков. Абдалла возмутился: - Дура, чего зря деньги тратишь!
Но Барк не слушал. Он торжественно, без слов, по одному подзывал к себе детей. И маленькие руки потянулись к игрушкам, к браслетам, к туфлям, расшитым золотом. И каждый малыш, крепко ухватив свое сокровище, убегал, как истинный дикарь. Прослышав о такой щедрости, к Барку сбежалась вся агадирская детвора, и он всех обул в шитые золотом туфли. А слух о добром чернокожем боге долетел и до окрестностей Агадира, и оттуда тоже стекались дети, окружали Барка и, цепляясь за его истрепанную одежду, громко требовали своей доли. Это было разорение. Но... Барк хотел поделиться избытком счастья.
Он был свободен, а значит, у него было самое главное, самое дорогое: право добиваться любви, право идти куда вздумается и в поте лица добывать свой хлеб. Так на что ему эти деньги... они не утолят острое, жгучее, точно голод, желание быть человеком среди людей, ощутить свою связь с людьми. Он был свободен, да – слишком свободен, слишком легко он ходил по земле. Ему не хватало груза человеческих отношений, от которого тяжелеет поступь, не хватало слез, прощаний, упреков, радостей – всего, что человек лелеет или обрывает каждым своим движением, несчетных уз, что связуют каждого с другими людьми и придают ему весомость. А вот теперь на нем отяготели бесчисленные ребячьи надежды...»
Ощущаете ли вы, мои дорогие собеседники, эту потребность в детской улыбке? Понимаете ли роль ее в жизни вашего младшего школьника? Чем отличается данный возрастной период? Что необходимо учитывать?
Психолог. Ваши дети, уважаемые родители, вступили в пору кризиса младшего школьника. В этом возрасте взрослые пытаются заставить детей быть ответственными, дают им определенную степень свободы для того, чтобы они... перестали им, взрослым, мешать. Уроки, подготовка к различным школьным мероприятиям – все это теперь преимущественно детская забота. Родители же пытаются взять на себя роль строгого судьи, оценивающего конечный результат (двойка, выговор в дневнике, вызов в школу, или, наоборот – пятерка, грамота). Родители предъявляют ребенку новые требования: «Ты теперь большой. Ты будешь мыть посуду, ходить за хлебом в магазин, самостоятельно делать уроки и т. д. и т. п.». Проблема лишь в том, что для ребенка это не самый лучший момент для крещения самостоятельностью. Первые несколько лет в школе – это время, когда родителям нужно быть особенно внимательными, понимающими и терпеливыми, для того, чтобы помочь ребенку построить новые отношения с учителями и одноклассниками. Причем, нужно постараться быть не опекающим, а ответственным и способным стать на защиту прав и личности своего ребенка перед посторонними людьми.
Предлагаю вам ответить на вопросы теста, который позволит определить, насколько благополучно складываются ваши отношения с детьми. (См. Приложение 1.)
Учитель. Нам, взрослым, кажется, что мы знаем о своих детях все. Однако очень часто это являете, глубоким заблуждением. В сравнении с тем, как обычно многословны родители в рассказах о детях и о себе, дети – великие молчальники. И не потому, что им нечего рассказать. Потому что некому. Узнать, как ребенок относится к взрослым, можно отчасти по его поведению, глазам и осанке, отчасти по играм, рисункам, тестам и прочим косвенным проявлениям, но только отчасти. Кое-какую информацию можно было бы почерпнуть, имей мы незримый доступ к детским компаниям; но даже если бы наша познавательная техника и шагнула столь далеко, мы, боюсь, оказались бы в научном смысле разочарованными. В том, что касается отношений со взрослыми,
с родителями особенно, дети не часто откровенничают и между собой. Нужно еще поверить в свое право не то чтобы говорить правду, но хотя бы думать о ней.
Известный психиатр и писатель В. Л. Леви в своей книге «Как воспитывать родителей или Новый нестандартный ребенок» рассказывает о том, что слышал он от своих маленьких пациентов:
1. «– Моя бабушка добрая. Но она не умеет быть доброй.
– Не умеет?
– Нет.
– А как же?
– Она кричит.
– Кричит?.. И добрые кричат. И ты тоже иногда, а?
– Когда я кричу, я злой. А бабушка все время кричит.
– А откуда ты знаешь, что она добрая?
– Мама говорит»
2. «– Моя мама очень хорошая и очень скучная. А мой папа очень интересный и очень плохой.
– А что в нем... интересного?
– Он большой, сильный. Он умеет... (Перечисление). Он знает... (Перечисление).
– И ты, наверное, хочешь быть хорошим, как мама, и интересным, как папа?
