Методическая разработка классного часа «Спешите делать добро»
Петрова Марина Ивановна
БОУ «Ольгинская СШ»
Цель: Формировать у детей представление о доброте как о вечной ценности человечества.
Задачи: Дать возможность детям поразмышлять над такими понятиями как милосердие, проявление доброты к окружающим ;
воспитывать культуру человеческих отношений, сочувствие, сострадание, сопереживание, учить тепло относиться к беспомощной старости, умению разделять чужую боль;
получить образец чуткости, отзывчивости по отношению к близким людям;
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Оборудование: презентация, конверты с пословицами и поговорками, тексты рассказа Бориса Екимова "Ночь исцеления", аудиофайлы детских песен.
Ход.
Эмоциональный настрой..
Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда - вниманье ваших умных глаз.
Мы начинаем наш классный час «Спешите делать добро» словами Н.Н.Некрасова «Сейте разумное, доброе, вечное» ( слайд 2).Эти слова могут стать прекрасным девизом для нас.
Сегодня к нам на классный час пришел необычный гость, герой мультфильма (слайд 3)
Узнали? Кто же это? Из какого мультфильма? (Ответы детей)
Расскажите, что вы знаете о нем.
Какой кот Леопольд? (добрый, вежливый, аккуратный, он не отвечает злом на зло) .И у него есть замечательная песенка « Если добрый ты..»Звучит песня из мульфильма «Приключения кота Леопольда»
Посмотрите внимательно на кота Леопольда, по выражению его лица можно сказать, что он добрый? А по выражению ваших лиц можно сказать, что вы добрые?
Что значит, по-вашему, добрый человек? Как вы думаете, что такое доброта? (слайд 4)
(Ответы детей. Добрый человек всегда приветлив, вежлив, он счастлив) .
Многие верно понимают и чувствуют, что такое доброта. В толковом словаре можно прочесть следующее определение доброты (слайд 5)
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Исходя из темы классного часа, на какие бы вопросы вы хотели получить ответ? Задайте их друг другу.
Существует ли сегодня доброта? Встречались ли вы с нею в жизни?
Можно ли прожить без доброты? Хотелось бы вам жить среди добрых людей? Обсуждение этих вопросов в парах.
Все-таки доброта существует в нашей нелегкой жизни. Люди помогают друг другу в трудную минуту.
Проблема добра и зла волновала и волнует и сейчас людей, в их числе многие поэты и писатели.
Стихотворение «Доброта» А. Дементьева читает подготовленный ученик .
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займешь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званий
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была в начале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни не были потом.
А легко ли самому быть добрым? Легко ли делать добро? (слайд6)
Примеры проявления доброты описаны во многих литературных произведениях. Послушайте рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления». Чтобы лучше понять, о чем пойдет речь в этом рассказе, надо вспомнить события самой страшной войны 20 века – Великой Отечественной. Много пришлось пережить русским людям, горе, что многие остались без дома , боль от потери близких, а еще страшный голод. Ленинград. Блокада . Закончилось продовольствие. В сутки – 125 г хлеба – и больше никаких продуктов. Денег не было. Хлеб выдавался по карточкам. А если человек потеряет карточки? Что дальше? Голод, смерть… Чтение рассказа учителем.
Главный герой этого рассказа, мальчик – подросток Гриша, приезжает в гости на каникулы к своей бабушку Дуне в деревню, чтобы порыбачить, покататься на лыжах. Бабушка Дуня очень обрадовалась приезду внука, так как устала от одиночества. Дети редко навещают ее – у всех дела, свои заботы – да и она не часто к ним наведывается, так как последнее время стала во сне кричать и боялась этим их беспокоить. Тяжелая жизнь и старость сделали свое дело. Ни лекарства, ни врачи не могли помочь ей. Во сне она переживала эпизоды из своей прошлой жизни и плакала. Вспоминала, как потеряла хлебные карточки.
- Карточки … Карточки… В синем платочке. Люди добрые, помогите! Домой приду дети исть попросят… а я, что им скажу? – И плачет настоящими слезами.
И так каждую ночь. Родители посоветовали сыну, как только она закричит, сказать : «Молчать!» и она перестанет. Грише очень было жалко бабушку, он долго думал, как ей помочь. Как советовали родители или… ?»
И вот в очередной раз, когда Баба Дуня закричала, сердце мальчика облилось жалостью и болью. Он опустился на колени перед ее кроватью и стал убеждать ее мягко и ласково
- Вот ваши карточки, баба… В синем платочке, да? Я их нашел, возьмите. Баба Дуня на мгновение смолкла и заговорила, не просыпаясь:
Мом, мои… Спасибо, добрый человек…. И хотела было заплакать, но Гриша громко сказал:
Не надо плакать, карточки целые. Идите, накормите детей и спите спокойно.
Баба Дуня успокоилась и заснула, а Гриша заплакал. Слезы катились и катились. Ему было жалко Бабу Дуню ,и он вдруг понял, что на утро не надо ничего ей говорить, а следующую ночь и которая будет за ней надо опять как сегодня с ней разговаривать и успокаивать ее и может быть тогда она забудет все страшное, что было в ее жизни. Надо молчать и делать, молчать и делать, и придет исцеление.
