СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект "Территория чтения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенностью проекта является вовлечение  школьного коллектива в его реализацию через организацию деятельности общешкольного сообщества

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Территория чтения"»

Паспорт школьного социального проекта «Территория чтения»



Название

«Территория чтения»

Полное название образовательной организации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Джогинская средняя общеобразовательная школа

Автор социального проекта

Учитель русского языка и литературы Сергеева Елена Александровна


Руководитель социального проекта

Сергеева Елена Александровна



Сроки реализации проекта

2023-2024 год

Участники проекта

Обучающиеся 5 класса, руководитель проекта Сергеева Елена Александровна


Основные целевые группы, на которых направлен проект

учащиеся, родители школы, библиотекари, учителя-предметники

Основные этапы реализации социального проекта

1 этап-Подготовительный.

1.Формирование у школьников мотивации на участие в социальном проекте,

2.Анализ материально-технических, методических и других ресурсов.

3.Определение стратегии и тактики деятельности.


2 этап – Основной (проведения социологического исследования в школе, участие в акциях и тренингах для поддержания и популяризации чтения среди учащихся, педагогов, родителей школы, укрепление связей школы и семьи. 

3 этап- Заключительный.

Анализ результатов реализации проекта в соответствии с поставленными целью и задачами


Краткая аннотация проекта

Особенностью предлагаемого проекта является вовлечение школьного коллектива в его реализацию через организацию деятельности общешкольного сообщества. Социально активная деятельность сообщества готовит подростков к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать запланированное, нести ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать как со сверстниками, так и с взрослыми.


Описание проблемы решению (снижению) остроты которой посвящен проект

Актуальность нашего проекта подтверждает сама жизнь. В век информационных технологий все больше людей предпочитают интернет или телевидение, а книги уходят на 2 план, основными предметами чтения являются блоги в интернете, если продолжать в том же направлении, общество деградирует. Необходимо привлекать внимание общественности к данной проблеме, этому и будет способствовать реализация нашего проекта

Цель проекта

Создание условий для поддержания и популяризации чтения среди учащихся, педагогов, родителей школы, укрепление связей школы и семьи. 





Задачи проекта



  • Разработка и проведение анкетирования по выявлению и развитию читательской культуры обучающихся и родителей

  • создание уникальной среды, обеспечивающей доступность и внимание к книге – «Книжное дерево читательских предпочтений»

  • Объединение усилий педагогов, представителей родительского сообщества для реализации цели проекта

  • Формирование у школьников интереса к книгам посредством приобщения к чтению

  • создание школьного сообщества буккроссеров с целью включения в технологию «отпускания книги на волю», отслеживания пути книги, обмена впечатлениями о прочитанном.


Ожидаемые результаты проекта

  • включение обучающихся в социально-значимую деятельность;

  • разработка и реализация проекта;

  • воспитание чувства бережного отношения к книге;

  • обретение опыта социально активной деятельности; 

  • обретение опыта нравственного поведения и общения;

  • овладение навыками социальной деятельности;

  • Повышение престижа чтения среди учеников;

  • Улучшение психологического климата в детском и взрослом сообществе;

  • Решение проблемы «брошенных» книг.



План реализации проекта

п\п

Название мероприятия

Вид деятельности

Сроки реализации

1

Сбор информации, изучение подобного опыта

Беседа с классными руководителями, педагогами школы, учащимися школы

Сентябрь 2023

2

«Чтение через все предметы»

  • Смысловое чтение и работа с текстом на уроках;

  • Проведение часов тихого чтения, 20-минуток, 5-минуток жужжащего чтения;

  • Проведение акций «Читаем детям о войне», «Познаем географию – читая классику», «Страницы Отечественной истории по художественным произведениям» и т.д.


в течение года

3

«Пространство свободного чтения»


  • Дни общения в библиотеке «Книжная полка 21 века» (в дни школьных каникул)

  • Проведение конкурсов в школьной библиотеке: «Самая читающая семья». Формирование банка «Настоящих читателей».

  • Посещение литературных мероприятий и выставок в детской библиотеке;

  • Создание и размещение на информационных стендах школы информационных плакатов о роли чтения книг: «Пусть всегда будет книга»;

  • Комплексное использование реальных и виртуальных ресурсов (помещения школьной библиотеки, рекреаций, кабинетов, «читающие перемены», «читающая полка в классе» (буккроссинг)«Книжное дерево читательских предпочтений»


в течение года, во время каникул

4

Проведение социологического исследования

Проведение анкетирования среди учащихся, педагогов и родителей

октябрь

5

«Чтение как способ самореализации»


  • Использование внеклассного чтения в различных видах внеурочной деятельности;

  • Проведение конкурсов: «Самый читающий класс», «Лучший читатель класса», конкурс плакатов, агитирующих в пользу чтения, тематические конкурсы чтецов, в том числе конкурс «Живая классика»


в течение года

6

«Традиции современного семейного чтения»

 


  • Проведение дней семейного литературного отдыха;

  • Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»;

  • Проведение часов родительской грамотности «Как и что читать детям!»,

ноябрь

7

«Время читать»


  • Разработка педагогами конспектов уроков с применением методики осмысленного чтения;

  • Разработки внеклассных и общешкольных мероприятий по данному направлению;

  • Разработка методических рекомендации для проведения родительских собраний по вопросу привлечения обучающихся к чтению;

  • использование кейс-технологий, образовательных выездов (конкурс чтецов), тематических погружений, мастер-классов, деловых игр, читательских практикумов и др.