– Нет. Я хочу быть невидимкой. Хочу быть никаким».
3. «– Папу я очень люблю. У меня другой папа был, но это неважно. Папа замечательный, я его очень...
– И маму, конечно.
– И маму... Только она не дает.
– Чего не дает?
– Она мешает... Ну, не дает себя любить. Вот как-то толкается глазами. Будто говорит, что я ее не люблю».
4. «– Стук слышу – папа входит – все, не соображаю, и сразу вот здесь что-то сжимается... Раздевается... Шаркает, сопит... Еще не знаю, в чем виноват, но в чем-то виноват, это уж точно...
Времени уже вон сколько, а за уроки не брался, в комнате бардак, ведро не вынес, лампу разбил мячом, ковер залил чернилами... А откуда я знал, что мячик туда отскочит!..»
5. «– Они у меня чудесные, самые-самые... Я еще в восемь лет решила, что, когда они умрут, я тоже умру... Они меня не знают, я рассказывать не умею, а они сразу говорят, хорошо или плохо, правильно или неправильно... Они умные, добрые, я такой никогда не стану. А теперь я хочу умереть, больше не могу их любить...»
Приведенные выше реплики – реплики чужих детей. А что говорят и думают ваши собственные. Проведенное нами исследование (см. Приложение 2) позволяет сделать некоторые выводы. (Психолог знакомит присутствующих с общей ситуацией, выявить которую помогло исследование. В случае необходимости родителям могут быть рекомендованы индивидуальные консультации).
III. Заключительная часть
Учитель. Один великий мудрец сказал: «»Душа ребенка сродни скрипке: как к ней прикоснешься, так она и зазвучит». Прикоснитесь к ней с любящей и нежной улыбкой. Обнимите покрепче вашего ребёнка (пусть он не совсем удачлив и неумел), загляните в его светлые родные глаза и... расскажите очередную сказку. (См. Приложение 3.)
Прислушайтесь...
...Есть такое слово – «кредит». Того же корня и «кредо» – верю. Кредит – нечто, данное на веру, на доверие, но с отдачей. Ребенок приходит в мир с кредитом доверия. Этот кредит отдается взрослым и, прежде всего родителям. Если бы этот кредит был бесконечным... И если бы взрослые умели не только тратить его, но и возвращать и приумножать...
В. Л. Леви
Методика Приложение 2
«Незаконченные предложения»
И н с т р у к ц и я. Детям предлагается набор незаконченных предложений, задача испытуемых – закончить предложения.
Тест направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний.
Незаконченные предложения:
1. Мы любим маму, а...
2. Я думал, что мама чаще всего...
3. Отцы иногда...
4. Что бы наш папа...
5. Если бы мой брат (сестра)...
6. Мои близкие думают обо мне, что я...
7. Дети, с которыми я играю...
8. Мои друзья меня часто...
9. Если бы не было школы...
10.Когда думаю о школе, то...
11. Я думаю, что людей больше...
12. Я достаточно ловкий, чтобы...
13. Я самый слабый...
14. Я хочу, чтобы у меня не было...
15. Я весь трясусь, когда...
16. Если бы все ребята знали, как я боюсь...
17. Был бы очень счастлив, если бы я...
18. Всегда мечтаю…
Приложение 1
Тест «Благополучны ли ваши отношения с детьми?»*
Отвечая на вопросы теста, поставьте за каждый ответ «да» - 2 балла, «нет» - 0 баллов, «иногда»- 1 балл.
1. Ваш ребенок доверяет вам свои секреты?
2. Советуется ли он с вами по своим сложным вопросам?
3. Вашему ребенку нравится быть с вами рядом?
4. Считаете ли вы, что ваши отношения с ребенком благополучны?
5. К вашему ребенку часто приходят приятели?
6. Вы знакомы со всеми друзьями вашего малыша, которые приходят к вам домой?
7. Когда вы читаете, ваш ребенок интересуется тем, что вы читаете?
8. Бывает ли так, что ваш малыш приводит в дом посторонних детей?
9. Ваш ребенок одинаково любит всех членов семьи?
10. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные фильмы?
11. Считаете ли вы, что в вашей семье существует полное взаимопонимание с детьми на протяжении нескольких поколений?
12. Вы бываете огорчены, когда, уехав в командировку, не видите вашего ребенка несколько дней?
13. Ваш ребенок иногда смотрит вместе с вами передачи для взрослых, в которых ничего не понимает?
14. Охотно ли вы отправляете вашего малыша к бабушке и дедушке на выходные или каникулы?
