Тема: Современные тенденции развития образования в Беларуси
План: 1. Актуальность проблемы.
2. Сущность понятий «способность», «талант», «одаренность»
1.
С древнейших времен вплоть до XIX в. (А. Баумгартен, Г. Гегель, И. Кант и др.) в научных трактатах прочно утвердился термин «гений» (от лат. genius – дух). Им обозначали явление, которое в более поздние времена стали называть значительно скромнее – «субъектом творческой деятельности». Изначально в античной культуре «гений» – фигура мифологическая, соединяющая в себе бессмертное божество и смертного человека.
Термин «талант» стал использоваться практически одновременно с термином «гений». Появление термина «талант» в научном обиходе было связано с представлениями о возможности измерения степени гениальности и – на этой основе – ранжирования гениев. Постепенно сформировалось представление о таланте как просто высокой степени развития способностей к определенному виду деятельности.
X. Уарте подчеркивал зависимость таланта от природы, однако это, по его мнению, не означает бесполезности воспитания и труда.
Ф. Гальтон в книге «Наследственность таланта: ее законы и последствия» попытался доказать, что выдающиеся способности (гениальность) – результат действия в первую очередь наследственных факторов.
Он приводит данные, согласно которым на каждые десять знаменитых людей, имеющих выдающихся родственников, приходятся 3-4 выдающихся отца, 4 или 5 выдающихся братьев и пять или шесть выдающихся сыновей. Он отмечал, что если интеллект нормального человека принять за 100, то «полный идиот» будет иметь – 0, а гений – 200. Позже эти цифры вошли в формулу расчета «коэффициента интеллекта», предложенную Штерном.
В начале XX в. во Франции был объявлен переход к всеобщему начальному образованию. Перед министерством общественного образования и обществом встала задача отбора детей, неспособных к обучению. Решить эту задачу и должна была группа исследователей под руководством А. Бине. Он стремился выявить общие способности к познавательной деятельности. Несмотря на это, показатель, выявляемый по этим методикам, получил наименование «коэффициента интеллекта» (IQ) и претендовал на роль универсальной характеристики умственного развития.
На рубеже XIX–XX вв. известным русским ученым Г.И. Россолимо были созданы методики диагностики интеллектуальной одаренности, которые предполагали изучение и измерение пяти основных функций: мышления, внимания, воли, восприимчивого запоминания. Предложенная им система предполагала изучение основных процессов. Так, внимание исследовалось по его устойчивости и объему; воля – по сопротивлению автоматизму и внушаемости; восприимчивость – по степени узнавания и воспроизведение запоминание – по зрительному представлению фигур, картин предметов, элементов речи и чисел; ассоциативные процессы по качеству осмысления, комбинаторных способностей, сметливости, воображения, наблюдательности.
Б. К. Теплов в своем классическом определении способностей указывает на три признака, характеризующих понятие «способность». Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности. Вовторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Н.С. Лейтес в работе «Возрастная одарённость и индивидуальные различия» одарённость определяет как всю совокупность способностей личности, а специфические свойства одарённости раскрываются в особенности усвоения навыков, в умении адекватно реагировать на ситуацию и в творческой природе достижений
2.
Классификация способностей:
Природные (естественные) и специфические человеческие (социальные).
Многие способности являются общими как для человека, так и для животных. К таким общим, биологически обусловленным способностям, следует отнести восприятие, память, элементарное мышление и общение, в основном на уровне экспрессии. В основном формирование этих способностей происходит на основе элементарных задатков через обучение.
Общие и специальные способности.
Общие способности влияют на успешность выполнения различных видов деятельности. Чаще всего к ним относятся умственные способности (например, широта ума, гибкость мышления), развитая память, точность и тонкость ручных движений. К общим способностям относится и обучаемость. Обучаемость – это общая познавательная способность, которая проявляется в скорости и легкости приобретения новых знаний и навыков, в качестве усвоения учебного материала и в качестве выполнения учебной деятельности.
Специальные способности предназначены для успешного овладения конкретным видом деятельности (например, музыкальные, художественные, математические, технические и др.). Общие и специальные способности часто дополняют и обогащают друг друга, одновременно проявляясь в какой-либо деятельности.
Теоретические и практические способности.
Теоретические свидетельствуют о склонности к абстрактным рассуждениям, логическим умозаключениям, а практические – к успешности выполнения конкретных, практических действий. Часто эти два вида не сочетаются друг с другом. Однако у разносторонних, одаренных людей теоретические и практические способности хорошо взаимодействуют, дополняя друг друга.
Учебные и творческие способности.
Учебные способности проявляются при успешном овладении знаниями, умениями и навыками, формировании личностных качеств; творческие – при создании каких-то новых, до этого никем не созданных предметов материальной и духовной культуры.
рвоначального замысла.
Способности к общению, взаимодействию с людьми (коммуникативные) – предметно-деятельные или предметно-познавательные способности.
Первая группа способностей позволяет успешно контактировать с окружающими людьми (развитая речь и межличностное восприятие, адекватная оценка людей, способность располагать к себе, оказывать влияние и т. п.). Предметно-познавательные – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности. Для человека очень благоприятно, если оба этих вида взаимно дополняют друг друга. В этом случае развитие происходит полноценно и гармонично.
Таким образом, способности можно определить как индивидуальнопсихологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности и овладения знаниями, навыками, умениями.
Уровни развития способностей: одарённость, талант, гениальность
Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
Более того, даже в рамках одной и той же деятельности люди могут обладать различным сочетанием качеств, которые позволят им одинаково успешно выполнять данную деятельность, компенсируя недостатки.
Следующий уровень развития способностей человека – талант. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом, а пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено.
Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пяти тысячелетнюю историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, М.В. Ломоносова и др.