МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Методы формирования знаний и способов профессиональной деятельности (оценка деятельности мастера при проведении учебной и производственной практики) |
Методы организации деятельности обучающихся (оценка деятельности мастера через деятельность обучающихся при проведении учебной и производст- венной практики) |
Методы контроля и самоконтроля | | | | | | | | |
Методы формирования личностных результатов (методы воспитания) |
Совершенствование методов обучения и воспитания
(пункт 3.1. экспертного заключения)
Согласно требованиям пунктов 36, 37 нового Порядка аттестации, педагог при аттестации на квалификационные категории должен продемонстрировать свои достижения в области совершенствования методов обучения и воспитания.
МЕТОД (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. МЕТОДОМ ОБУЧЕНИЯ называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения (Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под. ред. Ю.К. Бабанского).
В экспертном заключении методы обучения и воспитания распределены по четырем основным группам:
1-я группа: методы формирования новых знаний и способов деятельности,
2-я группа: методы организации деятельности учащихся,
3-я группа: методы контроля и самоконтроля,
4-я группа: методы формирования личностных результатов.
При оценке 1-й группы методов особое внимание эксперт должен уделить умению педагога излагать учебный материала и знакомить обучающихся со способами действий.
К методам формирования новых знаний и способов деятельности можно отнести:
рассказ, лекция, объяснение, изучение литературы, показ, демонстрация, выполнение задания по алгоритму, опрос и др. Данные методы тренируют память и дают знания, но не позволяют в полном объеме развить творческое мышление детей;
проблемная или эвристическая беседа, создание ситуаций затруднения и др. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находить способы ее решения и т.п.;
решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение опытов, классификация, моделирование, проектирование, конструирование, постановка эксперимента и др. Благодаря данному методу школьник постепенно познает принципы и этапы научного исследования. Он не только изучает литературу по теме исследования, но также разрабатывает его план, проверяет собственные гипотезы по решению проблемы и оценивает полученные результаты.
При оценке умения педагога использовать 2-ю группу методов определяется эффективность деятельности по организации работы учащихся на уроке/занятии.
К методам организации деятельности учащихся можно отнести:
мозговой штурм, дискуссия, диспут, ролевые и сюжетные игры метод кейсов, практикум, тренинг, выступления учащихся с докладами и др.;
выполнение упражнений, сопровождающихся самопроверкой, изучение материалов учебника, действия с моделями, схемами, таблицами, приборами, лабораторная работа и т.п.
3-я группа методов включает методы контроля и самоконтроля. Степень владения данной группой методов позволяет оценить эффективность деятельности учителя по определению результативности учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Классификация | Основание | Группы методов |
Традиционная | Источник знаний | Словесные, наглядные, практические |
По назначению | Последовательность этапов обучения | Приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения знаний; творческой деятельности; закрепления ЗУН; проверки ЗУН |
По дидактическим целям | Цели обучения | Методы, способствующие: а) первичному усвоению материала; б) закреплению и совершенствованию приобретенных знаний |
Классификация методов обучения по взглядам Ю. К. Бабанского | Аспекты учебно-познавательной деятельности (УПД) | Организации и осуществления УПД; стимулирования и мотивации УПД; контроля и самоконтроля за эффективностью УПД |
Классификация методов обучения по взглядам И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина | Характер деятельности обучающихся | Объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; проблемного изложения; частично-поисковые; исследовательские |
Рассказ – повествовательно-информационный метод изложения учебного материала, цель которого – сообщение фактов и выводов, описание событий и явлений.
Существует несколько видов рассказов: описательный, научно-популярный, художественный и др.
Любой рассказ должен иметь сюжет и отличаться красочностью, конкретностью, увлекательностью. Его продолжительность по времени зависит от характера изучаемого материала, места проведения занятия, контингента обучающихся и составляет обычно 20–30 минут.
При этом рассказ может сочетаться с объяснением и демонстрацией различного рода наглядных пособий.
Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий и явлений.
Это монологическая форма изложения, применение которой наиболее эффективно при изучении сложного учебного материала приемами доказательства и рассуждения.
Объяснение может использоваться как в чистом виде, так и в качестве составной части рассказа, беседы или лекции.
Беседа – диалогический метод обучения, в ходе которого обучаемые либо сами приходят к усвоению нового материала, либо закрепляют и расширяют изученное ранее.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы.
По количеству обучаемых, присутствующих на занятиях, различают беседы индивидуальные и фронтальные; в зависимости от конкретных целей и содержания учебного материала – эвристические, сообщающие, вводные (вступительные) и закрепляющие.
В дидактике выделяют:
методы показа (показ плакатов, схем, карт, действий, приемов и пр.) ;
методы демонстрации (демонстрация фильмов, опытов, образцов военной техники и т. д.).
Сущность метода состоит в том, что с помощью различных средств (личный показ, показ с помощью специально подготовленных обучаемых, показные занятия на технике и др.) у обучаемых создается образ изучаемого предмета или формируется представление об определенном объекте или явлении.
Упражнение – многократное выполнение умственных или практических действий с целью овладения ими или повышения качества их выполнения.
Упражнения могут быть репродуктивными, направленными на воспроизведение и повторение изученного ранее, и творческими, связанными с применением полученных знаний в новых условиях.
В зависимости от характера и степени влияния на формирование умения упражнения делятся на подготовительные (первоначальная отработка), основные (последующая отработка действия в целом), тренировочные (совершенствование уровня выполнения).
Выбор методов обучения может определяться:
– общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки военнослужащих;
– особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;
– целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;
– временем, отведенным на изучение того или иного материала;
– уровнем подготовленности военнослужащих;
– уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;
– уровнем подготовленности и личных качеств самого обучающего.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий педагог принимает решение о выборе конкретного метода или их сочетания для проведения учебного занятия.