Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах
«Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь..»
Ученик должен удивляться тому что:
- он видит орфограммы;
- он может написать их правильно;
- всё это дает хорошие результаты ;
- ему нравится работать;
- на уроках русского языка интересно!
Что есть орфографическая зоркость ?
это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания
1. Зрительный
2.Слуховой
зрительный, объяснительный диктант, письмо по памяти, выборочное списывание, графическое выделение орфограмм, письмо с «окошками»…..
выборочный, предупредительный диктант ….
Факторы орфографической зоркости, как шаг к грамотному письму
4.Артикулярный
3. Рукодвигательный
орфографическое проговаривание…
при выполнении всех упражнений
Этапы решения орфографической задачи, предлагаемые М.Р. Львовым
4. Определить «шаги» (алгоритм решения задачи)
6. Написать слово в соответствии с решением задачи
М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
3.Определить способ решения задачи
2.Определить её вид
1.Увидеть орфограмму в слове
5. Решить задачу
Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников?
ставить орфографические задачи
применять правило
верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи
то есть обнаруживать орфограммы
(обладать орфографической зоркостью)
устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом
проверять написанное
выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило
осуществлять орфографический самоконтроль
Приёмы формирования орфографического навыка
Современные подходы
Моделирование
Использование словарей ,
как способ решения
орфографической задачи
Формирование
орфографического
самоконтроля
Прием сознательного пропуска буквы «Знаю -пишу, не знаю – оставляю пропуск»
Алгоритм действий ученика
Лестница действий
Запиши слово буквами , оставляя в отмеченных местах пропуски .
Обведи кружочком , те которые обозначали звуки в слабых позициях.
Запиши столько чёрточек , сколько звуков в слове.
Прослушай слово.
"Сомнение - начало поиска истины" .
Письмо с «окошками»
Алгоритм
«Как писать без ошибок?»
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой
Учитель читает (орфоэпически)
Ученик –слушает и запоминает
Записывает предложение схематически(черточками),подчеркивает «опасные места»
Записывает каждое слово слоговыми дугами
Произносит по схеме каждое слово, чтобы знаком ударения показать ударные слоги
Указывает опасные места
Учитель читает (орфоэпически с элементами орфографического проговаривания в тех местах , где буква отличается от звука)
Записывает предложения
Под диктовку учителя ,ведя карандашом по слогам ,ученики проверяю свою запись
Памятка «Как писать под диктовку»
6.
7.
Алгоритм научения учеников выборочному списыванию
Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста;
восклицательные предложения,
побудительное, вопросительное,
повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д
Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из
текста по группам, в зависимости от вида орфограмм .
Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана,
укажи грамматические признаки слов.
Спиши слова определённой части речи,
грамматической категории.
Выпиши словосочетания с фразеологизмами
Алгоритм действий ученика
Фразеологизмы Части речи
Как списывать? Памятка 1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 1 . Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить. iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAADwAAAAvBAMAAABNkLR0AAAAGFBMVEWysrIxMTHq6uqJiYnS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 2. Отметь опасные места. iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAADIAAAA0BAMAAAA6SHafAAAAGFBMVEUoKCiCgoJQUFDo6OjO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 3. Прочитай вслух так, как написано. iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAADIAAAAvBAMAAABTWYTHAAAAGFBMVEUlJSV9fX2oqKjq6upP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= 4. Так же повтори, не глядя на запись. iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAADIAAABMBAMAAADdOfkzAAAAGFBMVEWmpqZycnLW1tY9PT3+
/v4AAAD////8/PwxpJxkAAAAAWJLR0QAiAUdSAAAAAxjbVBQSkNtcDA3MTIAAAAHT223pQAA
BARJREFUSMd1lc+TqjgQxxMp8ApS4FWhwCuBRa+7tRRcwRQ1V35V5zqDvPDvbwdl1LfzcqA0
n6TT6f52h8x/GuT7V178gUgvG34mub7fART/J1Njc25upPidTKDXarCweCcT+AtI6wreSa7V
Jk3reqvVF/FK5GcdA2g6q8Dn4SsRaYxGutHQwsGJxZNMX6WyLicYZtnw6Uly5+kR/jGepCuf
t5hl//AByXQ7v0alu34TqRuvRLInseUbSeRKsmpZJPMsy3KArg5Xcncg7zxvxOFptfFGps9A
o1TTVPSeRDkjbd0/UotxntYf4nVPc02CG41Knmp1JZ57AG67yvfptXJSUnP5IHkJZOfcrrZP
y0RP3PR+kPI6GdOoCj54QEtlS6//Kh43xZTFW2fHdVLpDBPLjJWgBGI4fEY64cEmth1XzE+y
F5Dl47zrQgBnv5ImSfFGuTBBgGbKrr4nHEnvthcxjaNvzE3ETv9Uwepb6w6DMpmei17jtVY+
