Современные формы организации
проектной и исследовательской деятельности юных натуралистов
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования.
Слайд 2 В условиях обновления образования возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Современный этап педагогической практики – это переход от информационно - объяснительной технологии обучения к деятельностно – развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка.
Слайд 3 Одним из замечательных инструментов, способным помочь педагогу организовать проектно-исследовательскую деятельность на современном этапе, может стать платформа «Глобаллаб».
ГлобалЛаб можно охарактеризовать как межпредметный проект, построенный на информационно-коммуникационных технологиях, или как образовательную среду, полноценно объединяющую содержательную и ИКТ - компоненту образования, или как сетевую платформу поддержки самостоятельной исследовательской деятельности школьников.
Слайд 4 С платформой ГлобалЛаб я познакомилась в 2015 году. Выбрала там несколько интересных для меня проектов, попробовала поучаствовать в них сама и предложила принять участие учащимся.
Каждый учащийся выбирает себе проект, и выполняет определенные исследования. Очень важно, что исследования можно выполнять на том уровне, на котором ребята способны работать в данный момент. Главная задача - научить школьника собирать информацию. Слайд 5 Выполнение конкретных исследовательских проектов предполагает использование именно своего местного материала. Слайд 6 Обширная территория, охваченная сетью ГлобалЛаб школ, позволяет учащимся получать географическую или биологическую информацию из первых рук, от таких же школьников, проживающих в других регионах, немедленно сверять ее с информацией из литературы, обсуждать результаты и делать выводы. Слайд 7 Учащиеся представляют свои результаты в виде текстов, презентаций, видеофрагментов или заполняют специальные веб-формы. Все результаты исследований хранятся в общей базе данных проекта, они доступны для каждого участника сообщества. Слайд 8 Эти данные можно визуально отобразить на карте в виде различных обозначений, проанализировать и сделать выводы.
ЭОР «Глобальная школьная лаборатория» специально разработан для стимулирования сотрудничества учащихся путем создания ситуаций успеха. Наиболее активные исследователи получают соответствующие сертификаты.
Слайд 9 Мои учащиеся в разное время приняли участие в 30 проектах «ГлобалЛаб», таких как: «Дерева голос, дремучий, живой…», «Необычные места гнездования птиц», «Из чего сварить варенье?», «Животные и растения на гербах».
Слайд 10 Вообще, на платформе «ГлобалЛаб» можно почерпнуть много интересных идей для исследовательской и проектной деятельности. В частности, идея проведения исследования «Особенности обитания и гнездования сороки обыкновенной в центре города Новокузнецка» родилась из проекта «Где живёт сорока-белобока?».
За эти пять лет произошел значительный рост ИКТ-компетенций не только педагогов, но и детей. И если раньше, результаты детских исследований я загружала сама, то сейчас после опыта дистанционного обучения, это под силу многим учащимся. На сайте есть возможность педагогу создать группу, управлять ей, отслеживать активность и достижения учащихся.
Кроме участия в чьих-то проектах на этой платформе, педагоги и учащиеся могут разработать и запустить здесь свой проект.
Таким образом, можно утверждать, что образовательная среда ГлобалЛаб поддерживает новую модель образования, формируя у школьников важнейшие компетенции, востребованные в образовании и в дальнейшей, в том числе профессиональной, жизни.
Слайд 11 Сегодня я хочу вам рассказать еще об одной замечательной платформе iNaturalist, которая стремительно набирает популярность в нашей стране и может быть использована для создания разнообразных биологических проектов.
Слайд 12 Развитие социальных сетей и неугасающее любопытство людей к природе вокруг нас привело к тому, что люди стали использовать обычные соцсети, такие как Facebook и Instagram для того, чтобы задавать вопросы: «А что это такое? Помогите определить». На этой волне iNaturalist возник как проект, который решил направить поток этого интереса в тематическую платформу, позволяющую людям, которые делают наблюдения, и людям, которые способны определить вид организма по фотографии, встретить друг друга.
Слайд 13 В 2016 году iNaturalist был лишь калифорнийской «развлекухой», в 2017-м — стал внутриамериканским. В нашей стране проект стал активно пропагандироваться учёными с 2018 года, в частности Алексеем Серёгиным, создателем базы данных о биоразнообразии России на основе «Цифрового гербария МГУ».
Слайд 14 Рост популярности «гражданской» науки и приток в неё любителей произошли благодаря эволюции смартфонов, потому что в них присутствует всё, что нужно, чтобы сделать точное профессиональное научное наблюдение: GPS, часы, автоматически добавляющие дату наблюдения, и, конечно, камера, с помощью которой фиксируется наблюдение, а так же привязка к определённому человеку.
Слайд 15 Ботаники всячески стараются сподвигнуть людей делать наблюдения и загружать фотографии на iNaturalist, организовывают соревнования между регионами. Сейчас на платформе множество российских проектов, таких как Флора России, Фауна России, Паукообразные, Грибы, Лишайники, Большой год (наблюдение за птицами) и т.д..
Слайд 16 О данной платформе я узнала от друзей натуралистов, увлекающихся птицами, в Контакте, но как-то не решалась начать выкладывать свои наблюдения… но когда появилась информация о проведении межународного проекта «1000 детских шагов» по изучению биоразнообразия городской среды, решила принять участие с командой учащихся. Слайд 17 Прежде всего, я сама зарегистрировалась на платформе iNaturalist, научилась выкладывать наблюдения…затем дистанционно консультировала учащихся по освоению этой платформы… Слайд 18 В итоге Наша команда, состоящая из 4-х человек, приняла участие в данном краткосрочном проекте и заняла 4 место (из 14 команд участников). Основной результат в том, что мы научились использовать данную платформу для загрузки фотонаблюдений, Слайд 19 научились замечать больше проявлений жизни, отличать их и самое главное, Слайд 20 что это вызывает у нас интерес.
Работа с платформой iNaturalist – это включение огромного количества людей в гражданскую науку. Ведь результаты наших наблюдений (всего в iNaturalist 32 миллиона точек, но исследовательского уровня достигли только 13 миллионов) могут использовать ученые для анализа и синтеза с целью получения новых научных знаний.
Слайд 21 Ещё пару слов, мне бы хотелось сказать о новом проекте «Экологический патруль», запущенном Федеральных эколого-биологическим центром, при поддержке научных и правительственных организаций. Проект направлен на включение широкого круга участников в экологический мониторинг основных сред (атмосферы, воды, почвы) с помощью современных профессиональных методов наблюдения, сбора, обработки и распространения информации о состоянии и динамике окружающей среды в различных регионах России.
Слайд 22 Учащиеся станции натуралистов в прошлом году приняли участие в областном конкурсе проектов «Экологический патруль», с работами участников можно ознакомиться на платформе «Реактор», Слайд 23 вошли в число победителей этого конкурса и получили наборы для проведения экологического мониторинга. В этом году для участников (педагогов и учащихся) проведены обучающие семинары по работе с полученным оборудованием. И сейчас у нас есть возможность проводить экологические исследования окружающей среды с использованием современных датчиков. Создатели проекта предполагают, что наблюдения проводимые общественными активистами школьного возраста из различных регионов, загруженные на сайт «Экологического патруля», так же будут доступны для его участников и широкой общественности.
Слайд 24 Спасибо за внимание!