ПРИНЯТО: Психолого-педагогический консилиум ГБПОУ МИК Протокол № ____ от__________ | Председатель психолого-педагогического консилиума ГБПОУ МИК _______________________ |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Григория .Г. 04.12.2004 года рождения
Год обучения: 9
Срок реализации: 2021/2022 учебный год
«Согласовано»
с родителями (законными представителями) обучающегося
____________ Комаров Андрей Сергеевич
дата подпись
Общие сведения о ребёнке
Адрес проживания | г. Москва ул. Нежинская,12 ГКУ ЦССВ «Сколковский» |
Родители//Законные представители | ГКУ ЦССВ «Сколковский» директор Комаров А.С. |
Наличие/отсутствие инвалидности | + |
АООП в соответствии с заключением ЦПМПК | Специальная индивидуальная программа развития, составленная на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 2 для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития). |
Потребность в уходе и присмотре (нужное подчеркнуть) | Полная, постоянная + | Частичная, постоянная | Периодическая | Минимальная по возрасту |
Необходимые технические средства для обеспечения жизнедеятельности ребенка | Ортопедическая обувь, инвалидная коляска домашняя, инвалидная коляска уличная, специальная кровать, очки. |
Форма обучения | классно-урочная |
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося
Физическое развитие мальчика не соответствует возрасту. Крупная моторика развита недостаточно. Гриша не ходит, передвигается на инвалидной коляске. Сидит с поддержкой взрослого, умеет сам сидеть на коленях, немного отталкивается ногами от пола при посадке на коляску.
Мелкая моторика развита слабо. Хватает игрушку, предложенную взрослым, зажимает в кулак, удерживает ее двумя руками. Перекладывает игрушку из руки в руку, манипулирует ею, рассматривает, намеренно роняет. «Щепотный» и «пинцетный» захват не сформирован.
Реагирует на эмоции другого человека. Преобладает неустойчивый эмоциональный фон.
Наблюдается периодическая ауто стимуляция: раскачивания корпусом. Проявляет физическую ауто агрессию: кусает себе руку, бьет рукой по лицу, давит пальцами на глаза. Проявляется чаще всего в ситуации изменения привычной обстановки.
Наблюдается сниженная острота зрения. Фокусирует взгляд на предмете, на лице взрослого. Предметы рассматривает, поднося их близко к глазам. Зрительно сосредотачивается на яркий или светящийся стимул. Часто прикасается к глазам, сильно давит на них пальцами.
Реагирует на знакомый голос, интонацию. Прислушивается к звучанию музыкальных инструментов. Поворачивается в сторону источника звука.
Для ознакомления с предметами использует ощупывание, рассматривание.
Самостоятельная речь отсутствует. Реагирует на зов по имени, на обращенную к нему речь. Выполняет некоторые простые просьбы взрослого («возьми мячик», «дай мячик» и т.п.). В ситуации недовольства вокализирует, проявляет агрессию.
Выполняет различные действия с игрушкой (ощупывает, трясет, рассматривает, бросает). Манипуляции неспецифические. Выполняет с различными игрушками одинаковые действия.
Базовые учебные действия не сформированы.
Математические представления (о форме, цвете, размере) не сформированы.
Представления об окружающем мире сформированы недостаточно. Узнает некоторые предметы, которые его окружают.
Иногда проявляет инициативу в общении со взрослым, тянется в сторону взрослого, вокализирует. Со сверстниками контакт не устанавливает, инициативу не проявляет. Быстро истощается. Время активной работы на занятии 3-4 минуты. Необходима постоянная смена деятельности.
Навыки самообслуживания не сформированы. Самостоятельно пищу не принимает, в туалет не просится, пользуется подгузником на протяжении всего дня.
Полностью обслуживается персоналом. Необходим постоянный контроль со стороны взрослого, уход, присмотр.
