Современные технологии и методы обучения иностранному языку
Морозова Любовь Юрьевна
План
Ведение
- Проблемный диалог
- Продуктивное чтение
- Обучение в сотрудничестве
- Развития критического мышления
- Метод проектов
- Портфолио
- Проблемное обучение
- Информационно-коммуникационные технологии
- Вебквест
Системно-деятельностный подход предполагает
Использование технологий, приемов, методов обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Технологии деятельностного типа
- Не снабжают багажом знаний, а
прививают умения, позволяющие учащимся самостоятельно добывать знания
- усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности
1. Проблемный диалог Е.Л.Мельникова
Проблемный диалог
Цель : Научить самостоятельно решать проблемы
Средство : открывать знания вместе с учениками
Творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога
Виды диалога
Побуждающий
Подводящий
состоит из отдельных стимулирующих реплик
система вопросов и заданий для активизации и развития логического мышления
Этапы урока
Традиционный урок
Проблемно-диалогический
- Объявление темы : Сегодня мы будем изучать…
- Постановка проблемы : С одной стороны, но с другой стороны… Какой возникает вопрос? Что надо узнать?
- Поиск и нахождение решения : Определите сами… Сделайте вывод… Как мы можем ответить на наш вопрос?
- Создание продукта : Придумайте схему… Составьте синквейн…
- Объяснение учителя
- Заучивание материала : Выучи, перескажи, повтори…
Методы
Традиционный урок
Проблемно-диалогический
- Сообщение темы
- Сообщение знания
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Подводящий к теме диалог
2. Поиск и нахождение решения
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог
Подводящий к знанию диалог
2. Технология продуктивного чтения
Продуктивное чтение
Цель : научиться понимать текст
Средство : приемы работы с текстом на трех этапах:
1. Работа с текстом до чтения,
2. Работа с текстом во время чтения,
3. Работа с текстом после чтения.
Этапы урока
Традиционный урок
Продуктивное чтение
1. До чтения Сегодня мы будем изучать…
- До чтения Ученики прогнозируют содержание текста (создание мотивации)
- Во время чтения : Выполняют действия, связанные с пониманием текста (таблицы, опорные конспекты, разметка текста…)
- После чтения : Беседа по тексту, создание продукта…
2. Во время чтения
З. После чтения Отвечают на вопросы по тексту, выполняют задания учителя
3. Обучение в сотрудничестве Сooperative Learning Р. Славин, Р. Джонсон, Д. Джонсон, Дж.Аронсон и др
Обучение в сотрудничестве
Самостоятельная работа учащихся в малых группах
- Student Team Learning
- Jigsaw
- Jigsaw-2
- Learning Together
Student Team Learning (Обучение в команде)
Team goals Team success
Группы не соревнуются друг с другом.
Вся группа заинтересована в том, чтобы каждый член группы овладел необходимыми знаниями.
Jigsaw
Jigsaw-2
Jigsaw
- Каждому члену группы – отдельный фрагмент материала.
- Встреча экспертов.
- Отчет группы или каждый по своей теме.
- Вся группа работает над одним и тем же материалом, но каждый член группы работает над отдельной частью материала особенно тщательно.
- Встреча экспертов.
- Индивидуальный контрольный срез.
Learning Together
Задание каждой группы – часть большой темы.
Результат совместной работы групп - усвоение всего материала.
