Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья эта проблема становится самой актуальной. Для них самым трудным является дифференциация букв, что сказывается из-за дефектов памяти, патологической узости поля зрения. Из-за недостаточного словарного запаса возникает ошибочная смысловая догадка. А артикуляционные нарушения не дают произносить слова так быстро, как они прочитывают.
Большинство детей имеют психические расстройства и физиологические недостатки. Обучение конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависит от возрастных возможностей ребенка, условий его жизни, воспитания, характера имеющегося у него дефекта, степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, и ряда других факторов.
Нарушение чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие, поэтому в процессе занятий особое внимание следует уделять развитию и коррекции навыков чтения.
Следует помнить, что чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь, формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Для чтения необходимо, чтобы было развито слуховое и зрительное восприятие звуков, слов, сочетаний слов, предложений, текста. Важно, чтобы был четко поставлен речевой аппарат - произношение, правильное дыхание, голос. Конечно, важна и развитая память (долговременная и краткосрочная) и, главное, - мышление, которое необходимо для понимания содержания, логических связей, основной мысли. Любая форма чтения (молча или вслух) требует развитого внимания.
Как помочь детям справиться с трудностями при чтении?
Необходимо выяснить, в чем их исходные причины. Ошибки чтения, как известно, наблюдаются и у нормальных детей, но они быстро исчезают. Для аномальных детей характерной чертой является их повторяющийся и стойкий характер. Нарушение чтения (дислексия) остаётся одной из самых актуальных проблем логопедии и дефектологии.
Все виды дислексии не являются изолированными, они сопровождаются нарушениями устной речи и письма, но не являются статическими, имеют характер динамических отклонений в развитии ребенка. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничение дислексии от ошибок чтения иного характера важно для построения индивидуальной системы работы с детьми. Одна и та же причина может определять отклонения в формировании различных компонентов чтения, так как они взаимосвязаны между собой. Например, недоразвитие фонематических обобщений может привести и к послоговому чтению на более поздних этапах формирования навыка, и к ошибкам на замены букв по фонематическому сходству, и к нарушениям звуко-слоговой структуры, и к трудностям понимания. Но в то же время эти нарушения могут усугубляться причинами другого порядка (психологическими и операциональными). Так, причиной нарушения формирования продуктивных способов чтения традиционно считают недостаточную сформированность звукового и слогового синтеза, но не менее важную роль в этом играет объем зрительного восприятия.
Как организовать работу по развитию и коррекции навыка чтения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Основными направлениями коррекционного воздействия в преодолении трудностей чтения являются: развитие фонематических, морфологических и синтаксических обобщений в зависимости от уровня и особенностей недоразвития речи детей; развитие психических функций, необходимых для овладения навыком нормального чтения; формирование операций чтения.
Детям, которые только начинают обучаться или допускают большое количество ошибок, предлагается чтение отдельных букв. Можно использовать варианты шрифта в качестве усложнения задания. Далее найти определенную букву среди других. Буквы для узнавания следует показывать в таком порядке, чтобы они соответствовали оппозиционным фонемам, например: с- ш - ч - щ - з - ж - ц, р - л, г - к. Обязательно следует обращать внимание на темп перекодировки графемы в фонему и наоборот, стойкость и нестойкость ошибок.
Данная проба уже позволяет определить, насколько автоматизирована связь между звуком и буквой, четко ли ребенок воспринимает на слух звуки речи, есть ли у него фонематические или оптические затруднения, мнестические проблемы.
Далее предлагается чтение слогов, включающих соответствующие оппозиционные фонемы: са - ша, за - жа, ча - ца, ра - ла и т. д., обратные слоги, слоги со стечением согласных. Данная проба дает возможность определить сформированность звуко-буквенного синтеза и фонематических обобщений.
В чтение слов следует использовать все варианты одно-, дву-, трех-, многосложных слов. Уже на этом этапе, предлагаются для чтения слова, различающиеся морфологическими элементами, которые выполняют смыслоразличительную функцию (рука - руки, вошел - вышел). Ребенок должен подобрать картинку, показать предмет, объяснить значение или продемонстрировать действие. Данная работа, показывает техническую и смысловую стороны чтения. Ошибки при выполнении говорят о несформированности звуко-слогового синтеза или морфологических обобщений, навыка слогослияния, навыка целостного восприятия читаемого, недостаточный объем зрительного восприятия, на отсутствие умения соотносить прочитанное слово со значением. Дополнительно может быть задание на выявление навыков зрительного слогоделения слов, что является основой плавного послогового чтения.