2.1. Оценка развития обучающегося на момент составления программы
На момент составления программы у обучающегося нарушены функции восприятия, памяти, мышления. Речь развивается с задержкой. Она часто страдает нарушениями и расстройствами (особенно произношение), отличается бедной интонацией, невыразительностью, слабой мотивацией. У учащегося Гандаренко Г.А. речь полностью отсутствует. В связи с грубым нарушением речи.. Пассивный словарь преобладает над активным.
Процессы восприятия характеризуются нарушением осмысленности, целеустремленности, целостности, избирательности, отличаются неточностью, бедностью и поверхностностью, узостью.
Часто можно отметить перенос внимания с одних объектов на другие, с целого на часть, с содержания на форму, с существенного признака на малозначительный. Чаще и легче можно вызвать непроизвольное внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.
Память ученика кратковременная. Узнавание, запоминание, воспроизведение нарушены. Ученик запоминает материал медленнее, забывает быстрее.
Мышление отличается нарушением целенаправленности, непоследовательностью рассуждений, соскальзыванием с одного предмета на другой, слабостью регулирующей роли мышления в действиях и поступках. Преобладает наглядно-действенное, наглядно-образное.
У обучающегося наблюдается ряд проблем в развитии эмоционально-волевой сферы: акцентуация характера, повышенная агрессивность.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях основанных на качественных критериях по итогам выполненных практических действий: действия выполняются с помощью педагога .
2.2. Приоритетные направления воспитания и обучения ребенка
Приоритетными направлениями воспитания и обучения являются создание вариативных условий с учетом психофизических особенностей развития ученика. Развитие и формирование всех психофизических процессов. Формирование коммуникативных функций. Развитие и укрепление здоровья, коррекция недостатков в физическом развитии. Развитие мелкой и общей моторики. Социальная адаптация ученика. Развитие коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми. Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета.
3. Индивидуальный учебный план 1
Предметная область | Учебные предметы | К-во часов |
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 68 |
Математика | Математические представления | 68 |
Окружающий мир | Окружающий природный мир | 68 |
Человек | |
Домоводство | 102 |
Окружающий социальный мир | 102 |
Искусство | Изобразительная деятельность | |
Музыка и движение | 68 |
Физическая культура | Адаптивная физкультура | 68 |
Технологии | Профильный труд | 102 |
Коррекционно-развивающие занятия | 68 |
Коррекционно-развивающая работа: |
Коррекционные курсы | Альтернативная коммуникация | 34 |
Двигательное развитие | 34 |
Предметно-практические действия | 34 |
Сенсорное развитие | 34 |
| ИТОГО | 850 |
Внеурочная деятельность по направлениям: |
Спортивно-оздоровительное | «Сильные, смелые, ловкие» | |
«Наше здоровье» | |
Нравственное | «Азбука вежливости» | |
Общекультурное | «Ручное творчество» | |
Музыкально-пластические занятия | |
Легоконструирование | |
| ИТОГО | |
4. Содержание учебных предметов с учетом индивидуализации плана
В данный столбец заносятся конкретные представления/знания, умения, навыки/виды учебной деятельности ребенка которые необходимо развивать на конкретном учебном предмете
Предметная область | Предметы | Формируемые представления/знания, умения, навыки/виды учебной деятельности2 |
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | Формирование графо-моторных навыков: умение правильно удерживать карандаш (ручку), отработка нажима, штриховка, обводка, письмо элементов букв, цифр. Все действия с помощью педагога. Формировать у ученика: Коммуникацию с использованием вербальных средств: установление зрительного контакта с собеседником; приветствие собеседника звуком; выражение согласия/несогласия звуком. Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета. Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными. способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм; умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом; Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. |
Чтение | |
Речевая практика | |
Чтение (Литературное чтение) | |
Математика | Математические представления | Формирование общего признака у предметов; различение один-много; объединение в группу однородных предметов; узнавание цифр 1-5; развитие представления о геометрических формах и фигурах. Все действия с помощью педагога. Умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов; ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты, помещения столовой, туалетной комнаты; понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под). |
Информатика | |
