Современные образовательные технологии
в свете реализации ФГОС НОО второго поколения»
С.Б. Нурлубаева – учитель начальных классов МКОУ «Геметюбинская СОШ»
В последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения, не только содержанию образования, но и методики преподавания. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в современном мире. Решить эту задачу средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения, невозможно. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в «субъект» образовательного процесса и приходит в школу «учиться», т.е. учить себя. Не только получать знания, которые передает ему учитель, но самостоятельно добывать эти знания и пользоваться ими в жизни. . «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны»
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Исходя из поставленных задач, нам, как современным учителям, следует не только давать учащимся образование в виде системы знаний, умений и навыков. В большей степени, развивать познавательные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения учебного содержания, методику преподавания, перестраивать этап урока – введение нового материала, изменять атмосферу занятий. Ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Появилась необходимость внедрения в педагогическую практику современных образовательных технологий. Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни
Причины выбора образовательных технологий следующие:
Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы.
Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.
Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: образования и личностно-ориентированного подхода.
Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность. Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу.
Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.
Перечень педагогических технологий, которые можно применять на уроках.
1.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
Партнерство и сотрудничество в отношениях педагога и ребенка. Учитель и ребята совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
2.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
Уроки строятся с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. На уроках следует использовать разноуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Так появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Работа в группах. С введением ФГОС НОО в новых учебниках есть групповая работа.
Компьютерные технологии являются эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации учения, развивают творческие способности, помогают создать благополучный эмоциональный фон. Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.
3.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх формируются нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь одноклассникам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.Игра усиливает интерес к предмету, познанию окружающего мира.
Используется на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.
Применяется с целью развития у ребят самостоятельности, развитию умений находить знания в различных источниках. Учащиеся учатся пользоваться приобретенными знаниями, происходит развитие исследовательских умений и системного мышления.
Применяются с целью сохранения здоровья школьникам за период обучения в школе, формированию у ребят необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни. С целью правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учетом работоспособности детей; использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой). Сохранение высокой работоспособности на уроке, исключение переутомления учащихся.
Основные направления применения ИКТ:
подготовка дидактического материала для учебно-воспитательного процесса (печатные материалы, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам);
ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;
«портфолио» учителя и ученика даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и коммуникативных достижениях;
участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
электронная почта;
составление отчётов, графиков, диаграмм;
тестирование по предметам, проверка техники чтения;
поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ;
проведение родительских собраний и лекториев;
воспитательные события и социальные проекты;
тренажёры по предметам, тестирования;
развивающие игры по предметам.
Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока
Этап урока
Варианты использования образовательных технологий
Методы и приёмы
1
Актуализация знаний
Игровые технологии
- Создание игровой ситуации
Педагогика сотрудничества
-Совместная деятельность
- Эвристическая беседа
Здоровьесберегающая технология
-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)
- Психогимнастика
-Алгоритмическая разминка
2
Сообщение темы и целей урока
Проблемное обучение
Создание проблемной ситуации
Педагогика сотрудничества
- Работа в группах, парах
- Эвристическая беседа
Информационно-коммуникативные технологии
Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)
Работа по теме урока
Индивидуальный и дифференцированный подход
Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках)
Личностно- ориентированное обучение
Исследовательская работа в группах, парах.
Информационно-коммуникативные технологии
Знакомство с новым материалом на ПК
Разноуровневые задания на ПК
Развивающее обучение
Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения
Игровые технологии
Игровая ситуация
Проблемное обучение
Создание проблемной ситуации
4
Физкультминутка
Здоровьесберегающий подход
Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию
5
Индивидуальная (самостоятельная) работа
Индивидуальный и дифференцированный подход
Разноуровневые задания
Информационно-коммуникативные технологии
Тестирование на ПК.
Разноуровневые задания на ПК.
6
Подведение итогов урока.
Педагогика сотрудничества
Коллективный вывод
Подведение итогов в паре (сравнение)
7
Рефлексия
Здоровьесберегающий подход
Тренинг «Я смог…что не получилось?»
Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физкультминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.
Здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся используют аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на снятие нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы.
Процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания.
При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов
Литература
Полат Е.С. Метод проектов.
Педагогические Интернет-ресурсы.
Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования».
Программа «Школа России»
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
Басынина, Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л.Н. Басынина // Начальная школа плюс до и после.- 2008.- №11.-С.66-67
Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№1.-С.36-38
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Геметюбинская СОШ»
Доклад на тему:
«Современные образовательные технологии
реализации ФГОС НОО второго поколения»
Подготовила:
Нурлубаева Сайлахан Бадурдиновна
Учитель начальных классов