СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные проблемы экологии и природопользования»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. Срок реализации 10 недель. Социально-гуманитарная направленность

Просмотр содержимого документа
««Современные проблемы экологии и природопользования»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №25 имени Александра сивагина»





Утверждено:

Приказ №

Директор МОУ СШ №25

___________

г.





социально–ГУМАНИТАРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа

«Современные проблемы экологии и природопользования»



Возраст обучающихся: 15-17 лет

Срок реализации: 10 НЕДЕЛЬ







Автор-составитель:

Щербакова Галина Юрьевна

учитель биологии







г. Ярославль

Оглавление


Пояснительная записка (цели и задачи ООП, ее актуальность, значимость, категория учащихся (возрастная группа и иные особенности), условия реализации ООП) …………………………………

3

Учебный план и календарный учебный график …………………………

5

Содержание образовательной программы ……………………………….

7

Ожидаемые результаты освоения ОП……………………………………..

8

Контрольно-измерительные материалы…………………………………..

9

Продолжительность реализации ООП……..………………………………

11

Список литературы………………………………………………………….

11

Приложения …………………………………………………………………

13

Приложение 1 Социологический опрос …………………………………...

13

Приложение 2 Самооценка отношения к окружающей среде……………

14

Приложение 3 Анкета «Выявление уровня экологического сознания» …

16

Приложение 4 Сводная таблица образовательных результатов обучающихся…………………………………………………………………

17

Пояснительная записка


Данная программа социально-гуманитарной направленности.

В настоящее время перед обществом стала проблема загрязнения окружающей среды. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и многое другое ведет к гибели природы. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества.

Многие болезни возникают от загрязнения атмосферы, плохой питьевой воды, потребления химически обработанных продуктов питания. Здоровье на 50 % зависит от образа жизни, на 20 % от воздействия окружающей среды и развития технологий, на 20 % сказывается плохая наследственность и только на 10 % оно зависит от уровня здравоохранения.

Нарастание темпов промышленного производства, увеличение количества автомобилей, пищевые добавки, генетически модифицированные продукты значительно влияют на окружающую среду, а, значит, и на здоровье человека.

В последнее время решение проблем загрязнения окружающей среды приобретает особое значение, в том числе и на государственном уровне, что подтверждается разработкой и реализацией целевых программ по охране природы.

Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. Таким образом, актуальность данной программы состоит в нарастании остроты экологических проблем и повышении требований граждан к качеству окружающей среды.

Цель программы – создание условий для успешной социализации обучающихся в современном обществе, формирование активной позиции в решении экологических проблем и природопользования, развитие навыков анализа и синтеза информации по оценке перспектив устойчивого развития человечества при разных формах взаимодействия общества, экономики и природы, формиро­вание и развитие исследовательских умений и навыков обучающихся посредством развития экологической культуры.


Задачи:


- вовлечение обучающихся в самостоятельное исследование основ за­щиты и улучшения окружающей среды и своего здоровья;

- формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

- формирование экологического сознания.


Цель программы достигается разными путя­ми, одним из наиболее действенных является активное познание в области экологии. Данный путь предполагает большую самостоя­тельную работу обучающихся в исследовании состояния окружаю­щей среды. Основная задача таких исследований заключается в том, чтобы на «живых» примерах показать взаимосвязи в природе и губительные последствия их нарушения.

Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполне­нии заданий.

Оригинальность мышления, творчество и одаренность, обучающиеся наиболее ярко проявляют в разнообразной исследователь­ской деятельности. В объединении экологическую науку ребята вос­принимают не только как систему уже открытых фактов и сфор­мулированных теорий, но и как процесс реального научного поиска.

Немаловажную роль в объединении играет совместная дея­тельность обучающихся и педагога в проектировании исследовательс­кой работы, составлении графиков, диаграмм, карточек, фотома­териалов.

Метод проектов способствует преодолению изолированности объединения от общественной жизни, решения актуальной общественной проблемы. Это повышает интерес к процессу обучения, вос­питывает индивидуальную ответственность. После завершения ис­следовательского проекта обучающиеся заинтересованы продолжить изучение данной тематики.

Большая и очень важная часть работы – пропаганда экологичес­ких знаний и этики.