Естествознание | Окружающий природный мир | Формирования естествоведческих знаний, развития понятийного мышления на материале сведений о живой природе. Знакомство с миром животных. Наблюдения за жизнью живой природы, уход за ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, ознакомление с видами помощи диким животным, и т. п. Формирования естествоведческих знаний, развития понятийного мышления на материале сведений о живой природе. Знакомство с миром животных. Наблюдения за жизнью живой природы, уход за ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, ознакомление с видами помощи диким животным, и т. п. Формирование интереса к объектам и явлениям неживой природы (солнце, ветер, дождь). Проявление интереса к объектам и явлениям живой природы (рассматривание, ощупывание различных видов фруктов, овощей, ягод, цветов, домашних и диких животных (уменьшенных копий)). |
Окружающий социальный мир | Формирования знаний о социальной среде. Внести понятия магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения .Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Праздники нашей страны. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. |
Домоводство | Овладение умением выполнять доступные бытовые поручении (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома: Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др. Все действия только с помощью педагога или наглядными способами. Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения. Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности. Все действия с помощью педагога или используя наглядность (картинки, видео материалы). |
География | |
Человек и общество | Мир истории | |
История отечества | |
Обществоведение | |
Основы социальной жизни | |
Этика | |
Искусство | Изобразительное искусство | |
Музыка и движение | Содержание работы на занятиях ритмики является музыкально – ритмическая деятельность детей. Учить слушать музыку, выполнять разнообразные упражнения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (хлопки и эмоциональный отклик) осуществляется развитие представлений, обучающихся о пространстве и умении ориентироваться в нем музыкально – дидактические игры имеют коррекционную направленность, упражнения носят игровую форму. Формировать вокальную деятельность. Все действия с помощью педагога. |
Физическая культура | Физическая культура | Обучение технике двигательных умений и навыков Формирование навыков здорового образа жизни. Обучение элементарным приемам спортивных игр. Все действия с помощью педагога. Произвольный вдох (выдох) через рот (нос); произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос); одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев; сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке; круговые движения кистью; сгибание фаланг пальцев; движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения; наклоны туловища вперед (в стороны, назад) повороты туловища вправо (влево); стояние на коленях; ползание на четвереньках сохраняя целенаправленность движений; формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения по подражанию, совместно со взрослым; формирование действий с мячом доступными способами с помощью взрослого. |
Технологии | Ручной труд | |
Профильный труд | Формирование знания, умения, навыков различных видов деятельности; Развитие общей и мелкой моторики; Воспитание чувства прекрасного; Формирование умения правильно пользоваться карандашом, красками кистью, клеем Формирование умений по уборке рабочего места за собой. Все действия с помощью педагога. |
Коррекционно-развивающие занятия | | Формирование зрительного, слухового восприятия. Развивать мелкую моторику рук. Все действия с помощью педагога. Подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с взрослым; - направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание); - умение выполнять инструкции педагога по подражанию; - использование по назначению доступных учебных предметов; - умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия. |
5. Содержание курсов коррекционно – развивающей области и занятий по внеурочной деятельности
Курсы коррекционно – развивающей области | Постановка конкретных задач на учебный год по коррекции и развитию высших психических функций и моторики |
Альтернативная коммуникация | Развитие зрительного, слухового восприятия; Развитие двигательной сферы, выполнение действия с предметами. Развитие моторики и графо-моторных навыков. Установление зрительного контакта с собеседником |
Двигательное развитие | Формирование навыков здорового образа жизни. Выполнение упражнений на укрепление осанки и предупреждение плоскостопии. Все действия с помощью педагога. |
Предметно-практические действия | Формировать действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать, группировать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы. Изготовление поделок из различного материала с помощью педагога. Все действия с помощью педагога. |
