Создание среды успешной социализации
для детей с ОВЗ
Фролова Е.Н., заместитель директора
МБОУ ОШ № 25,
г. Липецк
Нет случайно родившихся детей.
Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру
РАБОТА
С РОДИТЕЛЯМИ
Если родители согласились с рекомендациями, данными ПМПК, они должны предъявить в школу копию заключения комиссии и написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести их ребёнка на обучение по адаптированной программе.
Если же родители не согласны с рекомендациями ПМПК и не желают, чтобы их ребёнок обучался по программе для обучающихся с умственной отсталостью, то копию заключения они не предоставляют и заявление не пишут.
Изучение нормативных документов
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения образования.
Изучение нормативных документов
В пункте 4 статьи 79 определено, что ребенок с ОВЗ может обучаться как в отдельном классе учреждения, так и инклюзивно. Право выбора ОУ за родителями.
Изучение нормативных документов
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(Санитарные правила СП 2.4.3648-20),
которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28
С 2016 года были утверждены и в настоящее время реализуются два федеральных государственных стандарта:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Приказ Министерства образования и науки РФ
от 19 декабря 2014 г. № 1599)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014 г. N 1598)
Изучение нормативных документов
Письмо Минпросвещения России от 27.08.2021 № АБ-1362/07
«Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/22 учебном году»
Изучение нормативных документов
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Что должен делать учитель
с точки зрения закона?
Выполнять требования закона “Об образовании в РФ”.
Заботиться о психологическом и физическом здоровье учеников, уважать их границы.
Учитывать особенности учеников с ОВЗ, так же как должен учитывать особенности других учеников.
Не смотреть на детей с ОВЗ как на более слабых — просто знать об их ограничениях и работать с ними.
Что должен делать учитель
с точки зрения закона?
Выполнять требования ФГОС.
По стандарту учитель должен решать следующие задачи:
- Формировать общую культуру развития личности.
- Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- Формировать основы гражданской идентичности, основы учебной деятельности.
- Создавать специальные условия для получения образования в соответствие с особенностями, развивать творческий потенциал учеников.
Проведение диагностики и определение дальнейшего образовательного ма ршрута
Существует несколько образовательных маршрутов:
- ребенок с ОВЗ в общеобразовательном классе
- ребенок с ОВЗ в специальном классе
- ребенок с ОВЗ на надомном обучении
- ребенок с ОВЗ, обучающийся по индивидуальному плану, по СИПР
- ребенок с ОВЗ на семейном обучении.
Составление адаптированной образовательной программы и
локальных актов
После изучения нормативных документов, следует переходить к разработке и утверждению АООП. Данный школьный документ разрабатывается в соответствии с требованиями Стандарта на основе примерной АООП, размещенной на сайте: https://fgosreestr
Адаптированная образовательная программа предполагает:
- другой учебный план
- другие рабочие программы
- другие содержание, объем и глубина учебного материала
- другие учебники
- другие методы и приемы обучения
- другие экзамены
- другой документ об образовании
Необходимо составить локальные акты:
- должностная инструкция учителя, работающего с детьми -инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- режим занятий обучающихся;
- положение о психолого-педагогическом консилиуме;
- порядок приема детей с ОВЗ на обучение в школу по адаптированной образовательной программе;
- положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся, освоивших АООП;
- паспорт доступности на основании приказа Министерства образования и науки РФ №1309 от 9.11.2015года;
- дорожная карта –это мероприятия, которые приведут к решению задач (сроки в дорожной карте и в паспорте доступности должны совпадать);
- инструктаж для всех работников школы «Как вести себя с детьми с ОВЗ»
Составление расписания уроков
Понедельник
Вторник
1. Литературное чтение
Четверг
Среда
(Пешков А.Н. )
1. Русский язык
2. Профильный труд
Пятница
1. Профильный труд
1. Литературное чтение
2. Профильный труд
Суббота
(Жукова Н.Н. )
(Пешков А.Н.)
1. Физкультура
(Жукова Н.Н.)
(Жукова Н.Н. )
3. История
2. Математика
2. Профильный труд
3. Русский язык
2. Физкультура
(Жукова Н.Н.)
3. Родной язык
(Шкатов Ю.В.)
4. Профильный труд
4. Математика
4. Этика
(Жукова Н.Н. )
3. Математика
5. Биология
3. История
5. Обществознание
4. Русский язык
4.Профильный труд
5. Профильный труд
(Жукова Н.Н. )
6. Литературное чтение
5 . Математика
(Жукова Н.Н.)
5. Математика
7. Профильный труд
6. Физкультура
6. География
(Жукова Н.Н.)
7. Родная литература
6. География
7. Профильный труд
7. Биология
(Жукова Н.Н. )
Обучение в условиях класса
При разработке рабочих программ стоит соотнести по времени изучения сходные темы там, где это возможно (например, по истории и биологии), с темами, которые в это время будет изучать весь класс.
Работа с одноклассниками этого ребенка
Нужно привлекать одноклассников к оказанию дружеской, моральной, эмоциональной, душевной поддержки.
Нужно проводить работу и с родителями нормотипичных детей.
Создание ситуации успеха как в учёбе, так и вне её
Ищите у ребёнка те качества, которыми он может выгодно отличиться от других детей в классе. Возможно, это будут какие-то способности, умения, хобби, качества характера. Это повысит самооценку обучающегося, его уверенность в себе и позволит обрести достойное положение среди сверстников.
Оценивание ребёнка в соответствии с АООП
Освоение АООП обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями) следующих результатов : личностных и предметных.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Организация второй половины дня
В школе должны быть созданы условия, которые рекомендованы ПМПК.
Р
И
Т
М
И
К
А
РАБОТА С ЛОГОПЕДОМ
РАБОТА С ПСИХОЛОГОМ
Подготовка ребёнка к экзамену
Письмо Министерства просвещения РФ от 19 мая 2020 г. № ДГ-493/07 “О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Для обучающихся с умственной отсталостью проведение
итоговой аттестации станет обязательной с 2024/25 учебного года.
Документ об окончании обучения – свидетельство
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. № 1145 “Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам”
Академик, педагог, психолог, профессор, автор целого направления в науке - гуманной педагогики - Амонашвили Шалва Александрович
В ребёнке — Чаша познаний. В теле его — вся мудрость матери Природы. В ребёнке — Слово, которое было в Начале. Он создан чтобы сеять добро и орошать его любовью. Он такой. И каждый, кто воспитает такого ребёнка, будет соработником у Бога.