СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные педагоги о профессиональном педагогическом росте и роли самообразования»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, приобретает особое значение в условиях разви­тия профессионального образования. Сама жизнь поставила на повестку дня задачу его непрерывности. Немецкий педагог XIX в. А. Дистервег писал, что учитель способен воспитывать и образовывать только в том слу­чае, если продолжает работать над своим собственным воспита­нием и образованием.

Просмотр содержимого документа
««Современные педагоги о профессиональном педагогическом росте и роли самообразования»»

Тема: «Современные педагоги о профессиональном педагогическом росте и роли самообразования»

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, приобретает особое значение в условиях разви­тия профессионального образования. Сама жизнь поставила на повестку дня задачу его непрерывности. Немецкий педагог XIX в. А. Дистервег писал, что учитель способен воспитывать и образовывать только в том слу­чае, если продолжает работать над своим собственным воспита­нием и образованием.

Выдающийся педагог А.С.Макаренко говорил, что в педаго­гику он пришел случайно, без всякого на то призвания, но на­учился, сделался мастером своего дела. Такого результата может добиться каждый, если ему помогут и если он будет работать над собой. Пресс цивилизации, по утверждению современного философа Л.Ю. Писарчика, оказывает мощное воздействие на молодого че­ловека, предлагая ему реализовать свои творческие потенции в рыночной деятельности, в борьбе с конкурентами, в погоне за наживой, в достижении успеха любой ценой, в господстве над природой, в преодолении традиционной культуры, в модерниза­ции производства, т.е. в создании еще более мощной техники, производящей еще больше негативных изменений в природе. «Че­ловек- господин», «человек-супермен», «человек-миллионер», «че­ловек-робот» – вот современные кумиры. Это говорит о том, что сегодня нарастает тенденция дегуманизации общества, когда нор­мальные человеческие чувства и устремления искажаются и под­меняются дегуманизированным фарсом. За примерами далеко ходить не приходится, ими наполнены газеты, телевидение, ви­деопродукция, кино, литература и т.д.

Молодому человеку приходится делать выбор: принять идео­логию общества, пронизанную категориями «обладать», «присво­ить», «потребить», но при этом чаще всего остаться, по выражению известного философа И.А.Ильина, «духовно никем» или прислушаться к мнению философов, художников, деятелей культуры и пойти по пути духовного развития. Первый путь легкий, общепризнанный. По нему сегодня идут многие, потому что это дает человеку ощущение приобщенности к совре­менным формам жизни, достижениям цивилизации, включенно­сти в большие массы единомышленников, ощущение комфорта от солидарности с подобными себе. Такие люди почти всегда рав­нодушны к проблемам, которые выходят за пределы их «частных», «индивидуальных», «личных» интересов. Фундаментальные осно­вания жизни и культуры они обосновывают не обращением к ду­ховным критериям и истокам, а ссылкой на биологические инстинкты, которыми, по их мнению, являются самосохранение, материальное благополучие, потребительство, желание опередить конкурентов, занять «место под солнцем». Послушать этих людей – и мы больше не найдем в истории человеческой цивилизации никаких духовных исканий и устремлений человека, творческих мук, поиска смысла жизни, самопожертвования и нравственного самоусовершенствования.

В связи с этим возникает вопрос: стоило ли человечеству при­лагать титанические усилия в ходе социального прогресса, чтобы прийти к такому примитивному результату? Нет, человеческий дух все равно будет развиваться, но только без нас, не «через нас», как сказал бы Г. Гегель. Он будет развиваться в другом месте и в другое время, но он совершит все великое, что ему положено со­вершить, он двинет вперед общество и создаст новые ценности подлинной культуры.

М. Монтень утверждал, что разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы. Поэтому одна из задач украинского образования переведение человека из мира повседневности в мир культуры. На смену идеалу образованного человека прихо­дит идеал культурного человека. Понятие «культурный человек» не является простым, как это кажется на первый взгляд. В обы­денном сознании культурный означает «вежливый, образованный, воспитанный человек».

Другая и очень важная задача – формирование личности ново­го социокультурного типа: гуманной, постигающей и понимающей высокую ценность человеческой жизни; духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действитель­ности; самосовершенствующей, находящейся постоянно в поиске смысла жизни и жизненной позиции, общении с искусством, са­мопознании, понимании собственного «Я» и своего внутреннего мира; творческой, с развитым интеллектом, стремящейся к пре­образующей деятельности, обладающей чувством нового, способ­ной к активной жизни и творчеству; прагматической, владеющей новейшими технологиями и умениями, необходимыми для реа­лизации профессиональных знаний в новой экономической и со­циокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, языкознание), профессиональной мобильности.

В связи с этим роль самообразования и самовоспитания буду­щих специалистов чрезвычайно велика. Ибо воспитание сегодня рассматривается как фактор успеха модернизационных процессов в Украине, как способ возможности саморазвития человека.

Самообразование и самовоспитание в профессиональной деятельности педагога

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Одна­ко умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность – проблема для большинства людей.

Как известно, творцом, так же как и интеллектуалом, не рож­даются. Очень многое зависит от того, какие возможности пред­ставит окружение для реализации личностного потенциала.

По утверждению В.И. Журавлева, уже в 90-х гг. XX в. в педа­гогической науке разрабатывались личностно ориентированные технологии подготовки студентов к работе в школе и других обра­зовательных учреждениях. Студенты могут свободно выбрать мо­дель своего профессионального облика и реализовать его посред­ством различных авторских программ.