Сенсорное развитие | Формировать круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Формировать умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать .Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др. Все действия с помощью педагога. Развивать и формировать реакцию на запахи (хвоя, лимон, кофе, специи и др.) |
Внеурочная деятельность по направлениям: | Конкретные задачи на учебный год по направлениям внеурочной деятельности в условиях Колледжа и семьи |
Спортивно-оздоровительное | «Сильные, смелые, ловкие» | |
«Наше здоровье» | |
Нравственное | «Азбука вежливости» | |
Общекультурное | Легоконструирование | |
«Ручное творчество» | |
Музыкально-пластические занятия | |
6. Коррекция поведенческих проблем
Проблемы поведения | Методы коррекции поведения, формы коррекционной работы |
«Полевое» поведение | |
Агрессивное поведение (агрессия на других, самоагрессия) | 1. Нахождение причин поведения ребенка 2. Договоренность о проведении коррекционно-развивающей программы с воспитателями и поддержка с их стороны 3. Подбор оптимальных техник, зависящих от возраста, психологического и умственного развития ребенка, а также опыт специалиста, проводящего занятия, его умения использовать или иные методологические приемы 4. Организация психокоррекционных развивающих занятий с приоритетом интересов ребенка |
Гиперактивность/заторможенность | |
Трудности коммуникации | |
Аффективные реакции (для достижения цели; для привлечения внимания и пр.) | |
Асоциальное поведение | |
Повышенная тревожность, слезливость | |
_______________________________________ другое | |
7. Организация реализации потребности в уходе и присмотре
Организацию приема детей, двухразового питания, обеспечение соблюдения ребенком личной гигиены и режима дня (в соответствии с текущими требованиям Роспотребнадзора и СанПиН) во время пребывания обучающегося в ЦКР «Давыдково» ГБПОУ МИК осуществляют классный руководитель и тьютор/специалист службы психолого-педагогического сопровождения.
Во время уроков/занятий с ребенком используются здоровье сберегающие технологии.
7. Сотрудничество ГБПОУ МИК и семьи
№ | Мероприятие | Задачи |
| Заседания психолого-педагогического консилиума | Диагностика, оказание помощи в трудных жизненных ситуациях, затрагивающих интересы семьи и ребенка. Регулярный обмен информацией о ребенке, о ходе реализации программы и результатах ее освоения. Привлечение родителей/законных представителей к учебно-воспитательному процессу |
| Индивидуальные консультации родителей со специалистами | Оптимизация психологического климата в семье, оказание педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию и обучению ребенка Отслеживание динамики развития ребенка, освоения им содержания программы |
| Личные встречи, беседы, в том числе в дистанционном формате | Предоставление семье информации применительно к конкретным ситуациям, с которыми сталкиваются родители |
| Родительские собрания (общешкольные, классные) | Освещение вопросов, связанных с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками и др. |
| Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | Привлечение родителей к планированию, разработке и реализации социокультурных мероприятий |
8.Специалисты, участвующие в разработке и реализации программы
Специалист | ФИО |
Классный руководитель | Голубина Ю.Е. |
Тьютор | |
Учитель-дефектолог | |
Учитель физической культуры | |
Учитель-логопед | |
Педагог-психолог | |
Педагог дополнительного образования | |
9. Необходимые технические средства и дидактические материалы
Программа имеет четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных знаний, умений и навыков ребенка. Учебный материал максимально связан с реальной жизнью ребенка.
Для реализации программы используются дидактические материалы, пособия, тренажеры, технические средства обучения, предусмотренные программами учебных предметов и коррекционных курсов для фронтальной и индивидуальной работы.
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг осуществляется в форме промежуточного и итогового контроля по учебным предметам. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений (знаний), действий/операций (умений) и навыков, внесенных в данную программу.
Оценка динамики обучения, а также фиксирование происходящих изменений в когнитивной, поведенческой, личностной сфере ребенка осуществляется на основе анализа результатов текущей и промежуточной аттестаций учебного года и представляется в виде итоговой характеристики ребенка, отражающей сформированность его компетенций.
1 Индивидуальный учебный план и содержание учебных предметов разработаны в рамках реализации в ЦРО «Давыдково» модели интернальной интеграции детей с различной степенью умственной отсталости (интеллектуальных нарушений) в условиях коррекционного обучения.
2В данный столбец заносятся конкретные представления/знания, умения, навыки/виды учебной деятельности ребенка которые необходимо развивать на конкретном учебном предмете