в течение года


Отчёт детского объединения

  • Выступление с отчетом о проделанной работе детского объединения.

май



Руководитель проекта, учитель русского языка и литературы___________/Сергеева Е.А./

Директор МКОУ Джогинская СОШ_____________/Елтратов М. П./








Отчет руководителя о реализации социального проекта

«Территория чтения»


В течение 2022 -2023 учебного года в МКОУ Джогинской СОШ был реализован школьный социальный проект «Территория чтения». В настоящее время, я считаю, что моя тема является актуальной, ведь все большие масштабы приобретает проблема, связанная с тем, что люди разных возрастов, а особенно молодёжь начинают все меньше читать книги, т.к. используют в основном только Интернет. Сегодня молодое поколение ориентировано на зрелищные и масс медийные формы проведения досуга. Среди читателей старшего возраста также наблюдается снижение уровня литературной культуры. Надо помнить, что от современной молодежи зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране. Вот почему мне интересно мнение людей, как пожилых, так и молодых.

По формирование у школьников интереса к книгам мною были проведены мероприятия по приобщению к чтению. Создано школьное сообщество буккроссеров, с целью включения в технологию «отпускания книги на волю», отслеживания пути книги, обмена впечатлениями о прочитанном. («Книжное дерево читательских предпочтений», «Почтовый ящик обмена мнениями», выставка «Что читают наши родители» и др.

На протяжении работы над проектом мы тесно сотрудничали с сельской библиотекой. Библиотекарь, Васильева Олеся Алексеевна, подготовила выставку «Книжная полка подростка 21 века», рассказала о книжных новинках, дала рекомендации, что интересно почитать сегодня подростку. Учащиеся заинтересовались новинками, советовались, какую книгу лучше взять. Участником сообщества, Бахтияровым Василием, было проведено анкетирование, о том, сколько человек и кто посещает сельскую библиотеку. Вместе мы проанализировали результаты:

всего жителей:461 чел.

всего читателей: 169 чел. (36,6%)

дети до 14 лет:79 чел.(17,1%)

молодежь от 15-30:29 чел.(6,2%)

пенсионеры:22 чел.(4,7%)

работающие: 30 чел.(6,5%)

домохозяйки, безработные-9 чел.(1,9%).

Руководителем проекта, Еленой Александровной, совместно с учителем русского и немецкого языков и литературы, Спиридоновой Ольгой Викторовной, был проведен конкурс чтецов среди учащихся 1-11 классов по теме «Стихи, рожденные войной»». Учащиеся приняли активное участие. В жюри были приглашены учителя литературы, родители, а также учащиеся 11 класса (Добров Виктор, Холмова Елена). Участники были награждены книгами и почетными грамотами. Зрители оставили положительные отзывы.

Совместно с учителями начальных классов, истории и географии проведены акции «Читаем детям о войне», «Познаем географию, читая классику», «Страницы Отечественной истории по художественным произведениям», акция книгообмена (буккроссинг). Дети с удовольствием приняли участие. Участники написали отзывы о своих читательских предпочтениях на «книжном дереве». Принесли любимые книги своих родителей. Сделали совместную фотографию на память.

Учащиеся 10 класса после изучения каждого произведения заполняли дневники чтения. Это работа помогает при подготовке к написанию итогового сочинения по литературе, учит высказывать свое мнение, оставлять отзыв на прочитанное произведение, разбираться в теории литературы. Такой опыт работы показал, что учащиеся стали внимательнее читать произведения, обращать внимание на детали, и это позволяет им без труда написать сочинение. С участниками сообщества создали журнал, в который записывали истории, созданные самими ребятами в разных жанрах (басни, детективы, сказки и др.)

Учащиеся 10 класса провели анонимное анкетирование по возрастным категориям, в котором приняли участие 29 учеников.

Какие же были результаты?

вопрос

4 класс

7 класс

9 класс

1

Любите ли Вы читать?

Да-7 чел.(77,7%)

Нет-2 чел.(22,2%)

7(90%)


1 (10%)

9(90%)


1(10%)

2

Что Вы читаете чаще всего

художественную литературу


-газеты

-журналы ?



