Современный урок физической культуры
Большое значение в области физической культуры приобретает целеполагание, под которым понимается процедура, ориентированная на определение конечных, промежуточных и текущих результатов функционирования процесса обучения по данной дисциплине. Сложность и многоаспектность предмета «Физическая культура», где во взаимосвязи должны быть выделены ожидаемые результаты образовательно-инструктивного, воспитательно-развивающего, оздоровительно-рекреационного характера, вызывают серьезные затруднения в деятельности учителя физической культуры именно в целеполагании. Это обстоятельство усугубляется еще и отсутствием четкости в целевой ориентации по предмету в нормативных документах и рекомендациях в методической литературе.
В связи с тем, что урок физической культуры — основная форма организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, от его качества и результативности во многом зависит успешное решение широкого круга задач, поставленных перед школой и системой физического воспитания. Поэтому в общей и частных дидактиках выделен ряд требований, предъявляемых к уроку. Они могут быть скорректированы, дополнены и частично изменены в соответствии с доминирующими на разных этапах развития общества направленностью, целями и задачами деятельности самой общеобразовательной школы и школьного звена государственной системы физического воспитания.
Самые общие требования, которые остаются неизменными на протяжении всего периода существования школьного звена системы физического воспитания, — соответствие содержания урока принципам дидактики и системы физического воспитания.
Дидактические принципы:
содержание обучения должно быть научным, доступным, тесно связанным с социальной практикой общества, систематичным и последовательным;
на уроках должны быть обеспечены активность и сознательность усвоения школьниками учебного материла;
в преподавании следует оптимально сочетать словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые методы;
- обучение должно обеспечить прочность усвоения изучаемого, единство обучения, воспитания и развития школьников.
Поэтому для современного урока, прежде всего, характерно комплексное планирование задач формирования знаний, практических умений, воспитания идейно-нравственных качеств личности, развития интеллекта, воли, эмоций, способностей школьников. Исходя из этого, учитель физической культуры должен намечать на уроке задачи образовательного, воспитательного и развивающего характера.
Таковы общедидактические требования к уроку физической культуры.
Частнодидактические требования к уроку физической культуры:
Образовательная направленность, обеспечение физкультурной образованности школьников при обязательной воспитательной направленности. Это значит, что процесс формирования системы теоретических сведений (знаний), двигательных навыков, умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями и развития двигательных качеств одновременно направлен на укрепление здоровья учащихся и формирование их мировоззрения и убеждений.
Планомерность реализации цели, образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, т. е. на каждом уроке решаются конкретные и заранее намеченные задачи, представляющие собой систему задач для достижения конечной или поэтапной цели обучения, воспитания и оздоровления детей в соответствии с программой. Учебно-воспитательная работа должна быть дифференцирована с учетом коллективных и индивидуальных особенностей учащихся класса: быть доступной для выполнения, в меру индивидуализированной и требующей определенных усилий, вызывать положительные эмоции. Результаты урока, так же как его цели и задачи, должны быть доведены до учащихся и осознаны ими.
Урок физической культуры независимо от его педагогических целей и задач должен быть подчинен целям нравственного воспитания, конкретные задачи которого решаются попутно, в единстве со специфическими, в соответствии со складывающимися условиями (или специально созданными). Аналогичным путем решаются задачи эстетического воспитания.
Учебная деятельность учащихся должна быть разнообразной по содержанию и по форме проявления. Физические и интеллектуальные усилия должны варьироваться по интенсивности так, чтобы обеспечить максимально возможную занятость, оптимальный уровень работоспособности занимающихся на протяжении всего урока.
Содержание урока должно соответствовать конкретным особенностям каждого класса. Отсюда вытекает необходимость систематически изучать учащихся. Если учитель располагает сведениями о состоянии здоровья, физическом развитии, физической подготовленности своих учеников, ему следует дополнительно выяснить, каковы их общественная активность, отношение к учебе вообще и физической культуре в частности, ведущие интересы, склонности, навыки учебного труда, успеваемость, волевые и моральные качества, работоспособность и влияние на них микро-и макросреды и др., т. е. все основные компоненты структуры личности школьников. Без систематического изучения учащихся невозможно конкретизировать цели, задачи, содержание, методы урока физической культуры.
