Статья: «Современные технологии в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Подготовила Голота Т.А.-учитель, начальных классов.
В настоящее время современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, ростом информации. Поэтому каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения. Целью обучения детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.
Задачи по обучению детей с умственной отсталостью:
-дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам;
-воспитать такие личностные качества как: честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
-подготовить детей к реабилитации в обществе.
Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий. Учитель использует для обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Обязательная компетенция профессиональной деятельности педагога- овладение современными педагогическими технологиями, и их применение на практике.
Можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в для детей данной категории:
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
технология разно-уровневого обучения
игровые технологии
здоровьесберегающие технологии
Педагогические технологии:
Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)
Современный ребёнок живёт в мире высоких компьютерных и инновационных технологий. Для детей с нарушением интеллекта информация должна поступать небольшими порциями и постоянно повторяться, при этом необходимо создать эффекты, которые привлекали бы внимание учащихся
В своей практике я использую следующие типы урока:
-урок усвоения новых знаний (компьютерная презентация);
-комбинированные уроки.
Из многообразия методов в своей педагогической практике использую те методы, которые, наиболее полно решают задачи развития детей.
Словесные:
-метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов);
-метод иллюстраций (презентаций, слайдов);
-интернет ресурсы;
Наглядные:
-объяснение материала с использованием слайдов, презентаций;
-проговаривание слайдов;
-обсуждение фильмов
-рассказ (по слайдам, презентациям
Практические:
-упражнения (применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса)
-устные упражнения и письменные упражнения;
Варианты организации деятельности с презентациями:
-объясняю тему с использованием презентации;
-ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного материала;
-сохраняю отдельные слайды презентации в виде рисунков и на уроке даю задание по рисункам;
-предлагаю детям, готовую презентацию разделив её на части, даю задание подготовить сообщение по теме;
-предлагаю детям готовую презентацию, в которой слайды перемещены. Задание – изучить предложенный материал и расположить слайды в нужном порядке;
-даю детям задание изучить материал презентации и ответить на вопрос, указать все лишние слайды.
Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют лучшему запоминанию и закреплению пройденного материала.
Технология разно уровневого обучения.
Данная технология разно уровневого обучения, учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, создает комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Данная технология базируется на тех же принципах, что и индивидуализация, и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.
Цель технологии является овладение обучающимися базовым уровнем знаний и умений для дальнейшего своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разно уровневые работы провожу на контроль - обобщающих уроках.
Можно также применять и при изучении новой темы. Объясняю материал от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.
Анализируя знания учащихся с применением элементов разно уровневого обучения можно сделать следующие выводы:
Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
Игровые технологии
В своей работе широко использую игровые технологии. Уроки с использованием игровых ситуаций, способствуют появлению активного познавательного интереса обучающихся и становятся более интересными. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Использую игровую деятельность в следующих случаях:
В качестве части урока (при работе с терминами).
Словарная разминка, (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).
Собираем тему урока по слогам среди набора знаков, цифр. Составляем цветок, солнце дерево в части изучаемого материала, или в части закрепления.
Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов, словосочетаний, побеждает тот, у кого больше смайликов. За правильный ответ смайлик.
Применяю на уроках игру – путешествие, экскурсию.
Дидактические игры на закрепление загадки, пословицы, кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.
Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.
На уроках использую элементы здоровьесберегающих технологии, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.
На уроке постоянно происходит смена деятельности учащихся, объяснение, работа с тетрадями, учебником, карточками –заданиями и т. д. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физминутки, зарядку для глаз, минутки для шутки, эмоциональную разрядку, рефлексию строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса.
Слежу за правильностью осанки учеников. На уроках использую релаксации. Тренировка
дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения.
Применяю развивающий массаж в работе с детьми, который состоит из трех упражнений:
1) самомассаж тыльной стороны кистей рук;
2) самомассаж ладоней;
3) самомассаж пальцев рук.
Использую массаж карандашами.
Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.
Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
В работе провожу частую смену видов деятельности с целью поддержания интереса к изучаемому материалу и предупреждения утомляемости. На занятиях поддерживать спокойную деловую обстановку
Литература:
1.Использование новых информационных технологий в образовании /poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html