СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад - выступление на педагогическом совете.

Просмотр содержимого документа
««Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»»

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 32 «Светлячок»











ДОКЛАД

на педагогическом совете № 3

Тема:

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»













Подготовила:

Воспитатель первой квалификационной категории

МДОУ детского сада комбинированного вида

№ 32 «Светлячок»

Вотинова Екатерина Александровна

02.04.2019г.







Г.о. Подольск 2019

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Слайд 2. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Слайд 3. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребёнка и педагога. Он считал, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей и педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Здоровье дошкольника, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Дети посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.

Слайд 4. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.

Слайд 4. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека. Знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Слайд 5. Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • медико-профилактические;

  • физкультурно-оздоровительные;

  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;

  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;

  • валеологического просвещения родителей.

Слайд 6.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ – обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

  • технологии профилактики заболеваний,

  • углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

  • коррекция возникающих функциональных отклонений,

  • отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),

  • реабилитация соматического состояния здоровья,

  • противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

  • витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

  • санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.


Слайд 7. Физкультурно – оздоровительные технологии – направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • Закаливание, КГН;

  • беседы по вылеологии;

  • спортивные праздники;

  • спортивные развлечения и досуги;

  • недели здоровья;

  • соревнования;

  • прогулки-походы.

Слайд 8. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.



Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

  • Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;

  • Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;

  • Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;

  • Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

Слайд 9. Валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Слайд 10. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно – развивающей работы:

· приобщение детей к физической культуре;

· использование развивающих форм оздоровительной работы.


В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребёнок – успешный ребёнок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно – образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ. Если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребёнку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Слайд 11. Современные здоровьесберегающие педагогические технологии подразделяются:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

  • Технологии обучения здоровому образу жизни;

  • Коррекционные технологи;

Слайд 12. Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий:

  • Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

  • Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

  • Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

  • Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.

  • Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

  • Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

Слайд 13. Система здоровьесбережения в ДОУ:

  • Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

  • Комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

  • Физкультурные занятия всех типов;

  • Оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);

  • Организация рационального питания;

  • Медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

  • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

  • Комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Слайд 14. Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ:

  • Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;

  • Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

  • Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;

  • Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;

  • Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

  • Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Слайд 15. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

3. Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5. Внедрение научно – методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на здоровое развитие детей, а также дают стимул к поиску новых знаний и самосовершенствованию.

Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту.

Слайд 16. Десять золотых правил здоровьесбережения:

  1. Соблюдайте режим дня!

  2. Обращайте больше внимания на питание!

  3. Больше двигайтесь!

  4. Спите в прохладной комнате!

  5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

  6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

  7. Гоните прочь уныние и хандру!

  8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

  9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

  10. Желайте себе и окружающим только добра!

Слайд 17. Спасибо за внимание!

















Слайд 18. Список используемой литературы:

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

Сивцова А.М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.

Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/11/02/sovremennye-zdorovesberegayushchie-tekhnologii