Тема: «Современные педагоги о профессиональном педагогическом росте и роли самообразования»
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, приобретает особое значение в условиях развития профессионального образования. Сама жизнь поставила на повестку дня задачу его непрерывности. Немецкий педагог XIX в. А. Дистервег писал, что учитель способен воспитывать и образовывать только в том случае, если продолжает работать над своим собственным воспитанием и образованием.
Выдающийся педагог А.С.Макаренко говорил, что в педагогику он пришел случайно, без всякого на то призвания, но научился, сделался мастером своего дела. Такого результата может добиться каждый, если ему помогут и если он будет работать над собой. Пресс цивилизации, по утверждению современного философа Л.Ю. Писарчика, оказывает мощное воздействие на молодого человека, предлагая ему реализовать свои творческие потенции в рыночной деятельности, в борьбе с конкурентами, в погоне за наживой, в достижении успеха любой ценой, в господстве над природой, в преодолении традиционной культуры, в модернизации производства, т.е. в создании еще более мощной техники, производящей еще больше негативных изменений в природе. «Человек- господин», «человек-супермен», «человек-миллионер», «человек-робот» – вот современные кумиры. Это говорит о том, что сегодня нарастает тенденция дегуманизации общества, когда нормальные человеческие чувства и устремления искажаются и подменяются дегуманизированным фарсом. За примерами далеко ходить не приходится, ими наполнены газеты, телевидение, видеопродукция, кино, литература и т.д.
Молодому человеку приходится делать выбор: принять идеологию общества, пронизанную категориями «обладать», «присвоить», «потребить», но при этом чаще всего остаться, по выражению известного философа И.А.Ильина, «духовно никем» или прислушаться к мнению философов, художников, деятелей культуры и пойти по пути духовного развития. Первый путь легкий, общепризнанный. По нему сегодня идут многие, потому что это дает человеку ощущение приобщенности к современным формам жизни, достижениям цивилизации, включенности в большие массы единомышленников, ощущение комфорта от солидарности с подобными себе. Такие люди почти всегда равнодушны к проблемам, которые выходят за пределы их «частных», «индивидуальных», «личных» интересов. Фундаментальные основания жизни и культуры они обосновывают не обращением к духовным критериям и истокам, а ссылкой на биологические инстинкты, которыми, по их мнению, являются самосохранение, материальное благополучие, потребительство, желание опередить конкурентов, занять «место под солнцем». Послушать этих людей – и мы больше не найдем в истории человеческой цивилизации никаких духовных исканий и устремлений человека, творческих мук, поиска смысла жизни, самопожертвования и нравственного самоусовершенствования.
В связи с этим возникает вопрос: стоило ли человечеству прилагать титанические усилия в ходе социального прогресса, чтобы прийти к такому примитивному результату? Нет, человеческий дух все равно будет развиваться, но только без нас, не «через нас», как сказал бы Г. Гегель. Он будет развиваться в другом месте и в другое время, но он совершит все великое, что ему положено совершить, он двинет вперед общество и создаст новые ценности подлинной культуры.
М. Монтень утверждал, что разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы. Поэтому одна из задач украинского образования переведение человека из мира повседневности в мир культуры. На смену идеалу образованного человека приходит идеал культурного человека. Понятие «культурный человек» не является простым, как это кажется на первый взгляд. В обыденном сознании культурный означает «вежливый, образованный, воспитанный человек».
Другая и очень важная задача – формирование личности нового социокультурного типа: гуманной, постигающей и понимающей высокую ценность человеческой жизни; духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действительности; самосовершенствующей, находящейся постоянно в поиске смысла жизни и жизненной позиции, общении с искусством, самопознании, понимании собственного «Я» и своего внутреннего мира; творческой, с развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности, обладающей чувством нового, способной к активной жизни и творчеству; прагматической, владеющей новейшими технологиями и умениями, необходимыми для реализации профессиональных знаний в новой экономической и социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, языкознание), профессиональной мобильности.
В связи с этим роль самообразования и самовоспитания будущих специалистов чрезвычайно велика. Ибо воспитание сегодня рассматривается как фактор успеха модернизационных процессов в Украине, как способ возможности саморазвития человека.
Самообразование и самовоспитание в профессиональной деятельности педагога
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность – проблема для большинства людей.
Как известно, творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Очень многое зависит от того, какие возможности представит окружение для реализации личностного потенциала.