15. Охотно ли ваш ребенок ходит с вами по магазинам за необходимыми покупками?
16. Ваш малыш дарит вам цветы, собранные им лично?
17. Капризничает ли ваш ребенок, когда вы заставляете его принимать рыбий жир или лекарственные средства?
18. Старается ли ваш малыш подражать кому-либо из членов вашей семьи?
19. Ваш малыш забирается по утрам к вам в постель?
20. Ваш ребенок дарит вам подарки, сделанные собственноручно?
Результаты теста:
От 26 до 40 баллов. В вашей семье царит полная гармония и взаимопонимание между детьми и взрослыми. Для посторонних людей подобные отношения – предмет открытой зависти. Как это не грустно, готовьтесь к тому, что окружающие, видя такое душевное единство, будут «учить» вас, что вы неправильно воспитываете своего ребенка! Предупредите ребенка заранее, что не нужно слушать злых людей и принимать их дурные советы близко к сердцу. Объясните малышу, что недобрые люди хотят вас поссорить.
Выработайте у малыша стратегию ответов. На замечания недоброжелателей, например: «Тебя, Саша, мать плохо воспитывает!», пусть малыш вежливо отвечает: «Воспитывайте своих детей. У меня есть своя мама. Если я сделаю что-то не так, пусть она сделает мне замечание, а не вы». Подобные спокойные и уверенные ответы детей производят очень сильное психологическое впечатление на недоброжелателя.
От 14 до 25 баллов. Ваши отношения с малышом в целом благополучные. Однако для достижения более тесного духовного контакта вам следует сделать их более многогранными. Воплотите в жизнь некоторые смелые мечты ребенка. Допустим, прикрепите вертушку к крыше дачного дома или укрепите вертушку к лоджии – малыш будет просто в восторге от этого.
От 1 до 13 баллов. Вам следует подумать, как улучшить ваши отношения с малышом. Благополучие в отношениях с ребенком зависит только от вас. Ребенок ничего не сможет изменить сам, если взрослый человек уделяет ему слишком мало времени. В конце концов, возьмите на работе один день отпуска за свой счет. Проведите его полностью с малышом. Сходите в кафе-мороженое, потом в кино, потом в магазин игрушек. Детская память долго хранит воспоминания о счастливых моментах жизни. Если вы возьмете с собой фотоаппарат, и у малыша будет возможность разместить фотокарточки в своем альбоме – это вообще замечательно! Считайте, что день будет оплачен по самой высокой ставке любовью и преданностью вашего малыша.
ОБ УЛЫБКЕ Приложение 3
(сказка)
«Это было давно, очень давно, когда люди ещё не умели улыбаться... Да, было такое время. Жили они грустно и уныло. Мир был для них чёрно-серым. Блеск и величие солнца они не замечали, звёздным небом не восторгались, не знали счастья любви. В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на небесах решил спуститься на Землю, то есть родиться и испытать земную жизнь.
– Но с чем я приду к людям? – задумался он. Ему хотелось прийти к людям в гости с подарком. И тогда он обратился к Отцу за помощью.
– Подари людям вот это, – сказал ему Отец и протянул маленькую искру, она светилась всеми цветами радуги.
– Что это? – удивился добрый ангел.
– Это Улыбка, – ответил Отец, – положи ее себе в сердце и принесешь людям в дар.
– И что она им даст?
– Она принесет им особую энергию жизни.
Добрый ангел вложил удивительную искру в сердце свое. И в это мгновение добрый ангел спустился на Землю, то есть родился. Новорож-денный заплакал. Но не потому, что испугался темной пещеры, угрюмых людей, с недоумением глазевших на него. Заплакал от обиды, он не знал, как быть: подарить людям принесенную им улыбку или утаить ее от них. И решил: извлек из сердца лучик искры и посадил его на уголке своего ротика.
– Вот вам подарок, люди, берите! – мысленно сообщил он им.
Мгновенно пещеру осветил чарующий свет. Это была его первая улыбка, а угрюмые люди увидели улыбку впервые. Они испугались и зак-рыли глаза. Только угрюмая мама не могла оторвать глаз от необычного явления, сердце ее зашевелилось, а на лице отразилось это очарование. Ей стало хорошо. Люди открыли глаза, их взгляд приковала к себе улыбающаяся женщина. Тогда младенец улыбнулся всем еще, еще, еще. Люди то закрывали глаза, не выдерживая сильного сияния, то открывали. И, наконец, привыкли и тоже попытались подражать младенцу. Всем стало хорошо от необычного чувства в сердце. Улыбка стерла с их лиц угрюмость. Глаза засветились любовью, и весь мир для них стал красочным; цветы, солнце, звезды вызывали них чувства красоты, удивления, восхищения. Так пришла к людям улыбка.
