Методическое объединение учителей начальных классов
города Кирсанова Тамбовской области
Современные системы оценки качества образования
Учитель начальных классов МБОУ "СОШ №1"
Бурак Татьяна Николаевна
2016
В последнее время именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. При этом качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Стало ясно, что натуральные попытки определить качество образования через непосредственные измерения результатов учебы или даже воспитательной работы – не более чем болезнь роста: натуральные показатели успеваемости или хорошего поведения в классе, конечно, важны, но социализация ребенка как во время учебы, так и после нее слабо связана с этими показателями.
Социализация ребенка, его успешность оказались настолько важными эффектами, что совершенно очевидно – одними учебными результатами не объяснить и, что самое главное, не обеспечить успешность ребенка ни во время учебы, ни тем более после нее.
И сколько бы мы не тратили времени на пустые споры о том, что же такое успешность и как личный успех связан с общественной пользой, очевидным фактом стало то, что без признания достижений ребенка в самых разных, не только учебных направлениях, успешную личность, способную к самореализации, к принесению пользы другим людям, не сформировать.
Не строгие наказания за несоответствие заданному образцу (пока не повторишь правильно – буду считать тебя отстающим), а способность в своей талантливости и наклонности достигать высоких результатов обеспечивает самореализацию личности и максимальную возможность принести пользу другим.
Каждый может стать успешным учеником, но не каждый будет успешен, если направления успеха сузить до одной-единственной возможности – быть отличником по всем предметам.
Таким образом, качество образования – это уровень успешности, социализации гражданина, а также уровень условий освоения им образовательной программы школы (образовательного учреждения).
А результаты, обеспечивающие высокий уровень качества, – это академические знания, социальные и иные компетентности, плюс социальный опыт, приобретенный учащимся в ходе освоения образовательной программы школы (образовательного учреждения).
Качество образования - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства
Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных правовых документах системе требований к качеству образования
Объектами оценки ОСОКО (общероссийской системы оценки качества образования) являются:
учитель
ребенок
педагогическая компетентность
образовательные результаты
социализация
школа
миссия, цели ОУ
условия организации образовательного процесса
Инновационные черты система оценки
оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
содержательная и критериальная основа планируемых результатов;
оценка методом «сложения»; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
накопительная система оценки индивидуальных достижений;
использование стандартизированных и нестандартизированных методов (проекты, творческие работы и др.)
использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
интерпретация результатов на основе контекстной информации
об условиях и особенностях реализации обр. программ
Задачи, которые решает система оценивания качества образования:
- определить уровень учебных достижений учащихся на основе системы ожидаемых результатов;
- выявить соответствие результатов обучения ожидаемым (запланированным) результатам, зафиксированным в стандартах образования и учебных программах;
- инициировать коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях, умениях, по развитию компетенций учащихся;
- создать комплект измерителей учебных достижений учащихся для проведения различных видов контроля по каждому учебному предмету;
- повысить мотивацию учащихся к учению, самостоятельной деятельности, их к повседневной систематической работе;
- способствовать развитию критического мышления и способностей к самооценке как основы успешности ученика;
- отслеживать динамику роста учебных достижений на основе внутреннего и внешнего контроля.
Внутренняя оценка - оценка, осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, психологом, администрацией.
Процедуры: текущие отметки, результаты самооценки, результаты педагогических наблюдений, промежуточные и итоговые оценки.
Функции внутренней оценки:
1) информировать о:
- продвижении ребенка (и родителей) в образовательном процессе, о слабых и сильных сторонах этого движения;
- эффективности их педагогической деятельности.
2) - мотивировать,
- стимулировать;
- ориентировать ребенка на успех.
Внешняя оценка - оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.
Процедуры: государственная итоговая аттестация, аттестация работников образования, аккредитация образовательных учреждений, мониторинговые исследования качества образования
Функции внешней оценки:
1) задавать образцы, ориентиры содержания и критериев для внутренней системы оценки.
2) возможность получения объективных и сопоставимых данных в целях управления качеством образования.
Система оценки качества образования в начальной школе
в соответствии с ФГОС
При оценке качества образования необходимо выделить следующие положения:
Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования).
Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности от организации питания и досуга учащихся до учебно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса. А самое главное, важно оценивать не только знания каждого школьника, но и организацию системы доступности образовательных услуг школьнику в зависимости от его реальных запросов.
Литература
Концепция общероссийской системы оценки качества образования
http://festival.1september.ru/ Система оценки качества образования в начальной школе
http://festival.1september.ru/ Система оценки качества образования в образовательном учреждении: практический опыт, перспективы
http://www.docme.ru/ Оценка качества образования и ФГОС
http://www.geoclass.ru/ Колонка редактора. Система оценки качества обучения как один из инструментов реализации ФГОС