СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Я работаю в сельской школе преподавателем иностранного языка уже 30 лет. Что я считаю главным в своей работе? Отвечаю так: учить, чтобы научить. А научить надо многому и, прежде всего умению честно и много трудиться, трудиться осмысленно и творчески. Этого требует от нас, учителей, сама жизнь.
Стремление научить рождает поиск. Поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную мыслительную активность всех и каждого ученика в отдельности, создание таких условий, при которых иностранный язык является действительно средством общения.
За долгие годы работы в школе у меня накоплен богатый опыт применения различных технологий в преподавании иностранного языка: проблемного обучения, встречных усилий, критического мышления, группового обучения, информационные технологии ( в школе есть лингафонный кабинет) и других.
Но жизнь не стоит на месте, информационные и компьютерные технологии развиваются стремительно, и сегодня невозможно представить школу без компьютерного класса. Чтобы не отстать от жизни и своих собственных учеников, мне пришлось срочно осваивать эти новые технологии, начинала я буквально с нуля. « Образовательные электронные издания и ресурсы на уроке иностранного языка»- так звучит тема по самообразованию, над которой я успешно и с большим интересом работаю. Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Использование компьютера на уроке повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей учащихся.
ОЭИР (образовательные электронные издания и ресурсы) я применяю на уроке иностранного языка в качестве дополнительного средства обучения, они не могут, конечно, использоваться на каждом уроке. Персональный компьютер не заменяет, а только дополняет учителя. Использование ОЭИР делает урок более занимательным, повышает интерес к обучению, развивает ученика всесторонне. Используя компьютер, ученики получают дополнительную информацию для уроков, смотрят фильмы и передачи на иностранном языке, участвуют в различных конкурсах.
Мои ученики с удовольствием готовят презентации к урокам. Первую презентацию «Russland ist meine Heimat» к уроку немецкого языка в 7-м классе подготовили совместно ученики 7 и 11 классов (приложение 1).
По желанию учащихся были распределены отдельные аспекты презентации. Группы по 2-3 ученика готовили сообщения по различным темам: географическое положение России, природные богатства России, Москва – столица нашей Родины, родной город, малая Родина – моё село.
Ребята искали соответствующие фотографии, иллюстрации, оформляли слайды. Затем все материалы были объединены в одно целое для презентации. На уроке информация была представлена в виде монологического высказывания и сопровождалась показом слайдов. Так как это был первый опыт - в презентации было много недостатков( много текста на слайдах, большое количество самих слайдов и т. д).Зато какое это было воодушевление, единение!
Чтобы как-то ориентироваться в огромном количестве ОЭИР(их я покупаю в магазинах, выписываю через газету «Немецкий язык», скачиваю из Интернета, делаем с уч-ся самостоятельно), я планирую уроки с применением ОЭИР по темам, например:
Примерное планирование учебного материала
Предмет: немецкий язык 8 класс
Тема: Готовимся к путешествию по Германии
Учебно-методический комплект:
Используемые электронные учебники (ЭУ) и интернет-ресурсы (таблица 1).
Таблица 1
№ урока | Тема урока | Применение ОЭИР Презентация в PowerPoint | Применение ОЭИР Используемые ЭИ и ЭУ |
1 | Wortschatz − ist das wirklisch ein Schatz | REISEN DURCH DEUTSCHLAND | http://imc.rkc-74.ru ЭИ 1 С. Образовательная коллекция. Немецкий язык для школьников 5-9 классов. |
2 | Kleidung | | http://imc.rkc-74.ru |
3 | Essen | | http://imc.rkc-74.ru |
4-5 | Im Warenhaus | REISEN DURCH DEUTSCHLAND | ЭИ 1 С. Образовательная коллекция. Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента. |
12 | Игра «Путешествие по Германии» | По Германии стоит путешествовать | http://imc.rkc-74.ru Aus der Geschichte Deutschlands-№18/2010 электронное приложение к газете «Немецкий язык» изд-во «Первое сентября» |
Технологическая карта темы: «Готовимся к путешествию по Германии» (таблица 2).
