СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советская идеология и задачи формирования «нового человека»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья освещает высокую роль советской идеологии в создании и проведении успешной и долгосрочной политики формирования советского человека. Изложены задачи, которые нужно было решить для достижения желаемого результата. Рассматриваются методы, лежавшие в основе новой политики.

Просмотр содержимого документа
«Советская идеология и задачи формирования «нового человека»»

СОВЕТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ

«НОВОГО ЧЕЛОВЕКА»

Бариева Р.Р., Гоов И.З.

Научный руководитель: Шорова М.Б.

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
г. Нальчик

Аннотация: статья освещает высокую роль советской идеологии в создании и проведении успешной и долгосрочной политики формирования советского человека. Изложены задачи, которые нужно было решить для достижения желаемого результата. Рассматриваются методы, лежавшие в основе новой политики.

Ключевые слова: советская власть, новый человек, воспитание, государственная политика, рабочие, молодежь.

Abstract: the article highlights the high role of Soviet ideology in the creation and implementation of a successful and long-term policy of formation of the Soviet man. The tasks that had to be solved to achieve the desired result are presented. The methods underlying the new policy are considered.

Keywords: soviet power, a new man, education, public policy, workers, youth.


Цель исследования: комплексное изучение советской идеологии и задач формирования «нового человека».

Советская власть с самого начала предполагала осуществление целого комплекса мероприятий, направленных на воспитание полноценного, здорового поколения, способного воплотить в жизнь намеченные революционные преобразования, на формирование «нового человека». Советские идеологические установки во многом были основаны на идеях К. Маркса и Ф. Энгельса, рассматривавших в своих работах проблему общественного воспитания и признававших ее важнейшим фактором переустройства общества. Только в будущем коммунистическом обществе, где будет ликвидирована частная собственность и привилегии господствующего класса, было возможно, по мнению теоретиков социализма, осуществление общественного бесплатного воспитания и образования для всех детей. «Наиболее передовые рабочие, писал К. Маркс, - вполне сознают, что будущее их класса, и, следовательно, человечества, всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения». Полагалось, что такое воспитание должно было включать в себя три составляющие. Во-первых, умственное воспитание, предполагающее формирование правильного диалектико-материалистического мировоззрения, глубокие знания о природе и обществе. Во-вторых, физическое, - «какое дается в гимнастических школах и военными учреждениями». В-третьих, политехническое обучение, «которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств»[1, c.198].

Основой всестороннего развития личности по К. Марксу и Ф. Энгельсу считался творческий труд. Обязательное привлечение учащихся к производительному труду являлось важным условием их полноценного личностного формирования. «Мы считаем тенденцию современной промышленности привлекать детей и подростков обоего пола к участию в великом деле общественного производства прогрессивной, здоровой и законной тенденцией, хотя при капиталистическом строе она и приняла уродливые формы». При будущем разумном общественном строе каждый ребенок с 9- летнего возраста должен был стать производительным работником, подчинившись, тем самым, общему закону природы: «чтобы есть, он должен работать, и работать не только головой, но и руками». Физиологические особенности подростков обуславливали необходимость их разделение на три группы и, в зависимости от этого, должна была определяться длительность их рабочего дня. На работу детей с 9 – 12 лет отводилось 2 часа; 13 - 15 лет – 4 часа; 16 - 17 лет - 6 часов. Распределению детей и подростков по возрастным группам должен был соответствовать и постепенно усложняющийся курс технического обучения. Важным воспитательным принципом считалось введение хотя бы частичной самоокупаемости детских производственных мастерских[1, c.197].

Большое внимание уделялось и нравственному воспитанию. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, основываясь на данных комиссии по обследованию детского труда, что школы не оказывают почти никакого влияния на нравственность рабочего класса. Эта тенденция связывалась с «засильем» религиозного воспитания в результате чего, подростки, которых в течение 4 - 5 лет обучения в школе пичкали одними религиозными догматами, под конец знали не больше, чем знали в начале[2, c.121].