Следующий этап - чтение отдельных предложений, правильность, выразительность и осознанность чтения.
Для сформированности первоначальных элементов выразительности чтения дети читают предложения: Как хорошо весной! Ты рад подарку? Вчера шел дождь. На этом же этапе можно определить наличие у ребенка лексико-грамматического прогнозирования, используя "незаконченные предложения": В гости к бабушке приехал : . В гости к бабушке приехала : .
На более высоком уровне чтения детям предлагается чтение специально подобранных текстов. Они должны содержать оппозиционные буквы, слова различной слоговой структуры, быть доступными, небольшими по объему, несложными для понимания и пересказа. Фиксируются особенности способа чтения (непродуктивное - элементы побуквенного чтения, отрывистое слоговое; продуктивное - плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов), а также его правильность. Особое внимание уделяется заменам букв по фонематическому сходству, нарушениям звуко-слоговой структуры, грамматическим ошибкам, как показателям несформированности фонематических, морфологических и синтаксических обобщений. Отмечается выразительность: соблюдение пауз, употребление интонации, логического и психологического ударения, громкость и внятность чтения.
Для оценки понимания прочитанного предлагается один из вариантов заданий:
1) пересказать прочитанное;
2) разложить серию сюжетных картинок в соответствии с последовательностью событий;
3) выбрать сюжетную картинку, соответствующую прочитанному, из ряда предложенных;
4) ответить на вопросы.
Можно использовать специальные тексты с пропущенными или незаконченными словами с целью изучения лексико-грамматического прогнозирования.
При оценке чтения необходимо установить и темп чтения, но при этом обязательно соотнести его с остальными характеристиками чтения, с особенностями устной речи и письма.
Для развития и коррекции навыка чтения включаются в занятия следующие виды упражнений:
1. Упражнения на развитие и коррекцию пространственного восприятия, пространственных представлений.
Найди определенный предмет в комнате, на картинке.
Найди букву, слог, слово в строчке, столбике, на странице.
Найди следующий столбик, строчку, страницу.
Определи, где находится предмет, буква, слог, слово.
Расположи в заданном порядке предметы, буквы, слова.
2. Упражнения на развитие и коррекцию зрительной памяти, зрительного восприятия.
Запомни и нарисуй такой же предмет, букву, знак;
Запомни сочетание фигур, букв; повтори.
Игра "Что изменилось?"
Задания выполняются после непродолжительного показа.
3. Упражнения на развитие и коррекцию слухоречевой памяти, звукопроизношения.
4.Дыхательная, артикуляционная гимнастика.
Скороговорки, чистоговорки.
Прочитай скороговорку медленно.
Подумай, о чем говорится в скороговорке.
Какие слова похожи по звучанию?
Какой звук повторяется?
Проговори скороговорку медленно вслух, запомни ее.
Проговори скороговорку шепотом: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее.
Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
5. Упражнения на развитие и коррекцию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
Произношение звуков с целью наблюдения за положением артикуляторных органов в сравнении с другими звуками.
Определение звука по беззвучной артикуляции.
Выделение звука из слога.
Определение наличия звука в слове.
Подбор слов с заданным звуком.
Определение места звука в слове.
Чтение слогов, слов, с одинаковыми, затем с оппозиционными звуками.
Чтение слов с выделением слияний и неслияний (дугой и точкой).
Печатание букв, слогов, слов в тетради, подписывание рисунков, картинок.
Игра "Найди ошибку".
6.Упражнения на развитие и коррекцию правильности чтения.
Чтение слогов, слов с подготовкой. О - то - сто - стол
Чтение слогов, слов, различающихся одним звуком. Ла-ра, Маша -Даша.
Чтение слов, различающихся одной - двумя буквами или порядком их расположения.
Кто - кот, мука - муха.
Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем. Лес - лесок, решила - решала.
Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни. Прошел - проделал - просмотрел.
Чтение слова, предложения, текста с пропущенной буквой.
Поиск заданного слова или нескольких слов (например, "вкусных слов"). Стол, арбуз, конфета, тарелка.