Стимулируют интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде дискуссий, игр, викторин, кроссвордов, конкурсов, эколо­гического эрудициона, встреч с работниками здравоохранения, ох­раны природы, где обучающиеся знакомятся со сложной пробле­мой загрязнения планеты, выявляют причинно-следственные свя­зи на примерах конкретных упаковок, составляют анкеты об информированности населения о пищевых добавках.

В программе особое внимание уделяется экскурсиям, в ходе ко­торых воспитанники исследуют окружающий мир.

Свои личностные качества дети проявляют в различных воспитательных, культурно-массовых мероприятиях, экологичес­ких акциях, конференциях, фестивалях.

Освоение материала программы предусмотрено на теоретических и практических занятиях.

Форма занятий – групповая. Возраст обучающихся 15-17 лет.

Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям учащихся по образовательной программе.



Учебный план




Раздел



Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение

1

-

1

2

Современное состояние окружающей среды

1

1

2

3

Рациональное использование природных ресурсов




2

1

3



4

Современные экологические проблемы, их глобальный характер и пути их решения

2

1

3

5

Подведение итогов

1

-

1

Итого:

7

3

10



Календарный учебный график


занятия

Дата


Тема занятия

Форма проведения занятия

Форма отчета о результатах



I модуль



1. Введение (1 час)



1


Знакомство с обучающимися, программой объединения, инструктаж по технике безопасности.


Рассказ с элементами беседы, инструктаж по ТБ




2. Современное состояние окружающей среды (2 часа)




2


Взаимодействие человека и природы. Современное состояние природы России и планеты Земля.

Рассказ с элементами беседы, презентация


3


Создание мини-проектов по страницам Красной книги (международной, Российской и краевой)

Практическая работа

Мини-проект



3. Рациональное использование природных ресурсов (3 часа)




4


Природные ресурсы и их рациональное использование.

Рассказ с элементами беседы, презентация


5


Классификация природных ресурсов. Экономические выгоды вторичной переработки отходов.

Рассказ с элементами беседы, презентация


6


Из отходов в доходы. Анализ мирового опыта переработки отходов и вторичного сырья

Практическая работа.


Результаты исследования



4. Современные экологические проблемы, их глобальный характер и пути их решения (3 часа)




7


Глобальные экологические изменения.


Рассказ с элементами беседы, презентация


8


Современные проблемы экологии и природопользования

Рассказ с элементами беседы, презентация


9


Изучение антропогенной нагрузки на окружающую среду и пути оздоровления пришкольной территории


Практическая работа

Результаты исследования



5. Подведение итогов

(1 час)




10


Экологическая конференция «Станьте хранителем Земли»


Плакаты








Содержание образовательной программы


  1. Введение

Теория:

Знакомство с обучающимися, программой объединения, инструктаж по технике безопасности.


  1. Современное состояние окружающей среды

Теория:

Экологическое состояние на планете. Реальность комплексного обсуждения проблемы устойчивого развития системы «природа-хозяйство-общество».

Практика:

Создание мини-проектов по страницам Красной книги (международной, Российской и краевой)

Практика:

Социологический опрос (Приложение 1), анкетирование «Самооценка отношения к окружающей природе» (Приложение 2) с целью выявления отноше­ния человека к природе, и какое участие люди принимают в ее «жизни».




  1. Рациональное использование природных ресурсов



Теория:

Природные ресурсы и их рациональное использование. Классификация природных ресурсов. Экономические выгоды переработки вторичных отходов.


Практическая работа.

Из отходов в доходы. Анализ мирового опыта переработки отходов и вторичного сырья.



  1. Современные экологические проблемы, их глобальный характер и пути их решения



Теория:

Глобальные экологические изменения. Современные проблемы экологии и природопользования

Практическая работа.

Изучение антропогенной нагрузки на окружающую среду и пути оздоровления пришкольной территории


Подведение итогов

Теория:

Экологическая конференция «Станьте хранителем Земли».



Ожидаемые результаты освоения ОП


По окончании обучающиеся должны:

знать:

  • принципы и методы рационального природопользования;

  • антропогенные источники загрязнения окружающей среды;

  • размещение производства и проблему отходов;

  • понятие мониторинга окружающей среды, экологическое регулирование, прогнозирование последствий природопользования.