Взамен религиозного воспитания К. Маркс и Ф. Энгельс предлагали прививать молодежи такие моральные качества как социалистический патриотизм, пролетарский интернационализм, социалистический гуманизм, подлинный коллективизм. Это делало бы молодежь более способной к активному участию в борьбе за скорейшее уничтожение капиталистического строя и за создание нового коммунистического общества. «Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание, - говорилось в «Манифесте Коммунистической партии», - они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса» [3, c.443].

Привитие соответствующих моральных норм, а также «сочетание оплачиваемого производительного труда, умственного воспитания, физических упражнений и политехнического обучения, - по мнению классиков марксизма, - поднимет рабочий класс значительно выше уровня аристократии и буржуазии» [4, c.198].

Содержание нового воспитания советские теоретики наполняли теми же составляющими, что и классики марксизма – это труд, политехническое обучение, умственное, физическое, нравственное воспитание. По мнению В.И.Ленина, школа должна была стать «проводником идейного, организационного, воспитывающего влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания населения, способного окончательно осуществить коммунизм». Советский идеолог выделял следующие задачи: введение бесплатного, обязательного, общего и политехнического образования; осуществление тесной связи обучения с производительным трудом; снабжение всех учащихся пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства; подготовка кадров нового учительства, проникнутого идеями коммунизма; привлечение трудящегося населения к активному участию в деле просвещения; развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей [5, c.96].

В идеале целью советской школы мыслилось воспитание «всесторонне развитых людей, имеющих цельное, продуманное мировоззрение, подготовленных...к труду, умеющих строить разумную общественную жизнь» [6, c.81]. Однако сложность осуществления данных принципов на практике существенно сузила границы «идеала». «В настоящее время, - писала Н.К. Крупская,- мы не можем говорить еще о гармонически развитой личности, но... наша школа и наши дошкольные учреждения должны поставить себе задачу выработать человека, максимально приспособленного к труду»[7, c.55]. Или, словами А.В. Луначарского, «...создать из маленького человека большого работника социалистического общества» [8, c.29]. Разделял веру в воспитание и просвещение масс, как в силу, преобразующую человека и общество, как видно и А.В. Луначарский. Он подчеркивал, что «ни одно классовое государство не могло держаться и править при помощи только политической силы или экономического влияния; всегда огромную роль играло и просвещение в классовом духе» [9, c.152].

Нравственное воспитание в советской России мыслилось исключительно атеистическим, коллективистским, уничтожающим «эгоизм, который вносит рознь в ряды трудящихся и тормозит развитие социализма». Необходимо было также формировать патриотизм, интернационализм, трудолюбие, честность и дисциплинированность. Весь процесс воспитания, по единодушному мнению, советских лидеров, должен был быть политизирован, поскольку, как подчеркивал В.И. Ленин, «наше дело в области школьной - есть та же борьба за свержение буржуазии, школа вне жизни, вне политики - это ложь и лицемерие»[10, c.76].

Начинать воспитание подрастающего поколения предполагалось как можно в более раннем возрасте. Дошкольное воспитание, таким образом, было включено в общую систему народного образования и подчинено ее принципам. А.В. Луначарский указывал, что, когда школа получает от современной пестрой, неустроенной жизни ребенка восьми лет, ей приходится биться при еще слабых воспитывающих силах над почти готовым «человеческим экземпляром». «Социалистическое воспитание, - по его мнению, - может делать гигантские успехи, если оно будет брать детей в раннем дошкольном возрасте и методически правильно и классово продуманно воздействовать на них для того, чтобы выработать из них коллективно мыслящие и действующие существа»[8, c.320].

Вывод: данные теоретические установки и легли в основу государственной политики, направленной на формирование «нового человека». Была развернута мощнейшая система воспитания и обучения, которая на протяжении нескольких десятилетий успешно справлялась со своими функциями.










Библиография:

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960.Т. 16. 860 с.

  2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960.Т. 21. 560 с.

  3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960.Т. 4. 429 с.

  4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960.Т. 17. 598 с.

  5. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1967.Т. 38. 356 с.

  6. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. М.: Изд.- во Академии педагогических наук, 1967.Т. 2. 735 с.

  7. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. М.: Изд.- во Академии педагогических наук, 1967.Т. 6. 511 с.

  8. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. 634 с.

  9. Десятый съезд РКП(б). Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1963. 933 с.

  10. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1967.Т. 37. 894 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!