Ш. А. Амонашвили
Приложение 4
Прочтите с детьми
ВЕТЕР И СОЛНЦЕ
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.
Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более чем гневом.
К. Ушинский
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Коррекционно - развивающее занятие
От УЛЫБКИ станет всем светлей
Проблема и её обоснование
С каждым годом число детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы увеличивается. Несформированность эмоционально – волевой сферы, эмоциональное напряжение, несформированность коммуникативных навыков, повышенная тревожность, неуверенность в себе– вот неполный список тех проблем, с которыми сталкивается педагог при работе с детьми. Все эти проблемы приводят к трудностям в адаптации и социализации детей. Справиться с проблемами можно и нужно. Все занятия проходят в игровой форме, что близко и интересно детям. Детей ждут увлекательные путешествия в сказочные страны, знакомства с новыми друзьями, «море положительных эмоций».
Базовая идея
Для того чтобы решить проблему необходимо развить коммуникативные навыки детей, снять психоэмоциональное напряжение, снизить агрессивное поведение, научить распознавать разные эмоциональные состояния.
Задачи: 1. научить детей снимать психоэмоциональное напряжения через освоение методов аутотренинга, медитации, мышечной релаксации 2. дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные 3. развитие коммуникативных навыков 4. коррекция агрессии 5. формирование необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения 6. сплочение детского коллектива 7. развитие воображения, творческих способностей.
Используемые методы, приемы, технологии
Арттрерапия (рисуночная терапия, музыкотерапия), сказкотерапия, релаксационные техники, цветотерапия, игротерапия.
Ожидаемые результаты
В ходе коррекционно - развивающих занятий ожидается, что дети
познакомятся:
с разными эмоциональными состояниями;
с понятиями «друг», «дружба»
научатся:
видеть эмоциональное состояние другого человека;
снимать психоэмоциональное напряжение;
волевому регулированию поведения;
помогать друг другу
станут более общительны
избавляются от страхов, повышенной тревожности.
Ход мероприятия (занятие 1)
Цель: развитие эмоционально – волевой сферы ребенка .
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в Волшебную страну. , которая носит простое, знакомое и очень радостное название. Угадайте, какое? -Я загадаю загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится. ( «Улыбка» )
А тема занятия "Поделись улыбкою своей" слайд 1,2,3
Вы любите путешествовать?
Вы когда-нибудь бывали в этой прекрасной стране? Нет! Ну тогда вперед.
В этой стране живут удивительные существа «Смайлики». Они очень разные, но у них есть общие очень хорошие качества: они очень любят гостей и у них много друзей слайд 4
Путь нам предстоит далекий, непростой. Вы готовы? Тогда идем за мной. А чтобы веселее было идти нам нужно всем поприветствовать друг друга.
Приветствие. Дети встают в круг и передавая друг другу мяч здороваются. Психолог начинает первым. Молодцы. Теперь в путь.
Упражнение с элементами театрализованного представления: «Дорога». Дети должны показать то, что говорит психолог. «Мы дружно идем. У нас хорошее настроение. Мы улыбаемся. Вот на пути большая лужа, нам нужно ее перепрыгнуть. Все справились? Идем дальше. А здесь на нашем пути дремучий лес. Нам страшно. В этом лесу живут разные звери.
Как называются звери, которые живут в лесу? Дикие звери. Каких диких зверей вы знаете? А чтобы нам не так страшно было идти через лес, давайте превратимся в лесных зверей.
Упражнение «Лесные звери». Дети изображают разных диких зверей. При этом изображать можно только с помощью тела, не используя звуки. Другие дети угадывают, какое животное изобразил ребенок. А это что? Смотрите, ребята, какая красивая полянка. Психолог раскидывает на ковер вырезанные из бумаги одуванчики. Как вы думаете, что это за цветы? Правильно, одуванчики. Давайте превратимся в одуванчики.
Упражнение «Одуванчики». Под музыку со звуками природы дети выполняют то, что говорит психолог. Светит солнышко и наши одуванчики подняли свои головки к солнышку, они кружатся, танцуют. Вот подул легкий ветерок и одуванчики закачались на ветру. Наступила ночь и одуванчики легли в свои кроватки, сделанные из мягкой зеленой травки. Дети ложатся за парты и слушают звуки природы. Психолог следит, чтобы все дети приняли расслабленную позу. Просыпайтесь одуванчики. Утро пришло. Дети встают.