Отделение слов от псевдослов: хобот, клы, лон.
Чтение и исправление предложений, текстов, содержащих смысловые ошибки.
Для развития навыка правильного и беглого чтения используется чтение слов разной слоговой структуры, как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений.
10.Чтение столбиков слов разной слоговой конструкции от простых к сложным помогает анализаторной системе настроиться на определенный вид деятельности, образовать нужную систему межанализаторных связей, позволяет быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому целесообразно использовать его в качестве речевой разминки в начале урока.
11.Чтение слов можно использовать как материал для словарной работы. В нем встречаются слова, незнакомые детям, такие, как этикет, тайга и другие. Необходимо учить детей не бояться незнакомых слов. Прочитывать независимо от того, знакомо слово или не знакомо, понятно или нет, учить догадываться о смысле слова по контексту.
12.В коррекционных целях деление слова на слоги (бор-та, кар-ман, кар-тош-ка) предупреждает специфические ошибки чтения и письма в виде пропусков букв при стечении согласных.
13.Упражнения в смысловом чтении вводятся постепенно, когда процесс чтения более или менее автоматизирован.
найди среди прочитанных слов название птицы (дерева);
читай про себя и произноси только те слова, которые тебе не понятны.
14.Упражнения на внимание. Прочитай только те слова, которые оканчиваются буквой -а".[3]
Рассмотрим ещё несколько видов работ по развитию навыков чтения.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Упражнения должны проводиться ежедневно, через определенные промежутки времени.
2. Жужжащее чтение. Это чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребенка своя книга и любой урок начинается с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Затем дети закрывают книгу и продолжается урок.
Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Например, ребенок читает предложение из 8 слов и, дочитав до 4, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения и не может увязать все слова воедино. В этом случае нужна работа над оперативной памятью.
Профессор И.Г. Пальченко для развития навыков чтения предлагает такие упражнения:
1. Многократное чтение.
2. Чтение в темпе скороговорки
3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Все упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
Для проведения многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Проводится это практически таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик отмечает, до какого слова он прочитал и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.
Лучше изменить задание и на этом же отрывке текста потренировать артикуляционный аппарат (чтение в темпе скороговорки). При чтении в темпе скороговорки снижены требования к выразительности чтения, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Затем можно переходить к третьему упражнению. Учитель говорит детям: “Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но только красиво и выразительно”. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца и переходят на незнакомую часть текста. И здесь ребенок продолжает читать незнакомую часть текста в том же повышенном темпе. Такие упражнения приводят к увеличению скорости чтения.
Одним из приемов стимулирования учащихся является самозамер техники чтения. Он проводится в конце каждого урока чтения. В течение одной минуты дети читают текст и записывают результат. В конце недели результаты оцениваются самим учеником. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке и повышает интерес к чтению. Систематические упражнения в чтении приводят к автоматизации восприятия "оперативных единиц чтения", т. е. того максимального количества знаков, которые ребенок опознает одномоментно при чтении. При этом увеличивается скорость чтения и создаются благоприятные предпосылки для осознанности чтения.
Такая работа развивает не только речь учащихся, но и мышление, память, воображение.
Упражнения для совершенствования техники чтения и развития речи учащихся
1. Столбик слов.
Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.
2. Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка.
А-о-у-ы-и-э, а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э; аоуиэ, аиуоэ.
С-з-ж, ш-ж-с, жа-ча-ща, жба-жбэ.
3. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
4. Выбрать из данного текста слова, состоящие из 4–5 слогов, научиться их проговаривать.
5. Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).
6. Игра “Фотоглаз”.
Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных учителем, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит учитель, в перечне или нет?
7. Игра “Эхо”.
По одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает это же слово следом. Это упражнение хорошо использовать на первом этапе обучения. Сильный ученик чувствует себя ответственным, а слабый уверен в себе, он уже услышал это слово, ему легче его узнать. Сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова.
8. Сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого.
9. За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.
10. Чтение за учителем (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).
11. Найти в вторую половину слова
12. Чтение в ритм.
Дети читают вслух, учитель простукивает ритм. Учащиеся должны за ним поспевать, один удар – одно слово.
Задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению
Чтение по ролям
Придумать свое окончание к рассказу, сравнить о окончанием автора
Составить вопросы к тексту
Учитель читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение
Учитель предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.