Разнообразие приемов организации урока, методов обучения и воспитания в рамках цели и задач каждого урока. Здесь недопустимы шаблон, использование узкого круга приемов организации, средств и методов обучения и воспитания.
Деятельность учителя — важнейший компонент содержания урока физической культуры. Она предшествует активной познавательной деятельности учащихся и направляет ее. Наиболее значимыми моментами деятельности учителя следует считать:
определение и конкретизацию цели урока;
обоснование педагогических задач урока, решение которых обеспечивает достижение соответствующей цели;
подготовку места проведения урока;
организацию учащихся для активной учебной деятельности;
постановку перед учащимися учебной задачи;
обеспечение ее восприятия;
осознание учебной задачи;
психофизиологическую подготовку учащихся к решению задач основной части урока;
организацию активной учебной деятельности;
получение конкретной информации о качестве учебной деятельности школьников;
оценку полученной информации;
анализ и обсуждение результатов учебной деятельности с учащимися;
коррекцию собственных педагогических воздействий на коллектив учащихся класса (группы учащихся или на отдельных из них);
определение содержания самостоятельных учебных заданий для учащихся;
помощь и страховку при выполнении практических учебных действий;
регулирование учебной нагрузки учащихся;
подведение итогов урока;
организованное завершение урока определением групповых, общих и индивидуальных заданий на дом.
Наибольшую трудность испытывают учителя при постановке цели и задач перед коллективом класса, т. е. переводе собственных целей и задач в цели и задачи коллектива класса. Иначе не может быть сформирована доминирующая мотивация у учащихся и в последующем афферентный синтез функциональной системы, соответствующий предстоящему поведенческому акту (выполнению изучаемого двигательного действия).
Деятельность учащихся, реализуемая в соответствии с деятельностью учителя, может иметь следующие разновидности:
подготовку к уроку (приобретение формы, одежды, обуви, соблюдение норм личной и общественной гигиены, выполнение домашних заданий, психологической настройки к активной деятельности на уроке);
явку на место проведения урока;
сосредоточение внимания на его педагогических воздействиях (словесных, зрительных и др.);
выполнение команд, распоряжений, заданий учителя;
восприятие и осознание учебных заданий (задач);
проектирование собственных действий;
активную интеллектуальную и практическую познавательную работу;
само- и взаимоконтроль за результатами практической работы;
получение конкретной информации о качестве собственной учебной деятельности;
самооценку учебной деятельности (взаимооценка);
само- и взаимоанализ оценочных суждений;
обсуждение результатов учебной деятельности с другими учащимися и учителем;
внесение корректив в собственную учебно-познавательную деятельность и др.
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры достигается цель не только данного урока, но и их серий (циклов) в четверти, полугодии, учебном году, цель начального, базового и среднего общего физкультурного образования школьников.
Деятельность учителя должна соответствовать следующим требованиям:
всегда иметь конкретную программу своей деятельности и деятельности учащихся во взаимодействии по данной дисциплине в форме плана или плана-конспекта урока. Однако не всегда следовать заранее разработанному алгоритму действий. В случае необходимости можно отступить от него и принять иную программу взаимодействия, соответствующую конкретным условиям совместной со школьниками деятельности;
проявлять разумную инициативу и вместе с тем поддерживать полезные начинания и действия коллектива класса, группы учащихся или отдельных школьников;
не бояться критически осмысливать как свои действия, так и действия учащихся, допускать критику своих действий, быть самокритичным;
обеспечивая активную двигательную деятельность учащихся на занятиях, можно регулировать воздействие физической и психоэмоциональной нагрузки на организм учащихся, проявлять корректную заботу о физическом развитии и оздоровлении школьников;
уметь своевременно определить признаки формирующегося конфликта между учителем и учениками класса и вовремя его нейтрализовать;
пользоваться действительным и неформальным авторитетом у учащихся, который должен сохраняться и во внеучебной обстановке.
