СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные образовательные технологии реализации ФГОС НОО второго поколения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: "Современные образовательные  технологии реализации ФГОС НОО второго поколения"

Просмотр содержимого документа
««Современные образовательные технологии реализации ФГОС НОО второго поколения»»

Современные образовательные технологии

в свете реализации ФГОС НОО второго поколения»


С.Б. Нурлубаева – учитель начальных классов МКОУ «Геметюбинская СОШ»


В последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения, не только содержанию образования, но и методики преподавания. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в современном мире. Решить эту задачу средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения, невозможно. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в «субъект» образовательного процесса и приходит в школу «учиться», т.е. учить себя. Не только получать знания, которые передает ему учитель, но самостоятельно добывать эти знания и пользоваться ими в жизни. . «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны»

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

Исходя из поставленных задач, нам, как современным учителям, следует не только давать учащимся образование в виде системы знаний, умений и навыков. В большей степени, развивать познавательные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.

Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения учебного содержания, методику преподавания, перестраивать этап урока – введение нового материала, изменять атмосферу занятий. Ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Появилась необходимость внедрения в педагогическую практику современных образовательных технологий. Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни

Причины выбора образовательных технологий следующие:


  • Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы.

  • Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.

  • Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.

  • Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: образования и личностно-ориентированного подхода.

  • Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность. Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу.

  • Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.

Перечень педагогических технологий, которые можно применять на уроках.

1.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  • Педагогика сотрудничества

Партнерство и сотрудничество в отношениях педагога и ребенка. Учитель и ребята совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

2.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

  • Технология уровневой дифференциации обучения

Уроки строятся с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. На уроках следует использовать разноуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Так появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

  • Групповые технологии

Работа в группах. С введением ФГОС НОО в новых учебниках есть групповая работа.

  • Информационно-компьютерные технологии

Компьютерные технологии являются эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации учения, развивают творческие способности, помогают создать благополучный эмоциональный фон. Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.

3.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  • Игровые технологии

Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх формируются нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь одноклассникам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.Игра усиливает интерес к предмету, познанию окружающего мира.

  • Проблемное обучение

Используется на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.

  • Проектно-исследовательская технология

Применяется с целью развития у ребят самостоятельности, развитию умений находить знания в различных источниках. Учащиеся учатся пользоваться приобретенными знаниями, происходит развитие исследовательских умений и системного мышления.

  • Здоровьесберегающие технологии

Применяются с целью сохранения здоровья школьникам за период обучения в школе, формированию у ребят необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни. С целью правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учетом работоспособности детей; использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой). Сохранение высокой работоспособности на уроке, исключение переутомления учащихся.

Основные направления применения ИКТ:

  • подготовка дидактического материала для учебно-воспитательного процесса (печатные материалы, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам);

  • ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;

  • «портфолио» учителя и ученика даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и коммуникативных достижениях;

  • участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;

  • электронная почта;

  • составление отчётов, графиков, диаграмм;

  • тестирование по предметам, проверка техники чтения;

  • поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ;

  • проведение родительских собраний и лекториев;

  • воспитательные события и социальные проекты;

  • тренажёры по предметам, тестирования;

  • развивающие игры по предметам.

Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приёмы

1

Актуализация знаний

Игровые технологии

- Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

-Совместная деятельность

- Эвристическая беседа

Здоровьесберегающая технология

-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

- Психогимнастика

-Алгоритмическая разминка

2

Сообщение темы и целей урока

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

- Работа в группах, парах

- Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках)

Личностно- ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах, парах.

Информационно-коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК

Разноуровневые задания на ПК

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

Игровые технологии

Игровая ситуация

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

4

Физкультминутка

Здоровьесберегающий подход

Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

5

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

Разноуровневые задания

Информационно-коммуникативные технологии

Тестирование на ПК.

Разноуровневые задания на ПК.

6

Подведение итогов урока.

Педагогика сотрудничества

Коллективный вывод

Подведение итогов в паре (сравнение)

7

Рефлексия

Здоровьесберегающий подход

Тренинг «Я смог…что не получилось?»

Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физкультминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.

Здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся используют аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на снятие нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы.

Процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания.

При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов


Литература

  1. Полат Е.С. Метод проектов. 

  2. Педагогические Интернет-ресурсы.

  3. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования».

  4. Программа «Школа России»

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

  6. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. 

  7. Басынина, Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л.Н. Басынина // Начальная школа плюс до и после.- 2008.- №11.-С.66-67

  8. Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№1.-С.36-38

































Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Геметюбинская СОШ»






Доклад на тему:

«Современные образовательные технологии

реализации ФГОС НОО второго поколения»








Подготовила:

Нурлубаева Сайлахан Бадурдиновна

Учитель начальных классов