уметь:

  • применять принципы рационального природопользования;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • самостоятельно анализировать исследуемый материал;

  • проводить диагностические работы;

  • полученные данные фиксировать графиками, диаграммами;

  • работать с дополнительной литературой, схемами, табли­цами;

  • изучать экосистему, ее компоненты;

  • формулировать выводы;

  • представлять свою работу на конференциях, семинарах и т.п.

Отслеживание образовательных результатов в объединении осуществляется посредством мониторинга, проводимого в конце курса. На основании его данных педагогом делается вывод о степени усвоения материала каждым обучающимся за определенный период.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • выставки детских работ;

  • тематические выступления;

  • участие в городских, областных мероприятиях экологической направленности.


Обеспечение программы


В рамках реализации образовательной программы предусматривается материально-техническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации образовательной программы и достижения заявленных результатов ее освоения:

  • канцелярские принадлежности;

  • компьютер;

  • проектор.


Дидактическое обеспечение образовательного процесса:

  • определитель растений;

  • таблицы санитарно-гигиенических норм;

  • анкеты;

  • Красная книга.






Контрольно-измерительные материалы



Мониторинг образовательных результатов проводится в объединении 1 раза за курс. Данные каждого обучающегося заносятся в сводную таблицу (Приложение 4). На основании этого делается вывод о степени освоения данной дополнительной образовательной программы.


Показатели

Критерии

Степень выраженности критерия

Баллы

Формы и методы

1. Уровень теоретической подготовки обучающегося



Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой)

  • средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более ½)

  • максимальный уровень (обучающийся освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1







2


3

Беседа

2. Уровень практической подготовки обучающегося

Соответствие практических умений и навыков

программным

требованиям

- минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ объёма предусмотренных программой умений и навыков);

- средний уровень (объём усвоенных умений и навыков составляет ½);

- максимальный уровень (обучающийся освоил весь объём умений и навыков, предусмотренных программой за конкретный период)

1







2


3


Наблюдение





3. Соблюдение правил техники безопасности

Соответствие навыков соблюдения правил техники безопасности требованиям программы




  • минимальный уровень (обучающийся не соблюдает правила техники безопасности на занятиях)

  • средний уровень (обучающийся соблюдает правила техники безопасности на занятиях не во всех случаях)

  • максимальный уровень (обучающийся соблюдает правила техники безопасности на занятиях)

1








2



3

Наблюдение




4. Осознанность зависимости здоровья от собственного поведения и действий

Способность осознавать зависимость состояния здоровья от собственного поведения

  • минимальный уровень (обучающийся частично осознает зависимость состояния здоровья от собственного поведения)

  • средний уровень (обучающийся практически полностью осознает зависимость состояния здоровья от собственного поведения)

  • максимальный уровень (обучающийся полностью осознает зависимость состояния здоровья от собственного поведения, ведет здоровый образ жизни)

1








2




3

Беседа

Наблюдение

5.Уровень экологического сознания

Соблюдение норм экологического взаимодействия с окружающей средой

  • минимальный уровень (обучающийся не соблюдает нормы)

  • средний уровень (обучающийся соблюдает нормы)

  • максимальный уровень (обучающийся соблюдает нормы и популяризирует их среди окружающих)

1




2


3

Анкетирование (Приложение 3)

Наблюдение



Продолжительность реализации ОП

Программа рассчитана на 10 часов.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.



Список литературы


  1. Алексеев, С. В. и др. Практикум по экологии: Учебное пособие [Текст] / С.В. Алексеев. – М.: АО МДС, 2000. – 192 с.

  2. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг [Текст] / Т.Я. Ашихмина. – М.: АГАР, 2000. – 387 с.

  3. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем [Текст] / Под ред. Р. Шуберта. – М.: Мир, 1999. – 350 с.

  4. Воронков, Н. В. Экология. Общая, социальная, прикладная [Текст] / Н.В. Воронков. – М.: Агар, 2000. – 424 с.

  5. Воронков, Н. В. Основы общей экологии [Текст] / Н.В. Воронков. – М., 1999. – 96 с.

  6. Дробот, В. В. Здоровый образ жизни [Текст] / В.В. Дробот. — М., 2003.

  7. Зарубин, Г. П. Окружающая среда и здоровье человека [Текст] / Г.П. Зарубин. – М.: Знание, 1990. – 126 с.