Упражнение «Такие разные эмоции». Психолог раздает каждому ребенку картинки с одуванчиком. На обратной стороне нарисованы смайлики с разными эмоциями:страх, радость, печаль и т. д. Дети рассматривают картинки и угадывают эмоции. Психолог предлагает детям показать картинку с изображением той эмоции, какую испытывает ребенок сейчас.
А вот на нашей пути речка. Но какая – то она бесцветная. И рыбки в ней тоже бесцветные. Давайте поможем речке и разукрасим ее. Раскраска. Какие молодцы! Какая у вас у всех получилась красивая речка.
А вот и наша Сказочная страна!!! Мы должны обязательно найти для себя в ней друзей. Но есть один секрет. Друг Смайлик всегда в том настроении, что и вы. Нарисуйте своего друга. Только не забывайте, что у него должно быть такое же настроение, что и у вас. Дети рисуют друга Смайлика. www.shidonni.ru. А сейчас ваш Смайлик оживет. «Оживляем Смайлика». Вместе рассматриваем друзей ребят. Смотрим у кого грустный Смайлик.
Беседа о настроении. Грустный у тебя Смайлик. Ребята, как можно повысить настроение другу? Обсуждение. А я знаю еще один очень хороший способ. Волшебный способ. Нужно просто улыбнуться! слайды 5,6,7
Просмотр мультфильма «Крошка Енот». Прощание. Скоро мы обязательно попутешествуем еще по этой Волшебной стране. А сейчас улыбнитесь друг другу. Молодцы. До новых встреч.
Ход мероприятия (занятие 2)
Цель: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.
Игра. - У кого-то сегодня плохое настроение, кто-то встал не с той ноги. Но все же, давайте, попытаемся все плохое оставить за дверью.
А теперь, представьте себе, что ваши ладони - это зеркальце, посмотритесь в него и улыбнитесь, а теперь улыбнитесь друг другу.
Мы ходим по улицам, глазами встречаемся
С прохожими разными, порой улыбаемся.
И если в ответ улыбаются лица,
Улыбка на сердце твоем сохранится. слайд 8
Беседа. - А вы знаете, как появилась улыбка?
Слово «улыбка» произошло от слова «лоск» - лосниться, то есть сверкать, блестеть.
Когда человек улыбается, у него сверкают зубы.
- Что же такое улыбка?
Улыбка - выражение лица, освещенное радостью.
Ежегодно отмечается в начале октября «Всемирный день улыбки».
Этот праздник посвящен хорошему настроению и добрым отношениям между людьми.
Секреты улыбки. слайд 9, 10
- Ребята, улыбка бывает разной: доброй, озорной, веселой, милой, красивой, смущённой,
Постарайтесь повторить любую улыбку, какая вам больше понравилась.
-Что с помощью улыбки может человек:
знакомиться и прощаться;
улыбкой утешить, излечить порой;
улыбкой поднять настроение;
улыбка располагает к себе окружающих, помогает в общении – делает его приветливым;
улыбка позволяет выглядеть красиво.
Пословицы и поговорки. слайд 11
Читают дети.
Игра – кричалка «Это я, это я, это все мои друзья!».
Я буду задавать вам вопрос, вы будете отвечать хором: «Это я, это я, это все мои друзья!».
1) Кто с улыбкою из вас
Ежедневно входит в класс?
2) С улыбкой кто не расстается.
Кто и шутит, и смеется?
3) Кто с улыбкою родится –
С каждым хочет поделиться?
4) Кто с улыбкою поет
Кто с ней весело живет?
Аутотренинг «Сила улыбки». слайд 12, 13, 14, 15
Сядьте поудобней, закройте глазки.
Вдохните глубоко-глубоко и задержите дыхание.
Сильно выдохните, выдувая воздух.
Представьте себе, что вы видите перед собой красивое солнышко, ротик которого расплывается в широкой дружеской улыбке.
Улыбнитесь и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Возможно, вы почувствовали лёгкое покалывание. Дышите и улыбайтесь. И ощущайте, как ваши руки и ладони наполняются силой улыбки солнышка.
Вздохните и улыбнитесь, ощутите улыбку внутри себя. Вы чувствуйте себя счастливыми, у вас хорошее настроение.
Теперь немного потянитесь и откройте глазки.
Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствовали, и взяли с собой, уходя домой тёплые чувства и хорошее настроение.
Итог: Памятка-рекомендация. слайд 16
Правила улыбки слайд 17, 18
Значение улыбки в жизни человека:
- от улыбки хмурый день светлей
- улыбка помогает преодолеть трудности
- улыбка улучшает настроение
- улыбка никому не вредит
- улыбайтесь почаще: это полезно для здоровья
- начни свой день с улыбки.