ПРИНЯТО: Психолого-педагогический консилиум ГБПОУ МИК Протокол № ____ от__________ | Председатель психолого-педагогического консилиума ГБПОУ МИК _______________________ |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Анастасии. Г 12 .04.2004 года рождения
Год обучения: 9
Срок реализации: 2021/2022 учебный год
«Согласовано»
с родителями (законными представителями) обучающегося
____________ Комаров Андрей Сергеевич
дата подпись
Общие сведения о ребёнке
Адрес проживания | г. Москва ул. Нежинская,12 ГКУ ЦССВ «Сколковский» |
Родители//Законные представители | ГКУ ЦССВ «Сколковский» директор Комаров А.С. |
Наличие/отсутствие инвалидности | + |
АООП в соответствии с заключением ЦПМПК | Специальная индивидуальная программа развития, составленная на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 2 для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития). |
Потребность в уходе и присмотре (нужное подчеркнуть) | Полная, постоянная | Частичная, постоянная + | Периодическая | Минимальная по возрасту |
Необходимые технические средства для обеспечения жизнедеятельности ребенка | Не требуются. |
Форма обучения | классно-урочная |
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося
Физическое развитие отстаёт от возрастной нормы. Координация движений немного нарушена. Общая моторика немного нарушена. Ходит самостоятельно. Соматическое состояние удовлетворительное. Присутствуют стереотипные движения руками и головой. Мелкая моторика не развита. Пишет по обводке с помощью учителя. Ведущая рука – правая.
Эмоциональный фон повышен. Не способна к волевым усилиям. Не адекватно реагирует на окружающее. Целенаправленная деятельность не сформирована. Своих ошибок не замечает, не может планировать свои действия. Доброжелательная, любит слушать музыку. Инициативу к общению не проявляет, контакт формальный.
Речь отсутствует. Речевую инструкцию выполняет после неоднократного повторения. Не реагирует на обращенную речь, не понимает инструкции бытового содержания. Процессы восприятия и осмысления даются с большим трудом. Причинно-следственные связи не устанавливает. Не способна сосредоточиться на определенном виде деятельности. Практически не переключается с одного вида деятельности на другой. Память слабая. Внимание рассеянное. Мышление конкретное.
Познавательная активность крайне низкая. Новые умения формируются очень медленно, легко распадаются. Игрушками и играми не интересуется. Интереса к учебным предметам не проявляет. Буквы не знает, счетом не владеет, величины и геометрические фигуры не знает. Содержание сюжетных картинок не понимает.
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания не сформированы. Неохотно выполняет поручения учителя.
2.1. Оценка развития обучающегося на момент составления программы
На момент составления программы у обучающейся нарушены функции восприятия, памяти, мышления. Речь развивается с задержкой. Она часто страдает нарушениями и расстройствами (особенно произношение), отличается бедной интонацией, невыразительностью, слабой мотивацией. У ученицы Герасимовой А.В. собственная речь отсутствует. В связи с грубым нарушением речи.. Пассивный словарь преобладает над активным.
Процессы восприятия характеризуются нарушением осмысленности, целеустремленности, целостности, избирательности, отличаются неточностью, бедностью и поверхностностью, узостью.
Часто можно отметить перенос внимания с одних объектов на другие, с целого на часть, с содержания на форму, с существенного признака на малозначительный. Чаще и легче можно вызвать непроизвольное внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.
Память ученицы кратковременная. Узнавание, запоминание, воспроизведение нарушены. Ученица запоминает материал медленнее, забывает быстрее.
Мышление отличается нарушением целенаправленности, непоследовательностью рассуждений, соскальзыванием с одного предмета на другой, слабостью регулирующей роли мышления в действиях и поступках. Преобладает наглядно-действенное, наглядно-образное.
У обучающейся наблюдается ряд проблем в развитии эмоционально-волевой сферы: акцентуация характера, повышенная агрессивность.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях основанных на качественных критериях по итогам выполненных практических действий: действия выполняются с помощью педагога.