По утверждению В.И. Журавлева, уже в 90-х гг. XX в. в педагогической науке разрабатывались личностно ориентированные технологии подготовки студентов к работе в школе и других образовательных учреждениях. Студенты могут свободно выбрать модель своего профессионального облика и реализовать его посредством различных авторских программ.
Лишенный школьной опеки, в профессиональном учебном заведении студент сталкивается с непривычными для него формами работы – самообразованием и самовоспитанием.
Самообразование – основа роста будущего специалиста. Как показал анализ литературы, самообразование представляет собой специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей; непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека.
Личностный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет наиболее эффективно реализоваться будущему педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способствуя творческому подходу к делу.
Академик Д.С.Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».
Воспитание и самовоспитание – две стороны единого процесса формирования личности.
Исследования, проведенные психологами и педагогами, убедительно доказали, что личность является активной силой не только в преобразовании окружающего мира, но и в собственном ее формировании.
Л.Н.Толстой определил следующие задачи самовоспитания: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени».
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов – объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Формирование личностных качеств не может происходить без стремления самой личности к учению, без проявления ею учебно-познавательной активности. Благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой человек развивает у себя лучшие личностные качества. Известный французский философ Ж.П. Сартр утверждал, что человек есть только то, что он сам из себя делает, подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии. Все это говорит об исключительно важной роли самовоспитания в формировании личности.
Работа над собой – это самовоспитание, начинающееся с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка человеком определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана действий на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями – как объективными, так и субъективными.
Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но и цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек становится воспитателем.
К.Д. Ушинский считал, что ему в самовоспитании помогало следующее: «...спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее; прямота в словах и поступках; обдуманность в действиях; решительность; не говорить о себе без нужды ни одного слова; не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится; издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать; каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках; ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».
Самовоспитание, отмечает И.П. Подласый, это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.
Согласно H.A. Березовину, самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей; находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования и совершенствования личности.
По утверждению отечественного педагога Ю.К. Бабанского, процесс воспитания при его хорошей организации перерастает в процесс самовоспитания и предполагает: самостоятельное планирование деятельности (самопроектирование) по усвоению знаний, умений, навыков, способов поведения, разрешения проблемных ситуаций учебного и воспитательного характера; самоорганизацию деятельности – рациональное распределение этапов деятельности во времени, рациональное распределение усилий в ходе деятельности; саморегулирование деятельности на основе самоанализа хода ее и внесение необходимых поправок; самоконтроль в деятельности – анализ ее конечных результатов, сопоставление их с намеченными целями, выявление расхождений и их причин, проектирование новых перспектив и задач.
Педагог А.И. Кочетов определяет следующие параметры самовоспитания:
- направленность, т.е. мотивы работы над собой;
- содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);
- устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);
- эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).
Доминантой в самовоспитании становится формирование таких качеств, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.
Весомую роль в личностной характеристике педагога играет профессиональное педагогическое самосознание, в структуру которого входят:
- осознание педагогом норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции педагогического труда;
- соотнесение себя с некоторыми профессиональными эталонами, идентификация;
- оценка себя другими, профессионально референтными людьми;
- самооценка, в которой выделяются:
а) когнитивный аспект, осознание самого себя, своей деятельности;
б) эмоциональный аспект
Ученые В.А. Мижериков и Т.А. Юзефавичус полагают, что будущий педагог должен уметь выявлять у себя наличие этих образований на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных.
Чтобы соответствовать высокому званию педагога, студент, решивший посвятить себя этой профессии, стремится развивать в себе готовность к сложной и многогранной деятельности на благо общества, умение как можно лучше делать то дело, к которому он приставлен собственным выбором или другими обстоятельствами. А для этого недостаточно просто быть тем, каков ты есть в настоящий момент.
Для этого требуется выработать в себе стремление стать лучше, устраняя недостатки в характере и вырабатывая новые черты, необходимые не только для жизни, но и для профессионально-педагогической деятельности.
Содержание самовоспитания раскрывается через его функции:
- компенсаторная: реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации;
- адаптирующая: позволяет преподавателю постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности;
- развивающая: предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности.
Принципы самовоспитания
1. Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок:
- установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания;
- установка на самосознание, самооценку своей педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение;
- установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно-значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).
2. Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки:
- на целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием;
- на планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;
- на самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля, мотивационная и познавательная сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.
3. Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:
- на самоконтроль;
- на саморегулирование;
- на индивидуализацию самообразования и самовоспитания;
- на мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;
- на коррекцию запланированных результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами.
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.