Предлагаю следующий план урока с применением ОЭИР (приложение 2).
(Оформление титульного листа, использование Интернет-ресурса и электронного издания для развития диалогической и монологической речи)
На уроке немецкого языка в 6 классе по теме «Школа» используется готовая презентация издательства «Первое сентября» (приложение – урок «Школа», презентация)
Обучающий компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу уч-ся и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языковым и речевым материалом. На уроках я использую различные электронные издания. Формы работы с ними включают изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматических явлений. Это и определяет характер используемых упражнений и методических приемов. Наиболее часто применяются следующие: вопросно-ответный диалог, диалог с выборочным ответом, диалог со свободно конструируемым ответом, упражнения на заполнение пропусков, упражнения для самоконтроля владения словарем, тестирование.
В своей работе я широко применяю проектный метод обучения. А сочетание проектной методики с компьютерными технологиями открывает широкие возможности в деле обучения иностранному языку, так как это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность учеников, вызывающая живой интерес и здоровый азарт.
Школьники с удовольствием принимают участие в подготовке проектов, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам. Использование компьютерных технологий, информационных возможностей Интернета, подготовка компьютерной презентации расширяет творческие способности школьников, дает возможность включиться в реальную языковую среду.
Об одном проекте расскажу более подробно. Это подготовка литературно-музыкального салона «Немецкие классики: Гете, Гейне, Шиллер».
Все уч-ся по своему желанию распределились на мини-группы: биографы, чтецы, редакторы, технические редакторы, вокальная группа. Работу в своих мини-группах уч-ся планировали самостоятельно, использовали современные технологии для сбора и обработки информации. Я корректировала работу и оказывала необходимую помощь. Защита проекта проходила в актовом зале перед учениками старших классов и учителями школы, сопровождалась презентацией, подготовленной уч-ся. Оценка - «отлично». (Приложение - «Литературно-музыкальный салон»)
Еще хочется сказать об одной работе, выполненной ученицей, которая проявляет большой интерес к немецкому языку. Это выступление на школьной конференции «21 век - глазами молодых». Доклад был посвящен 70-летию Великой Победы и назывался «История создания советского мемориала в Трептов-парке в Берлине», плюс презентация к нему. Источники, которыми пользовалась ученица при подготовке к докладу, были на немецком языке.
(Приложение - «История создания мемориала»)
С помощью интернет-технологий мои ученики участвуют во Всероссийском фестивале научно- исследовательских и творческих работ уч-ся «Портфолио» (Москва, издательский дом «Первое сентября»), в фестивале презентаций на немецком языке «Страны изучаемого языка» ( Иркутск, ИГЛУ).
Итак, что же дают компьютерные технологии?
Уч-ся. Разнообразие методик повышает интерес к изучению предмета, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера дает возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, Повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Дает возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах.
Учителю. Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди уч-ся, коллег, родителей. Стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов. Компьютер позволяет создать базу мониторинга успеваемости уч-ся, что более эффективно позволяет и учителю и ученику следить за динамикой своих результатов. Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ.
Родителям. Дает уверенность в том, что их дети развиваются гармонично, получают качественное образование, соответствующее
Привлечение компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным и, по-настоящему, современным. Компьютер можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении нового материала, контроле ЗУН.
Использование ОЭИР на уроках иностранного языка способствует повышению информационной культуры учащихся, расширяет их языковую и социокультурную компетенцию, изменяет в положительную сторону мотивы изучения иностранного языка, создает комфортные условия для проведения процесса обучения, формирует деятельностный подход в освоении учебного материала.
Используемые источники:
http://imc.rkc-74.ru
ЭИ 1С. Образовательная коллекция. Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента.
Морохова Н.Е. Устные темы по немецкому языку. М «Просвещение» 2009 г.
Горбачева А.В. Немецкий язык. Москва «Просвещение» 2007 г.
Власова З.А. Уроки немецкого языка. Волгоград «Корифей» 2008г.
«Иностранные языки в школе» №1-4 2010 г.
« Немецкий язык» №3,6,7 2009г.