2.2. Приоритетные направления воспитания и обучения ребенка
Приоритетными направлениями воспитания и обучения являются создание вариативных условий с учетом психофизических особенностей развития ученицы. Развитие и формирование всех психофизических процессов. Развитие и укрепление здоровья, коррекция недостатков в физическом развитии. Развитие мелкой и общей моторики. Социальная адаптация ученицы. Развитие коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми. Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета. Приоритетным направлением в воспитании и обучении ученицы является, формирование коммуникативных навыков для социализации в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде. Формирование коммуникативных функций
3. Индивидуальный учебный план 1
Предметная область | Учебные предметы | К-во часов |
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 68 |
Математика | Математические представления | 68 |
Окружающий мир | Окружающий природный мир | 68 |
Человек | |
Домоводство | 102 |
Окружающий социальный мир | 102 |
Искусство | Изобразительная деятельность | |
Музыка и движение | 68 |
Физическая культура | Адаптивная физкультура | 68 |
Технологии | Профильный труд | 102 |
Коррекционно-развивающие занятия | 68 |
Коррекционно-развивающая работа: |
Коррекционные курсы | Альтернативная коммуникация | 34 |
Двигательное развитие | 34 |
Предметно-практические действия | 34 |
Сенсорное развитие | 34 |
| ИТОГО | 850 |
Внеурочная деятельность по направлениям: |
Спортивно-оздоровительное | «Сильные, смелые, ловкие» | |
«Наше здоровье» | |
Нравственное | «Азбука вежливости» | |
Общекультурное | «Ручное творчество» | |
Музыкально-пластические занятия | |
Легоконструирование | |
| ИТОГО | |
4. Содержание учебных предметов с учетом индивидуализации плана
Предметная область | Предметы | Формируемые представления/знания, умения, навыки/виды учебной деятельности2 |
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | Формирование графо-моторных навыков: умение правильно удерживать карандаш (ручку), отработка нажима, штриховка, обводка, письмо элементов букв, цифр. Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета. Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными. способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм; умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом; Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. |
Чтение | |
Речевая практика | |
Чтение (Литературное чтение) | |
Математика | Математические представления | Формирование общего признака у предметов; различение один-много; объединение в группу однородных предметов; узнавание цифр 1-5; развитие представления о геометрических формах и фигурах. Умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов; ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты, помещения столовой, туалетной комнаты; понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под). |
Информатика | |
Естествознание | Окружающий природный мир | Формирования естествоведческих знаний, развития понятийного мышления на материале сведений о живой природе. Знакомство с миром животных. Наблюдения за жизнью живой природы, уход за ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, ознакомление с видами помощи диким животным, и т. п. Формирования естествоведческих знаний, развития понятийного мышления на материале сведений о живой природе. Знакомство с миром животных. Наблюдения за жизнью живой природы, уход за ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, ознакомление с видами помощи диким животным, и т. п. |
Окружающий социальный мир | Формирования знаний о социальной среде. Внести понятия магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения .Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Праздники нашей страны. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте |
Домоводство | Овладение умением выполнять доступные бытовые поручении (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома: Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др. Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др. Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения. Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности. |
География | |
Человек и общество | Мир истории | |
История отечества | |
Обществоведение | |
Основы социальной жизни | |
Этика | |
Искусство | Изобразительное искусство | |
Музыка и движение | Содержание работы на занятиях ритмики является музыкально – ритмическая деятельность детей. Учить слушать музыку, выполнять разнообразные упражнения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или колонне в соответствии с заданным направлением, перестроение с образованием кругов, квадратов, «звездочке», движение к определенной цели между предметами) осуществляется развитие представлений, обучающихся о пространстве и умении ориентироваться в нем музыкально – дидактические игры имеют коррекционную направленность, упражнения носят игровую форму. Формировать вокальную деятельность, |
Физическая культура | Физическая культура | Обучение технике двигательных умений и навыков Формирование навыков здорового образа жизни. Обучение элементарным приемам спортивных игр. |
Технологии | Ручной труд | |
Профильный труд | Формирование знания, умения, навыков различных видов деятельности; Развитие общей и мелкой моторики; Воспитание чувства прекрасного; Формирование умения правильно пользоваться карандашом, красками кистью, клеем Формирование умений по уборке рабочего места за собой. |
5. Содержание курсов коррекционно – развивающей области и занятий по внеурочной деятельности
Курсы коррекционно – развивающей области | Постановка конкретных задач на учебный год по коррекции и развитию высших психических функций и моторики |
Альтернативная коммуникация | Развитие зрительного, слухового восприятия; Развитие двигательной сферы, выполнение действия с предметами. Развитие моторики и графо-моторных навыков. |