Лишенный школьной опеки, в профессиональном учебном за­ведении студент сталкивается с непривычными для него формами работы – самообразованием и самовоспитанием.

Самообразование – основа роста будущего специалиста. Как показал анализ литературы, само­образование представляет собой специально организованную, са­мостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общест­венно значимых образовательных целей; непрерывное продолже­ние общего и профессионального образования, благодаря кото­рому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека.

Личностный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет наиболее эффективно реализоваться будущему педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способ­ствуя творческому подходу к делу.

Академик Д.С.Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».

Воспитание и самовоспитание – две стороны единого процес­са формирования личности.

Исследования, проведенные психологами и педагогами, убедительно доказали, что личность является активной силой не только в преобразовании окружающего мира, но и в собственном ее формировании.

Л.Н.Толстой определил следующие задачи самовоспитания: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени».

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов – объективных и субъективных, при­родных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассив­ное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Формирование личностных качеств не может происходить без стремления самой личности к учению, без проявления ею учебно-познавательной активности. Благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой человек развивает у себя лучшие личностные качества. Известный французский философ Ж.П. Сартр утверждал, что человек есть только то, что он сам из себя делает, подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии. Все это говорит об исключительно важной роли самовоспита­ния в формировании личности.

Работа над собой – это самовоспитание, начинающееся с осоз­нания и принятия объективной цели как субъективного, жела­тельного мотива своей деятельности. Субъективная постановка человеком определенной цели поведения или деятельности по­рождает сознательное напряжение воли, определение плана дей­ствий на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями – как объектив­ными, так и субъективными.

Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосозна­ния человек начинает понимать не только внешние для него цели, но и цели своего собственного воспитания. Он начинает отно­ситься к самому себе как к субъекту воспитания. С возникнове­нием этого нового, весьма своеобразного в формировании лично­сти фактора человек становится воспитателем.

К.Д. Ушинский считал, что ему в самовоспитании помогало следующее: «...спокойствие совершенное, по крайней мере, внеш­нее; прямота в словах и поступках; обдуманность в действиях; решительность; не говорить о себе без нужды ни одного слова; не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится; издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать; каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках; ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».

Самовоспитание, отмечает И.П. Подласый, это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на самораз­витие и формирование базовой культуры личности. Самовоспита­ние призвано укреплять и развивать способность к добровольно­му выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необ­ходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспита­ние – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в кото­рых живет человек.

Согласно H.A. Березовину, самовоспитание – это сознатель­ная деятельность, направленная на возможно более полную реа­лизацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспита­ние – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на аде­кватной самооценке, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей; находится в не­разрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и раз­вивая процесс формирования и совершенствования личности.

По утверждению отечественного педагога Ю.К. Бабанского, процесс воспитания при его хорошей организации перерастает в процесс самовоспитания и предполагает: самостоятельное плани­рование деятельности (самопроектирование) по усвоению знаний, умений, навыков, способов поведения, разрешения проблемных ситуаций учебного и воспитательного характера; самоорганизацию деятельности – рациональное распределение этапов деятельности во времени, рациональное распределение усилий в ходе деятель­ности; саморегулирование деятельности на основе самоанализа хода ее и внесение необходимых поправок; самоконтроль в деятельно­сти – анализ ее конечных результатов, сопоставление их с наме­ченными целями, выявление расхождений и их причин, проекти­рование новых перспектив и задач.

Педагог А.И. Кочетов определяет следующие параметры само­воспитания:

- направленность, т.е. мотивы работы над собой;

- содержание (умственное, физическое, нравственное, трудо­вое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);

- устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);

- эффективность в формировании личности (выполняет функ­ции главные и вспомогательные).

Доминантой в самовоспитании становится формирование та­ких качеств, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.

Весомую роль в личностной характеристике педагога играет профессиональное педагогическое самосознание, в структуру которо­го входят:

- осознание педагогом норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции педагогического труда;

- соотнесение себя с некоторыми профессиональными этало­нами, идентификация;

- оценка себя другими, профессионально референтными людьми;

- самооценка, в которой выделяются:

а) когнитивный аспект, осознание самого себя, своей деятельности;

б) эмоциональный аспект



Ученые В.А. Мижериков и Т.А. Юзефавичус полагают, что бу­дущий педагог должен уметь выявлять у себя наличие этих обра­зований на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства развития положительных качеств и ней­трализации и вытеснения отрицательных.

Чтобы соответствовать высокому званию педагога, студент, решивший посвятить себя этой профессии, стремится развивать в себе готовность к сложной и многогранной деятельности на благо общества, умение как можно лучше делать то дело, к которому он приставлен собственным выбором или другими обстоятельства­ми. А для этого недостаточно просто быть тем, каков ты есть в настоящий момент.

Для этого требуется выработать в себе стремление стать лучше, устраняя недостатки в характере и вырабатывая новые черты, не­обходимые не только для жизни, но и для профессионально-пе­дагогической деятельности.

Содержание самовоспитания раскрывается через его функции:

- компенсаторная: реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации;

- адаптирующая: позволяет преподавателю постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности;

- развивающая: предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности.

Принципы самовоспитания

1. Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок:

- установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания;

- установка на самосознание, самооценку своей педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение;

- установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно-значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).

2. Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки:

- на целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием;

- на планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;

- на самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля, мотивационная и познавательная сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.

3. Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:

- на самоконтроль;

- на саморегулирование;

- на индивидуализацию самообразования и самовоспитания;

- на мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;

- на коррекцию запланированных результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.