yYeYZvkL4zX1tObNh75a66oeF3XUFHm/t3fNlT19S5FIQP20ZzE0dfwgEhrnvGgHl7jT3JaP
nE6NFbZ3ucgvJuepPz90kFuO+5CVcNCQDFa9dVEcg6O8kTduVyJ3Vo12VUiHfkmrY18s0ayy
JJJAjzpH/cpkEBEEbrESP+xcqTQv9d3to+NraZG5cSXeMYgha+s01F8qq4jBH+bOIQDH7bH8
1ive1M9aA+umZuRA+WsFT63RXYo5t7WUp9e3qu8uYImp5TDgRkMVerFG1AJfTm1tEqI0DYJO
K7mFrTvDMU1TbgCMmuWu1di6AgMP4zgLz9PYrls8VwRioKDGMWEWCbXQupMJewTcmLUJj6Z3
Eu3VMfzhflNqJWFXUptHXnC2SamfW2MhLdt2lxx72+2c6jGxkmjqVI7J3BuDNMEe5ubs0IqZ
pxxypQQy9SEG6IAF3V386KQcOYT+SuamxG8Xe6iWPb3Yp39DlZ8bfnPLD1UsGvYrpttj3Lgr
mTBgGWiirRpmJ+ZU4EEqp6ob+NF48jNhM3OjzqILye7N78j8k22GMBa7o4GGkCjZwGhZrN/u
0AOHVNTAuyLBzZ2VWGTTGmLfX4OtRa3xIpB0hCa7UEjRuG2pPGBsKy0kWmubXvj3sQw2l4bb
1gaDALk/EYkJKILYPsa6G/uRh7aRCC0k0vT3qb+nNksu0aeEDBeO2NUV0V2Ppsw8HMIIChg8
y8FOxhX5ognbSBVKDaNpqw6XmFv0IMZDl3kAf9SW6c2MPZ1gLtTkaNm2pac1ZwSXLTpAWaNt
ujwynJmoisejRkQ8ksU2Wjl9Ty+E35ebXg5vTyDJsbtxa4NWsnl+JzZTGRmK+beBGv1peiHZ
/PP4D1iCdj1DmCNQAAAAAElFTkSuQmCC 5. Пиши по памяти, диктуя себе, как было написано. Отмечай опасные места. iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAADwAAAAvBAMAAABNkLR0AAAAGFBMVEWysrIxMTHq6uqJiYnS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 читай по слогам и слушай себя – все ли звуки верно обозначены; iVBORw0KGgoAAAANSUhEUgAAADwAAAAvBAMAAABNkLR0AAAAGFBMVEWysrIxMTHq6uqJiYnS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 сверяй опасные места – все ли отмечены, правильны ли буквы.
Письмо по памяти
Письмо по опорным словам
Письмо по памяти
1.Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
- 1.Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
- 1.Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
- 1.Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
- 1.Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2.Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор
3.Упражнение в запоминании
4.Орфографическое чтение слов с орфограммами
6.Запись
7.Проверка
Комментированное письмо с указанием орфограмм ( по К.А. Москаленко)
Памятка для ученика
«Объясняю –рассуждаю»
мыслю
говорю
записываю
Комментированное письмо выполняет ряд задач:
- приучает детей внимательно слушать;
- развивает умение предварительно планировать свою работу;
- формирует осмысленность и самостоятельность при выполнении заданий;
- учит ребёнка отбирать из своего умственного багажа нужную информацию.
Механизм проведения комментированного письма
Учитель диктует предложение всему классу орфоэпически;
Один из учеников (вначале это лучший успевающий), не вставая с места и работая вместе с классом, громко проговаривает слово по слогам орфографически (первое предупреждение); никто не пишет
Ученик ( он же) комментирует (объясняет правописание) слово (второе предупреждение);
Ученики всего класса внимательно следят за комментированием , проверяя свои знания в области грамматики
Если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, то его сразу заменяет другой ученик
Молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово
Словари в обучении и воспитании младших школьников
Формирование орфографического
самоконтроля
«Внимание: есть ошибки!».
Орфографический самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия, то есть правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать полученный результат
Что проверять?
Как проверять?
Какография
подчеркнуть букву , место в слове или все слово, где допущено нарушение;
подчеркнуть слово , в нем выделить морфему с ошибкой;
подчеркнуть слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком указать морфему, содержащую неверное написание;
привести на полях верную запись слова;
написать на полях правильную букву;
на полях поставить знак ошибки , а рядом – указание на морфему или часть речи.
отметить только строку, где надо искать ошибку;
указать номер страницы , на которой сформулировано правило, дана рекомендация.
1. Найди ошибку (если она не показана).
2. Определи, в какой части слова допущена ошибка; если эта часть не выделена, обозначь ее.
3. Выпиши слово с окошком на месте той буквы, которая выбрана неверно.
4. Реши, какое правило надо применить.
5. Выполни нужные действия и вставь букву.
6. Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь ее
моделирование занимает важное место в обучении правописанию
пробуждает интерес к изучаемым языковым фактам
позволяет выделить систему ориентиров в орфографических явлениях
способствует усвоению опознавательных признаков орфограмм
раскрывает способ действия по обнаружению орфографических трудностей
помогает учащимся усвоить орфографическое правило
обеспечивает открытие общего способа деятельности
формирует творческое мышление учащихся
«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха….»
К. Д. Ушинский