8 (88,8%)

0%

11,1%


6 (80%)

1(10%)

1(10%)

8(80%)

1(10%)

1(10%)


3

Если вы не читаете ничего, то укажите почему?


Нет времени-1(11,1%);не люблю 1(11,1%);ничего не ответили 7(77,7)

Не интересно-1(10%);нет ответа 7(90%)

Нет ответа

4

Читаете ли Вы классическую литературу, которую проходите по программе в школе?


Да-8(88,8);

нет-0(0%);

частично1(11,1)

7(90%)

0(0%);

Да-7(90%)

8(80%)

1(10%)

1(10%)


5

Посещаете ли Вы библиотеку?

Да-5(55,5%)

Нет-4(44,4)

1(10%)

7(90%)

3(30%)

7(70%)

6

Покупаете ли Вы художественную литературу?


Да-5(55,5%)

Нет-4(44,4)

2(20%)

6(80%)

5(50%)

5(50%)

7

Если не покупаете, то почему?

Не хочется-1(11,1%);

Не знаю, где-1 чел.(11,1%)

Не интересно-2 (22,2%);

Ничего не ответили-5(55,5%)

Мне это не нужно;можно взять в библиотеке;не хочу,можно почитать в интернете

Читают электронные книги,нет денег

8

Интересуетесь ли Вы новинками литературы в сетях Интернет?


Нет-3(33,3%)

Да-6(66,6%)

6(80%)

2(20%)

7(70%)

3(30%)


9

Хотели ли Вы получить в подарок электронную книгу?


Да-7(77,7%);

Нет 2(22,2%)

2(20%)

6(80%)

8(80%)

2(20%)

10

Назовите книгу, которую прочитали недавно.


«Робинзон Крузо», «Гоблин», «Гарри Поттер»,роман «Друг в зеркале» , «Муму»

«Христофер Холт», «Ревизор»

«Что делать?», «По осколкам твоего сердца», «Этюд в багровых тон»х", «Кому на Руси жить хорошо», «Осколок.48 минут-1» и др.

11

Какие книги Вас привлекают?


Фантастика 4(44,4%);о любви 4(44,4%);приключения 1(11,1%)

О войне ,комиксы, фантастика, детективы,никакие

Фантастика, исторические, автобиография, ,детектив






Среди родителей тоже было проведено анкетирование. Приведу пример результатов анкеты родителей учащихся 3-4 классов:

1

На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время? Да/нет


Да-100%

2

По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?

Хитростью; хотя бы через интернет ,рассказывать интересные истории, заинтересовывать

3

Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова или какая- либо ситуация в произведении?

Да. Нет. Иногда


Да-7(77,7%);нет-0(0%),иногда-2(22,2%)

4

В состоянии ли Ваш ребенок связно и понятно пересказать историю, описать какой- либо фрагмент из книги? Да. Нет. Не всегда


Да-3(33,3%),нет-0(0%),не всегда 6(66,6)

5

Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные фильмы?


Да-8(0%),нет-0(0%),иногда(1(11,1%)

6

Вспомните книгу (-и) Вашего детства (возраст 9-10 лет), которая произвела на Вас сильное впечатление:


«Сивка Бурка», «Поднятая целина», «Волшебник изумрудного города», «Лягушка-путешественница» и др.

7

Есть ли среди книг современных авторов, которые читает Ваш ребенок, такие, которые вызывают у Вас недоумение, кажутся странными или неинтересными?

Да. Нет. Название:


Да-3(33,3%),нет-6 (66,6%).названия не указали

8

Есть ли у Вас домашняя библиотека?

Да. Нет.


Да-6(66,6%), нет -3(33,3)

9

Если Вас не затруднит, назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи


«Бабьи тропы», «На суровом склоне», сказки, «Мать».

10

.Если возможно, укажите последнюю приобретенную Вами книгу.

Детская энциклопедия, детективы, Путешествия на дно океана»







Результаты анкеты показали, что молодежь сейчас читает мало. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы. Чтению составляет конкуренцию Интернет и телевидение. Чтение за эти годы стало, прежде всего, развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение.

Я, как руководитель проекта, выступила на родительском собрании. Так как семья считается первичным институтом социализации человека, я уверена, что любовь к чтению необходимо прививать с детского возраста в семье. Поэтому я подобрала памятки-рекомендации для родителей, в которых говорится о пользе семейного чтения, а также интересные советы о  пользе семейного чтения.

Все проведенные мероприятия были направлены на создание условий для поддержания и популяризации чтения среди учащихся, педагогов, родителей школы, укрепление связей школы и семьи. 

Итоги работы участников детского объединения были подведены на общешкольном родительском собрании.



Руководитель проекта

учитель русского языка и литературы_______________/Сергеева Е. А./



Директор МКОУ Джогинской СОШ_________________/Елтратов М П./