Такой стиль деятельности учителя физической культуры способствует формированию соответствующего стиля деятельности учащихся в процессе дидактического взаимодействия и даже после их завершения.
Стиль взаимодействия педагога с учащимися формируется в процессе обучения в учреждении профессионального образования и педагогической практики на основе глубокого осознания основных законов развития и формирования системы человеческих отношений.
Многолетние наблюдения показывают, что во время педагогической практики будущий учитель физической культуры совершенствует свою подготовленность, накапливает опыт общения с учениками. Особенно ценен опыт, приобретенный в процессе изучения, анализа и критической оценки своей деятельности, осмысления причин успехов и неудач, сравнения своей деятельности с лучшими образцами. Педагог получает также положительный опыт в экспериментах, в ходе которых изыскивает новые, более эффективные приемы работы.
Учитель физической культуры, анализирующий свою педагогическую деятельность, избавляется от отрицательных черт характера, формирует свой имидж путем выработки таких качеств личности, которые присущи лучшим учителям.
Формированию демократического стиля преподавания в процессе дидактического взаимодействия с учащимися могло бы способствовать соблюдение следующих рекомендаций:
не начинать взаимодействие с учащимися на уроках физической культуры с агрессивности, выговора, резких замечаний и обещаний наказать их;
не торопиться выносить суждение, оценивая личность учащегося (только по положительным или отрицательным качествам);
не выделять «любимчиков», относиться к каждому ровно;
не спешить с выставлением отрицательных отметок за учебную деятельность, находить в ней положительные моменты, помнить всегда о стимулирующей роли положительной отметки;
учиться владеть собой в трудных и неприятных обстоятельствах;
учиться объективно оценивать исполнительскую дисциплину учащихся, их реальные возможности выполнить учебные и иные задания;
помнить, что личный пример учителя оказывает позитивное влияние на формирование уровня обученности и воспитанности учащихся;
учиться заражать школьников своим настроением, доброжелательностью, избегая при этом панибратства;
постоянно работать над самосовершенствованием.
Во взаимодействии с учащимися в ходе дидактических процессов демократический стиль наиболее эффективен, поскольку позволяет формировать соответствующее отношение учащихся к учителю.
В современной системе образования учитель регулярно сталкивается порой с неразрешимыми противоречиями. Первое противоречие — целеполагание, когда учитель, усвоив общественные цели предмета преподавания, находит их неполное соответствие реальным условиям школы. Преодолевая это противоречие, педагог конкретизирует цель с учетом реальных условий, т.е. приводит ее в возможное соответствие с действительностью.
Второе противоречие — несоответствие содержания обучения конкретизированным целям и задачам. Оставить, как есть, означает, что цель не будет достигнута и содержание образования так и останется на бумаге (в программе). Учащиеся не усвоят такое содержание образования. Решается это противоречие путем выбора оптимального (наиболее соответствующего и целям, и задачам, и условиям) содержания, форм, методов функционирования процесса обучения.
Третье противоречие — несоответствие планов, намерений учителя конкретным условиям, характеризующим ситуацию и момент начала его дидактического взаимодействия с классом, или на определенном этапе урока физической культуры. Эти противоречия возникают между педагогом и коллективом класса: учителем и группой учащихся или учителем и отдельными индивидами. Данное противоречие имеет иной, чем предыдущие, характер. Оно связано с несоответствием уровня развития учебных возможностей школьников усвоить предмет, с одной стороны, и сложностью учебного материала — с другой.
Четвертое противоречие может быть между средствами и методами, которые применял учитель на конкретном этапе дидактических процессов, отдельно взятом уроке физической культуры или в его фрагменте. Дидактические процессы не смогут функционировать до тех пор, пока деятельность учителя не будет соответствовать состоянию школьников и условиям, в рамках которых эти процессы протекают.