Обсуждение рассказа.
Почему рассказ называется «Ночь исцеления»? За одну ночь вряд ли бабушка исцелилась от своего недуга. В ту ночь исцелился ее внук от равнодушия.
Как выдумаете, к чему призывает нас автор? (Исцелить души от равнодушия к самым близким людям). Не забывайте о самых родных людях. Всем нам – и взрослым, и детям хочется, чтобы родные, близкие люди, и даже чужие, незнакомые относились к нам внимательно, с уважение, с добротой. И я, наверное, не открою ничего нового, если скажу, что только к воспитанному, вежливому, доброму человеку люди относятся по-доброму, любят, уважают. И только у такого человека есть верные, надежные друзья. (Как аукнется, так и откликнется)
В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Б. Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом и стихотворение А. Д. Дементьева.
Как важно вовремя успеть ( читает подготовленный ученик)
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –
Ведь все порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего-то надо научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.
Может быть, под влиянием этого рассказа исцелится кто-нибудь
из нас – от черствости, равнодушия.
Работа в группах: напишите письмо Грише, выразив свое отношение к нему. Дети работают , пишут письмо Грише. Зачитывание писем классу.
Так, что же делать, ребята, чтобы добрых людей вокруг нас было больше? (Самому быть добрым) А что для этого нужно делать? Давайте попробуем составить правила, следуя которым можно стать чуточку добрее. А поможет нам в этом народная мудрость. Еще с древних времен люди ценили доброту. Ведь не зря дошли до нас пословицы и поговорки. На основе пословиц и поговорок попробуем составить правила доброты. (слайд 7)
• Доброе слово лечит, злое калечит. Добрые слова дороже богатства.
• Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
• Делай другим добро – будешь сам без беды.
• Худо тому, кто добра не творит никому.
• Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
• Добрые умирают да дела их живут.
• Живи добрее, будешь всем милее. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Правила доброты. (слайд 8)
1. Будь приветлив, вежлив.
2.Проявляй добрые чувства к домашним животным
3. Будь внимателен к людям.
4. Делай добрые дела.
5. Помогай людям.
Какие добрые слова вы знаете? (слайд 9) Слова чудеснейшие эти Услышать каждый очень рад; Добреют взрослые и дети И улыбнуться вам спешат. Доброго человека можно узнать не только по добрым делам, но и по добрым словам.
Игра «да-нет»
На мои вопросы вы отвечаете “ да” или “нет”– хором.
1. Можно ли человека заставить быть добрым? (Нет)
2. Можно ли стать добрым на время? (Нет)
3. Нужно ли быть добрым к любому человеку? (Да)
4. Легко ли быть добрым? (Да)
5. Есть ли у вас желание делать добрые дела? (Да) (слайд 10)
– У вас получилось больше ответов “да” и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит, что? Радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов.
Давайте выберем чувства, которые будут характеризовать доброго человека, а вы даете ответ «да» или «нет» (показ на экране) , (слайд11)
Любовь, уверенность, дружба, защищенность, доверие, забота, симпатия, наслаждение, радость, счастье, внимание, понимание, безразличие, досада, равнодушие, недоверие, непонимание, антипатия, тревожность, вражда, горе, ненависть, страдание, злоба и т.д.
– Молодцы! Скажите можно своё сердце научить добру? (Да; нет – а стараться это делать надо?)
– Как вы думаете, добро на земле должно жить вечно? (Да)
– Значит, можно сказать, добро – это вечная ценность? (Да)
В заключение послушайте китайскую притчу “Ладная семья”:
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
- Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс – это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Мы сегодня ответили на очень не простые вопросы о доброте.
Игра «Пирамида добра» Дети встают вкруг. «Что доброго и хорошего можно пожелать всем нам, друг другу? Кто придумает-выйдет в круг ,произнесёт своё доброе пожелание, вытянет руку вперёд и положит её сверху на мою ладонь или на ладонь другого ребёнка, уже высказавшего своё пожелание».Начинает ведущий (например: «Я желаю вам быть добрыми и послушными»).После того как все выскажут свои пожелания –возведут пирамиду добра ,ведущий тихонько её раскачивает со словами : «Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!»-подталкивает лежащие на его ладони детские ладошки вверх, рассыпая пирамиду.
Всем спасибо за работу ! (Слайд 12)Звучит песня их к/ф «Приключения Маленького Мука» «Дорогою добра» (Сл.Ю. Энтина, муз. М. Минкова)
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведет не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный -
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный -
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Список литературы:
1.Дементьев А. Азарт. Стихи – Москва :Советский писатель,1986г.
2 Внеклассные мероприятия, 3 класс. Москва, «ВАКО», 2010 г.
3. Внеклассные мероприятия, 4 класс. Москва, «ВАКО», 2007 г.
4. Воспитательная работа в 3-4 классах. Изд-во «Экстремум». Волгоград, 2007г.
5. Интернет – ресурсы detstvo.info
6.Касаткина Н.А.Уроки Знаний. Классные часы.- Волгоград: Учитель,2003.
7. Методическая газета «Начальная школа». Издательский дом
«Первое сентября», 2003 г.
8. Методическая газета «Начальная школа». Издательский дом
«Первое сентября», 2010 г.
6