Двигательное развитие | Формирование навыков здорового образа жизни. Выполнение упражнений на укрепление осанки и предупреждение плоскостопии. |
Предметно-практические действия | Формировать действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать, группировать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы. Изготовление поделок из различного материала с помощью педагога. |
Сенсорное развитие | Формировать круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Формировать умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать. Умение обобщать не формируется само собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе. Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др. |
Коррекционно-развивающие занятия | Формирование зрительного, слухового восприятия. Развивать мелкую моторику рук. подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослым; - направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание); - умение выполнять инструкции педагога по подражанию; - использование по назначению доступных учебных предметов; - умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия. |
Внеурочная деятельность по направлениям: | Конкретные задачи на учебный год по направлениям внеурочной деятельности в условиях Колледжа и семьи |
Спортивно-оздоровительное | «Сильные, смелые, ловкие» | |
«Наше здоровье» | |
Нравственное | «Азбука вежливости» | |
Общекультурное | Легоконструирование | |
«Ручное творчество» | |
Музыкально-пластические занятия | |
6. Коррекция поведенческих проблем
Проблемы поведения | Методы коррекции поведения, формы коррекционной работы |
«Полевое» поведение | |
Агрессивное поведение (агрессия на других, самоагрессия) | |
Гиперактивность/заторможенность | |
Трудности коммуникации | |
Аффективные реакции (для достижения цели; для привлечения внимания и пр.) | 1. Нахождение причин поведения ребенка 2. Договоренность о проведении коррекционно-развивающей программы с воспитателями и поддержка с их стороны 3. Подбор оптимальных техник, зависящих от возраста, психологического и умственного развития ребенка, а также опыт специалиста, проводящего занятия, его умения использовать или иные методологические приемы 4. Организация психокоррекционных развивающих занятий с приоритетом интересов ребенка |
Асоциальное поведение | |
Повышенная тревожность, слезливость | |
_______________________________________ другое | |
7. Организация реализации потребности в уходе и присмотре
Организацию приема детей, двухразового питания, обеспечение соблюдения ребенком личной гигиены и режима дня (в соответствии с текущими требованиям Роспотребнадзора и СанПиН) во время пребывания обучающегося в ЦКР «Давыдково» ГБПОУ МИК осуществляют классный руководитель и тьютор/специалист службы психолого-педагогического сопровождения.
Во время уроков/занятий с ребенком используются здоровье сберегающие технологии.
7. Сотрудничество ГБПОУ МИК и семьи
№ | Мероприятие | Задачи |
| Заседания психолого-педагогического консилиума | Диагностика, оказание помощи в трудных жизненных ситуациях, затрагивающих интересы семьи и ребенка. Регулярный обмен информацией о ребенке, о ходе реализации программы и результатах ее освоения. Привлечение родителей/законных представителей к учебно-воспитательному процессу |
| Индивидуальные консультации родителей со специалистами | Оптимизация психологического климата в семье, оказание педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию и обучению ребенка Отслеживание динамики развития ребенка, освоения им содержания программы |
| Личные встречи, беседы, в том числе в дистанционном формате | Предоставление семье информации применительно к конкретным ситуациям, с которыми сталкиваются родители |
| Родительские собрания (общешкольные, классные) | Освещение вопросов, связанных с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками и др. |
| Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | Привлечение родителей к планированию, разработке и реализации социокультурных мероприятий |
8.Специалисты, участвующие в разработке и реализации программы
Специалист | ФИО |
Классный руководитель | Голубина Ю.Е. |
Тьютор | |
Учитель-дефектолог | |
Учитель физической культуры | |
Учитель-логопед | |
Педагог-психолог | |
Педагог дополнительного образования | |
9. Необходимые технические средства и дидактические материалы
Программа имеет четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных знаний, умений и навыков ребенка. Учебный материал максимально связан с реальной жизнью ребенка.
Для реализации программы используются дидактические материалы, пособия, тренажеры, технические средства обучения, предусмотренные программами учебных предметов и коррекционных курсов для фронтальной и индивидуальной работы.
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг осуществляется в форме промежуточного и итогового контроля по учебным предметам. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений (знаний), действий/операций (умений) и навыков, внесенных в данную программу.
Оценка динамики обучения, а также фиксирование происходящих изменений в когнитивной, поведенческой, личностной сфере ребенка осуществляется на основе анализа результатов текущей и промежуточной аттестаций учебного года и представляется в виде итоговой характеристики ребенка, отражающей сформированность его компетенций.
1 Индивидуальный учебный план и содержание учебных предметов разработаны в рамках реализации в ЦРО «Давыдково» модели интернальной интеграции детей с различной степенью умственной отсталости (интеллектуальных нарушений) в условиях коррекционного обучения.
2В данный столбец заносятся конкретные представления/знания, умения, навыки/виды учебной деятельности ребенка которые необходимо развивать на конкретном учебном предмете