СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современное образование в современном информационном пространстве

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по использованию современных технологий в использовании на уроках химии

Просмотр содержимого документа
«современное образование в современном информационном пространстве»

Современное образование в современном информационном пространстве

Жмака Л.В. учитель химии высшей категории

Понятие информационной системы

Информационное пространство как феномен современной культуры привлекает к себе большое внимание исследователей. Механизмы его функционирования сложны и изменчивы. Информационные технологии проникают в разные сферы жизни, и образование не может оставаться в стороне. Идет процесс становления информационного общества. Успешность современного человека в профессиональной деятельности часто зависит от его способности находить, обрабатывать необходимую информацию. Эффективность ее поиска, критичность восприятия найденного и способность определить степень важности информации определяется уровнем культуры медиапотребления. Важнейшим этапом в формировании культуры медиапотребления является период школьного обучения, где основным субъектом формирования данной культуры проявляет себя учитель.

Информационная сфера – конечный объем осмысленного информационного пространства.

Информационная сфера – совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Переход от консервативной образовательной системы к опережающей должен базироваться на опережающем формировании информационного пространства образования и широком использовании информационных технологий.

Современное образование является поддерживающим, перспективное образование должно стать в информационном обществе опережающим.

Такое развитие информационного пространства требует обеспечения как психологической, так и профессиональной подготовленности всех участников образовательного процесса. В условиях школы учитель должен овладеть информационными технологиями. Дети в этом отношении значительно легче справляются со средствами коммуникации.

По существу, речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды (пространства) обитания украинского образования в сопряжении с отечественной наукой и общественной практикой, а также в сопряжении с мировой высшей школой и мировой наукой. Решение этой задачи открывает новые возможности для ускоренного прогрессивного индивидуального развития каждого человека в системе образования и для роста качества совокупного общественного интеллекта.

Эффективность процесса информатизации в школах непосредственно зависит от создания информационных кабинетов, программного обеспечения, мультимедиа, интернет, электронную библиотеку и т. д.

Значение интерактивных методик в современном образовании

Современные дети «добывают» учебную и познавательную информацию не только на уроках, но и самостоятельно с помощью компьютера. Современный ученик постепенно овладевает навыками, пользуясь интерактивными технологиями:

  1. Находит и анализирует ситуацию

  2. Развивает свою мысль на основании прочитанного

  3. Совершенствует свои умения в использовании интернет

  4. Овладевает навыками и умениями в составлении презентаций

  5. Изучает и применяет программы MS Word, MS Excel, Photoshop, MS PowerPoint

Учебники, представляющие собой текстовое изложение материала с большим числом иллюстраций, которые могут быть установлены на сервере и переданы через сеть на домашний компьютер. При ограниченном количестве материала такой учебник может быть реализован в прямом доступе пользователя к серверу.

Учебники с высокой динамикой иллюстративного материала, выполненные на CD-ROM. Наряду с основным материалом они содержат средства интерактивного доступа, анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Такие учебники могут иметь не только образовательное, но и художественное назначение. Огромный объем памяти носителя информации позволяет реализовывать на одном оптическом диске энциклопедию, справочник, путеводитель и т.д.

Современные компьютерные обучающие системы для проведения учебно-исследовательских работ. Они реализуют моделирование как процессов, так и явлений, т.е. создают новую учебную компьютерную среду, в которой обучаемый является активным участником и может сам вести учебный процесс.

Системы виртуальной реальности, в которых учащийся становится участником компьютерной модели, отображающей окружающий мир

Системы дистанционного обучения. В сложных социально-экономических условиях дистанционное образование становится особенно актуальным для отдаленных регионов, для людей с малой подвижностью, а также при самообразовании и самостоятельной работе учащихся. Эффективная реализация дистанционного обучения возможна лишь при целенаправленной программе создания высококачественных мультимедиа-продуктов учебного назначения по фундаментальным, естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

В процессе информатизации образования необходимо иметь в виду, что главный принцип использования компьютера - это ориентация на те случаи, когда человек не может выполнить поставленную педагогическую задачу. Например, преподаватель не может наглядно продемонстрировать большинство химических процессов без компьютерного моделирования. С другой стороны, компьютер должен помогать развитию творческих способностей учащихся, способствовать обучению новым профессиональным навыкам и умениям, развитию логического мышления. Процесс обучения должен быть направлен не на умение работать с определенными программными средствами, а на технологии работы с различной информацией: аудио- и видео-, графической, текстовой, табличной.

Большое распространение в сфере образования получил Интернет. Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны от компьютерных учебников, энциклопедий до шпаргалок. Диапазон применения Интернета простирается от самостоятельной работы до дистанционного образования, а круг пользователей включает и учащихся, и учителей.

Использование информационных технологий на уроках химии

В настоящее время информационные технологии всё больше проникают во все сферы деятельности человека. Сейчас очень трудно представить себе профессионала, не владеющего компьютером как средством для решения определенных задач в работе с информацией. Эти технологии используются не только отдельными профессионалами. В последние годы важным направлением развития школьного образования стало также использование новых информационных технологий. Компьютерные технологии прочно вошли в школьную жизнь, они активно применяются при подготовке к урокам, как учителями, так и учащимися, в частности на уроках химии.

  1. Составление презентаций силами учеников.

В 11 классе при изучении темы «Природные источники углеводородов» учащиеся самостоятельно распределили между собой темы на презентации

Такой подход позволяет объяснить научную информацию на языке материала глазами учащегося. Преподаватель выступает лишь в роли консультанта. Учащиеся сами структурируют материал, проводят самостоятельный поиск дополнительной информации. Использование компьютерных презентаций на уроках позволяет сделать преподавание химии содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее, эффективнее. Презентация органично вписывается в структуру урока.

2. Особенностью химии, как предмета, является обязательное присутствие химического эксперимента, Но многие опыты не могут быть продемонстрированы на уроках, и на это существует масса причин: 1. отсутствие необходимых реактивов; 2. чрезмерная опасность проведения некоторых опытов; 3. большие затраты времени на проведение некоторых опытов и т.д. Поэтому можно с успехом использовать виртуальную лабораторию, которую можно найти на отдельных сайтах, электронных носителях. Опыты можно вставлять в отдельные презентации или осуществить показ как часть урока. Преимуществом такой демонстрации эксперимента является лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения с любого этапа эксперимента.

Проведение уроков с мультимедийной поддержкой позволяет сэкономить время, а, следовательно, выполнить на уроке большой объем работы, приводит к профессиональному росту, позволяет раскрыться учащимся в новом качестве. Наблюдая за учащимися на уроке, убеждаюсь в том, что им интересно. Они не чувствуют усталости, их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания.

3. Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.



Применение компьютерного тестирования по химии развивает интеллектуальные способности учащихся, т.к. они один и тот же тест могут проходить по нескольку раз, пока не будет получен положительный результат. Все эти тесты соответствуют минимуму требований по химии. За короткое время можно раскрыть, объяснить подтвердить формулами и экспериментом наиболее трудные вопросы программы.

Химия как наука ХХI века тесно связана с новыми информационными компьютерными технологиями, использование которых расширяет возможности учащихся, даёт более углубленно изучать интересующую его тему.