4. Технология развития критического мышления Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл
ТРКМ
Цель - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс
Критическое мышление: не критика, а
способность ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Этапы урока ТРКМ
- Стадия вызова
- Стадия осмысления
- Стадия рефлексии
Этапы урока ТРКМ
- актуализация имеющихся знаний
- пробуждение интереса к получению новой информации
- постановка собственных целей обучения
Приемы : Кластеры, таблицы, ЗХУ
Этапы урока ТРКМ
2. Стадия осмысления
- получение новой информации
- корректировка поставленных целей
Приемы : Методы активного чтения: Insert, ЗХУ, опорные конспекты, план текстов…
Этапы урока ТРКМ
3. Стадия рефлексии
- размышление, рождение нового знания
- постановка новых целей обучения
- Приемы : Кластеры, таблицы, круглые столы, дискуссии, синквейны…
5. Метод проектов
Проектное обучение
Цель — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения задач; приобретают коммуникативные умения, работая в группах; развивают исследовательские умения; развивают системное мышление.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап
2. Открытие нового знания
3. Технологический этап
4. Заключительный этап
6. Портфолио
Портфель ученика
(от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов)
Цель : развитие интеллектуальных и творческих способностей учащегося,
формирование навыков рефлексии процесса и результатов собственного труда
Принципы ведения языкового портфеля
1. Самооценка результатов овладения определёнными видами коммуникативной деятельности.
2. Систематичность и регулярность самомониторинга.
3. Структуризация материалов портфеля, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
4.Аккуратность и эстетичность в оформлении.
5. Целостность , тематическая завершённость представленных в портфеле материалов.
6. Наглядность и обоснованность презентации.
7. Проблемное обучение
Проблемное обучение
Цель : Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся
Средство : Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания
Ролевая игра
Виды: викторины, конкурсы, интервью, имитационные игры, диспуты, экскурсии, ток-шоу…
- подготовка игры
- проведение игры
- подведение итогов
Учебная тематическая дискуссия
1. Завязка
2. Коллективное обсуждение
3. Подведение итогов
Круглый стол
С носителями языка
Людьми, побывавшими в путешествии
- проблема для обсуждения
- приглашение гостей
- обмен мнениями
- подведение итогов
Интеллектуальный штурм
1. формулирование проблемы
2. тренировочная разминка
3. мозговая атака-штурм
4. оценка и отбор наилучших идей
5. сообщение о результатах мозговой атаки
Анализ конкретных ситуаций
Ситуации – иллюстрации
Ситуация – оценка
Ситуация - упражнение
8. Информационно-коммуникационные технологии
Электронно – образовательные ресурсы
http://prezentacii.com/angliiskii_yazik/
http://pwpt.ru/presentation/angliyskiy_yazyik/
http://hosgeldi.com/eng/
http://eng5.ru/useful/vocabulary
http://uchit.rastu.ru/education/2/56/
- Электронные учебники и приложения
Интернет
- аутентичные фильмы, аудиозаписи, тексты
- on-line тесты
http://www.examenglish.com/
http://www.languagelink.ru/test/english/onlinetest/test/index.html
http://www.test-your-english-now.net /
- грамматические справочники и словари
http://www.babla.ru/
Учебные Интернет-задания
1) Hotlist – список Интернет-сайтов по изучаемой теме; 2) Multimedia scrapbook – коллекция ресурсов мультимедиа; 3) Treasure hunt – список ссылок на различные сайты по изучаемой теме и вопросы по содержанию сайтов; 4) Subject sampler – ссылки на текстовые и мультимедийные материалы. 5) Webquest – сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя учебную задачу .
Использование заданий в зависимости от задачи обучения
Задача обучения
Решение проблемной задачи
Изучение информации
Scrapbook
Hotlist
Hunt
Sampler
Webquest
9. Web-Quest Берни Додж
Процесс создания веб-квеста
- выбор темы
- выбор Интернет-сервиса и дизайна
- подбор заданий, веб ресурсов, планируемых результатов
- наполнение веб-квеста содержанием
Структура веб-квеста
- Introduction ( Введение )
- Task ( Заданиe )
- Process ( Выполнение )
- Evaluation ( Оценивание )
- Сonclusion ( Заключение )
- Credits ( Использованные материалы )
- Teacher Page ( Комментарии для учителя )
http://earth-in-danger.jimdo.com/
http://shamey.ru/web/favourite_places/task.php
Thanks for your attention!