Пятое, доминирующее противоречие — противоречие между выдвигаемыми учителем познавательными требованиями в виде педагогических целей и задач и возможностями учащихся их выполнить. Данное противоречие становится источником движения процесса обучения не всегда, а лишь тогда, когда учебная задача по своей сложности находится в зоне ближайшего развития школьников, т.е. не является чрезмерно трудной или легкой.
Шестое, самое сложное противоречие, которое называют «центральным, внутренне присущим учебному процессу», — противоречие между возникшими у учеников под влиянием учителя потребностями в усвоении учебного материала и реальными возможностями. Учащиеся, у которых возникли, но еще не упрочились мотивы занятий физической культурой, могут разочаровываться, если учитель своевременно не примет меры по разрешению данного противоречия. Первые неудачные попытки выполнить двигательное действие, которые повлекли за собой насмешки одноклассников или неадекватную реакцию учителя, могут надолго уменьшить желание заниматься на уроках физической культуры. Это необходимо предвидеть и принять профилактические меры.
Каждый акт разрешения подобного противоречия в ходе дидактического взаимодействия учителя и учащихся обеспечивает шаг вперед на пути к достижению поставленной цели. К примеру, можно выявить группу учащихся класса или отдельных школьников, у которых по разным причинам не сформировались мотивы занятий, и организовать для них подготовительные или подводящие физические упражнения, чтобы приблизить их учебные возможности к уровню требуемых.
В структуре деятельности учителя выявлены этапы — ее компоненты. Так, непосредственное дидактическое взаимодействие учителя физической культуры с учащимися обусловливает конкретную организационно-методическую работу, которая должна быть выполнена им до урока по своему учебному предмету и после него. Работы, предшествующие уроку и последующие, предусматриваются любым из стилей (характеров) деятельности учителя: авторитарным, демократическим, либеральным. Меняются формальная и содержательная характеристики стиля, взаимодействия субъектов дидактических процессов.
Первый компонент деятельности. Учитель конкретизирует цель и задачи учебно-воспитательного процесса до непосредственного взаимодействия с учащимися:
в целом на учебный год для каждого класса (года обучения);
на периоды учебного года (четверть, триместр, семестр);
на другой интервал времени, выделенного на изучение раздела (темы) учебной программы, включая уроки физической культуры (рис. 5).
Второй компонент деятельности. Отбор и обоснование оптимальных конкретизированным целям и задачам средств педагогического воздействия; форм организации собственных влияний и ожидаемых действий учащихся: методов организации и взаимодействия преподавания и учения.
Третий компонент деятельности. Программирование того, что подготовлено, отобрано и обосновано для организации учебной деятельности школьников на уроках физической культуры, включая план учебной работы на учебный год, его период и план или план-конспект урока физической культуры для каждой параллели учебных классов. Последний документ в деталях программирует содержание, формы организации и методы реализации предстоящего дидактического взаимодействия учителя и учащихся.
Четвертый компонент деятельности. Непосредственное дидактическое взаимодействие с деятельностью учения, где начинается работа учителя по организации и ведению учебно-воспитательного процесса с целью формирования знаний, навыков, умений, развития двигательных, нравственных и волевых качеств личности школьников и достижению цели конкретного отрезка дидактических процессов.
Пятый компонент деятельности. Контроль учебно-воспитательных воздействий на учащихся, их восприятия и результатов взаимодействия преподавания и учения и коррекция средств, форм и методов взаимодействия с ориентацией на обеспечение ожидаемых знаний, двигательных и инструктивных знаний или других конкретных показателей.
Шестой компонент деятельности. Анализ позитивных и негативных сторон завершающего «шага» и на этой основе обоснование рекомендации для начала нового цикла учебно-воспитательного процесса.
Все эти элементы деятельности учителя в совокупности составляют структуру одного «шага» дидактических процессов. Эта структура пригодна для познания механизмов функционирования педагогических процессов различной направленности (развития двигательных, нравственных и волевых качеств личности) или же их комплексного решения.
Четвертое и пятое звенья реализуются непосредственно на уроке физической культуры — непосредственное дидактическое взаимодействие педагога и коллектива класса, направленное на достижение частичной, но завершенной цели обучения.