Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Современный мир профессий, связанных с общественными науками»
в 7-ых классах.
2018 – 2019 учебный год
г. Ярославль
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, изм. от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.);
ООП ООО МОУ «Гимназия № 1» (утв. приказом директора № 01-02-323 от 01.09.2015);
Учебный план МОУ «Гимназия № 1» (утв. приказом директора № 01-02-518 от 30.08.2018 );
Календарный учебный график МОУ «Гимназия № 1» (утв. приказом директора № 01-02-518 от 30.08.2018 );
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности от 18.08.2017 № 09-672
Планируемые результаты курса ВД соответствуют данным в ООП ООО МОУ «Гимназия № 1»
Личностные результаты освоения курса:
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
Метапредметные результаты курса ВД.
В курсе будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У 9классников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении курса обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения курса обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
- Целепологание.
- Волевая саморегуляция.
- Оценка.
- Коррекция.
Познавательные УУД
- Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
- Выделение познавательной цели.
- Выбор наиболее эффективного способа решения.
- Смысловое чтение.
- Анализ объектов.
- Доказательства.
- Установление причинно-следственных связей.
- Построение логической цепи рассуждения.
Формы учета знаний, умений
Тестирование, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение, презентации, проекты.
Содержание курса ВД с указанием форм организации и видов деятельности.
Календарно-тематический план
| Название темы | Количество часов | Дата |
| Введение в мир профессии | |
1 | Цели и задачи курса. Анкетирование. | 1 | |
2 | Классификация профессий .Техника «Составление информационной карты». | 1 | |
3 | Самооценка и уровень притязаний. Диагностика уровня притязаний. Диагностика самооценки. Обработка и обсуждение результатов. | 1 | |
4 | Концепция индивидуальности Голланда. Тест «Склонности к типам профессий». | 1 | |
5 | Игра «Угадай профессию». | 1 | |
6 | Тренинг «Профессия – важное качество». Методика «Тип мышления». | 1 | |
| Философия. | |
7 | Профессия – преподаватель философии. Профессия – психолог | 1 | |
| «Экономика» | |
8-9. | Профессия – экономист. | 2 | |
| «Социология» | |
10-11 | Профессия – социолог. | 2 | |
| | | |
| «Культурология» | |
12- | Профессия – культуролог. | 1 | |
13 | Профессия – работник музея | 1 | |
| «Политология» | |
14 | Профессия – политолог. | 1 | |
| «Правоведение» | | |
15-16 | Профессия - юрист | 2 | |
17- | «Все профессии хороши, выбирай на вкус» | 1 | |
Содержание программы
Тема | Содержание темы | Форма и вид деятельности |
1. Введение в мир профессии Цели и задачи курса. Анкетирование. | Беседа с презентацией «Профессии вокруг нас» | Эвристическая беседа. |
2.Классификация профессий. Техника «Составление информационной карты | Использование информации из дополнительных источников.Методика составления информвционной карты. | Составление кроссворда «В мире профессий» |
3. Самооценка и уровень притязаний. Диагностика уровня притязаний. Диагностика самооценки. Обработка и обсуждение результатов. | Диагностика уровня притязаний. Диагностика самооценки.«Эмоции, которые возникают у меня, когда я думаю о своём выборе профессии» | Тренинг. Обработка и обсуждение результатов |
4.Концепция индивидуальности Голланда. Тест «Склонности к типам профессий». | 4.Концепция индивидуальности Голланда. | Тест «Склонности к типам профессий». |
5. Игра «Угадай профессию». | . Игра «Угадай профессию | Составление конкурсных заданий (работа в группах). Итоговый тест |
6. Тренинг «Профессия – важное качество». Методика «Тип мышления». | Тренинг «Профессия – важное качество». Методика «Тип мышления». | Тренинг |
7. Профессия – преподаватель философии. Профессия – психолог. | . Историческая справка. Беседа о профессии преподавателя общественных дисциплин вуза. (презентация). Историческая справка. Беседа о профессии психолога. | Составление плана учебного занятия. Методика изучения самооценки (психологический треннинг). |
8-9. Профессия – экономист. | Экскурсия в школьную бухгалтерию(виртуальная). Составление бюджета поездки в Углич. | Работа на компьютере. Практическая работа. Сюжетная игра «Семейный бюджет». Обсуждение фильма. |
10-11. Профессия- социолог. | Особенности работы социолога. Методика социологического исследования. | Проведение социологического опроса. |
12-13. Профессия – культуролог. Профессия- работник музея. | Особенности работы культуролога. Основы музеелогии. | Виртуальная экскурсия в музей. Составление конспекта авторской экскурсионной программы. |
14. Профессия – политолог. | Политология как наука- исторический экскурс.. | Составление предвыборной программы для кандидата на пост президента гимназии. |
15-16. Профессия - юрист | Сообщение о профессии. Интервью ( видео) с профессиональным юристом. | Составление юридического документа. |
17. Все профессии хороши, выбирай на вкус» | Конкурс «Лучшая профессия». | Конкурс. |
Методическое обеспечение программы «В мире профессий»
Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников в группы.
Для проведения занятий необходимо помещение, оснащенное компьютером с проектным оборудованием для показа презентаций.
Литература для учителя
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. -25 с.
2. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] /
И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. -108 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, от 17 декабря 2010 года.
4. Арсирий, В. Твоя профессия. Поле заботы нашей / В. Арсирий. - М.:Знание, 1991.
5. Климов, Е.М. Как выбирать профессию / Е.М. Климов. - М.: Просвещение, 1990.
6. Мир профессий: Человек – природа. - М.: Молодая гвардия, 1985.
7. Мир профессий: Человек - человек. - М.: Молодая гвардия, 1986.
8. Мир профессий: Человек - знаковая система. - М.: Молодая гвардия, 1988.
9. Мир профессий: Человек - техника. - М.: Молодая гвардия, 1988.
10. Мир профессий: Человек - художественный образ. - М.: Молодая гвардия, 1987.
11. Ермаков, Ю.М. От древних ремесел до современных технологий / Ю.М. Ермаков. - М.: Просвещение, 1992.
12. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: ГЕНЕЗИС, 2008.
13.Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Владас–пресс, 2001,- 96с.
14.Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия»: методическое пособие для учителя
15.Электронным сопровождением курса/ авт.-сост.:Л.Б. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А.Сопрыкина. под ред. Н.Н.
16.Рождественской. - М.: Глобус,2007. -80 с. – (Профильная школа).
Литература для учащихся
Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995
Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994
Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994
Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988
Что такое. Кто такой: В 3 т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990