  8. Ильина, Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей [Текст] / Т.В. Ильина. – 2-е изд. – Ярославль, 2002. –76 с.

  9. Ковальчук, М.А., Ходнеева, Ю.А., Тарханова, И.Ю. Комплект программ «Учимся вместе» для организации работы с детьми и их родителями по профилактике употребления ПАВ в учреждениях образования: Методическое пособие [Текст] / М.А. Ковальчук, Ю.А. Ходнеева, И.Ю. Тарханова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – 120 с.

  10. Конева, Н.Г. Педагогическое проектирование: Методические рекомендации для педагога дополнительного образования [Текст] / Н.Г. Конева. – Ярославль, Управление образования мэрии, 2004. – 54 с.

  11. Константинов, В. М. Охрана Природы: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.М. Константинов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с.

  12. Макеева, А. Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» [Текст] /А. Г. Макеева; Под ред. М. М. Безруких; Министерство образования Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 191 с.

  13. Мансурова, С. Е. Школьный практикум (9-11 кл.) [Текст] / С.Е. Мансурова. – М.: Владос, 2001. – 112 с.

  14. Муравьев, А. Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.Г. Муравьев. – СПб.: Крисмас+, 2002. – 118 с.

  15. Протасов, В. Ф. Экология,здоровье и охрана окружающей среды в России: Учеб.и справ.пособие Издательство: Финансы и статистика [Текст] / В.Ф. Протасов. – 2000 г. – 672 с.

  16. Снакин, В. В. и др. Экологический мониторинг: Методическое пособие для учителей средних учебных учреждений [Текст] / В.В. Снакин. – М.: РЭФИА, 2000. – 92 с.

  17. Чижевский, А. В. Экология у нас дома [Текст] / А.В. Чижевский. – Брянск, 1998. – 12 с.

  18. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии [Текст] / И.В. Чупаха. – М.; Ставрополь, Сервисшкола,2001. -400с

  19. Журнал «Биология в школе» [Текст]. – 1997. – №6; 1999. – №3; 1997. – №6.

  20. Журнал «География в школе» [Текст]. – 1998. – №3; 1998. – №7.




Литература для обучающихся


  1. Зарубин, Г. П. Окружающая среда и здоровье человека [Текст] / Г.П. Зарубин. – М.: Знание, 1990. – 126 с.

  2. Лоранский, Д. Н., Лукьянов В. С. Азбука здоровья: Книга для молодежи [Текст] / Д.Н. Лоранский, В.С. Лукьянов. – М.: Профиздат, 1990. – 176с.

  3. Новиков, Г. А. Основы общей экологии и охраны природы: Учеб. пособие [Текст] / Г.А. Новиков. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2000. – 352 с.

  4. Тарарина, Л. Ф. Экологический практикум для студентов и школьников (Биоиндикация загрязненной среды) [Текст] / Л.Ф. Тарарина. – М.: Аргус, 2002. – 80 с.

  5. Тихонов, А. Животные России. Красная книга [Текст] / А. Тихонов. – М.: Росмэн-Пресс, 2008. – 240 с.

  6. Тихонов, А. Растения России. Красная книга [Текст] / А. Тихонов. – М.: Росмэн-Пресс, 2009. – 172 с.

  7. Чижевский, А. В. Экология у нас дома [Текст] / А.В. Чижевский. – Брянск, 1998. – 12 с.

Приложения

Приложение 1


Социологический опрос


Цель: выявить отношение человека к природе, узнать, насколько он ознакомлен с функциями зеленых насаждений, экологически­ми проблемами и их последствиями, какое участие люди прини­мают в «жизни» природы.

  1. Физически зеленые насаждения благоприятно влияют на окружающую среду, которая включает в себя и человека. Могут ли они оказывать на человека моральное воздействие? Если да, то как?

  2. Иногда мы видим, как какой-нибудь человек сажает у нас во дворе деревья, кусты, цветы, ограждает заборчиками неболь­шие участки, тем самым, например, занимая места для возмож­ных стоянок автомашин жителей дома. Что вы думаете по этому поводу?

  • Я тоже так делал и считаю это правильным.

  • Асфальтирование дало бы больше пользы.

  • Возможно, у вас есть своя точка зрения.


  1. Кто или что, по-вашему мнению, наносит ущерб и вред при­роде (рассматривая природу города)?


  1. Как вы относитесь к природе?


  • Я люблю природу, но мои усилия по ее сохранению беспо­лезны.

  • Я люблю природу и постараюсь сделать все, что в моих си­лах, чтобы мои внуки увидели все краски природы.

  • Мне все равно, какие изменения с ней происходят, даже если это изменения в плохую сторону.

  • Нет, я не люблю природу, я предпочитаю жить в промыш­ленном районе, в центре.

Приложение 2

Самооценка отношения к окружающей природе


п/п

Вопросы

Да

Нет

По-разному

1

Хорошо ли ты относишься к природе?

2

0

1

2

Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых?

2

0

1

3

Всегда ли ты бережешь природу вокруг себя?

0

2

1

4

Заслуживают ли внимания явления природы?

1

0

2

5

Всегда ли ты относишься к природе внимательно?

1

2

0

6

Все ли явления природы тебя интересуют?

0

1

2

7

Проявляется ли этот интерес в поступках?

1

2

0

8

Ценишь ли новизну в природе?

1

2

0

9

Влияет ли природа на твои переживания?

0

1

2

10

Пользуешься ли оценками красоты природы, ко­гда рассматриваешь ее явления?

1

0

2

11

Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб?

0

2

1

12

Любишь ли читать описания природы в книгах?

0

2

1

13

Влияет ли окружающая природа на твои мысли?

2

0

1

14

Влияет ли природа на твое поведение?

1

0

2

15

Часто ли ты прогуливаешься среди природы?

1

2

0

16

Приходилось ли тебе чем-то вредить природе?

2

0

1

17

Любишь ли ты чем-нибудь заниматься среди природы?

1

0

2

18

Часто ли ты равнодушен к окружающей природе?

2

1

0

19

Начались ли твои выступления против вреда, на­носимого природе нерадивыми людьми, в млад­ших классах?

0

2

1

20

Или они возникли классах с 4-го по 7-й?

2

0

1

21

Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками?

0

2

1

22

Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображается природа?

1

2

0

23

Приходилось ли сочинять стихи о природе?

2

0

1

24

Всегда ли добросовестно трудишься, ухаживая за

природой

1

2

0

25

Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы?

1

0

2


Выше 40 баллов и менее 20 баллов

Твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты его переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы.

20-29 баллов

Твое отношение к природе не очень активно. Надо уделять при­роде больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже продумать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве. Как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты будешь делать это регулярно, твое отношение к природе и тем самым к людям станет активнее.

30—40 баллов

Глубокое и правильное отношение к природе. Постарайся быть внимательным к природе, к поведению окружающих людей, всту­пай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведени­ями искусства. Это поможет сделать твое отношение к природе бо­лее действенным.

Приложение 3

Анкета

«Выявление уровня экологического сознания»


Предлагаем завершить следующие предложения:

  1. Если я выхожу на улицу и вижу, как ребята ломают недавно посаженное дерево, то я...

  2. Если мы с ребятами увидели, как срезают елку, то мы...

  3. Если вижу, как обижают беззащитную собаку, то я...

  4. Если я вижу, как в мой сад залезли ребята и обламывают куст, цветущей сирени, то я...

  5. Если я вижу, что в речке, где мы купаемся с ребятами, кто-то моет собственную машину, то я...

  6. Если мы с ребятами увидим, что на опушке нашего леса люди сбрасывают мусор, то мы...

  7. Если я вижу, что около дома, прямо на детскую песочницу кто-то устанавливает гаражную «ракушку», то я...

  8. Если мы с ребятами в нашем лесу увидим, как разоряют птичьи гнезда, то мы...

  9. Если я увижу, как на рынке продают первоцветы, занесённые в Красную книгу, то я...



Приложение 4

Сводная таблица образовательных результатов обучающихся

___________

ФИ обучающегося

Уровень теоретической подготовки обучающегося

Уровень практической подготовки обучающегося

Соблюдение правил техники безопасности

Осознанность зависимости здоровья от собственного поведения и действий

Уровень экологического сознания

Итоговый результат освоения программы

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль












































































































































































Доля обучающихся, освоивших программу полностью _____________, частично _____________.


12