СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 9 класс.»

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №39»




Рассмотрено и одобрено Утверждена

на ПМП консилиуме на педагогическом совете

филиала ОГКОУШ №39 филиала ОГКОУШ №39

протокол №____от__________ Протокол №_____от__________

__________. Директор __________









СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

2020-2021 учебный год

на учащегося 9б класса












Срок реализации: 1 год.









Ульяновск, 2020 год


Структура СИПР


  1. Общие сведения о ребёнке.

  2. Психолого-педагогическая характеристика.

  3. Индивидуальный учебный план.

4.Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка.

4.2. Базовые учебные действия.

4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.

5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

6.Перечень задач, форм мероприятий сотрудничества с семьёй обучающегося.

7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

9. Приложения.



































1. Общие сведения о ребёнке

ФИО ребенка:

Возраст ребенка:

Место жительства:

Родители (лица их заменяющие): опекун

Год поступления в ОГКОУШ № 39:

Класс обучения: 9

Группа (особые потребности):


2. Психолого-педагогическая характеристика





Приоритетные образовательные предметы и коррекционные курсы:



1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.

3. Окружающий природный мир.

4. Домоводство.

5. Окружающий социальный мир.

6. Музыка и движение.

7. Адаптивная физкультура.

8. Профильный труд.

9. Коррекционно-развивающие занятия.

10. Сенсорное развитие.

11. Предметно-практические действия.

12. Двигательное развитие.

13. Альтернативная коммуникация.













Индивидуальный учебный план на 2020 – 2021 учебный год


Образовательные

области

Учебные предметы

Индивидуальные занятия Количество часов

в неделю / год

1.Обязательная часть

1. Язык и речевая
практика

Речь и альтернативная
коммуникация

2

70

2. Математика

Математические представления

2

70

3. Окружающий мир

Окружающий природный мир

2

70

Домоводство

5

175

Окружающий социальный мир

3

105

4.Искусство

Музыка и движение

2

70

5.Физическая культура

Адаптивная физкультура

2

70

6.Технологии

Профильный труд

5

175

7.Корреционно-развивающие занятия

2

70

Итого:

25

875

2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений

6.Коррекционные курсы

Сенсорное развитие

2

70

Предметно-практические действия

2

70

Двигательное развитие

2

70

Альтернативная коммуникация

2

70

Итого:

8

280













Расписание занятий



ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

1.

Окружающий социальный мир

Окружающий природный мир

Домоводство

Окружающий природный мир

Домоводство

2.

Математические представления

Адаптивная физкультура

Математические представления

Адаптивная физкультура

Речь и альтернативная коммуникация

3.

Домоводство

Речь и альтернативная коммуникация

Профильный труд

Домоводство

Окружающий социальный мир

4.

Музыка и движение

Профильный труд

Окружающий социальный мир

Профильный труд

Музыка и движение

5.

Профильный труд

Домоводство

Альтернативная коммуникация

Коррекционно-развивающие занятия

Профильный труд

6.

Двигательное развитие

Коррекционно-развивающие занятия

Сенсорное развитие

Предметно-практические действия

Сенсорное развитие

7.

Альтернативная коммуникация

Предметно-практические действия

Двигательное развитие





















4. Содержание образования

4.1. Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:

  • ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599; «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития»;

  • учебного плана школы;

  • рабочих программ по предметам для 9 класса (вариант 2).

Программа включает следующие разделы:

  • Язык и речевая практика

  • Математика

  • Окружающий мир

  • Искусство

  • Физическая культура

  • Технологии

  • Коррекционно-развивающие занятия

  • Коррекционные курсы

Обоснование выбора данной программы

Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).

 Данная учебная программа составлена для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, основанной на развитии личности и соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, необходимым для социализации его жизни в обществе путём формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.

Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.


Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы, соот­ветствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной умственной отсталостью.

Основные цели и задачи коррекционного обучения:

1 Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступ­ных видов деятельности.

3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.

4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.

5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

6.Бытовая ориентация и социальная адаптация как итог всей работы.

Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

  • практические упражнения;

  • упражнения с картинками;

  • «письменные» упражнения.

Виды деятельности учащегося на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

аппликация, резание;

- обводка, письмо цифр, письмо букв и их элементов.

Сроки освоения образовательной программы: 1 год.

4.2. Базовые учебные действия

Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

  2. Формирование учебного поведения:

          • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

          • Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

          • Использование по назначению учебных материалов;

          • Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

  1. Формирование умения выполнять задание:

          • В течение определенного периода времени,

          • От начала до конца,

          • С заданными качественными параметрами.

  1. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых, индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.



4.3. Планируемые результаты освоения СИПР

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.

  • Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.).

  1. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации и в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

  • Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

4) Развитие предпосылок к письму, обучение письму.

  • Начальные навыки письма.


Математика

Математические представления

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые) пространственные, временные представления.

-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

- Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

  1. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

- Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

- Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

- Умение обозначать арифметические действия знаками.

  1. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

- Умение пользоваться мерками и измерительными приборами для определения длины.

- Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

- Умение различать части суток, соотносить действие с временем и промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время суток, соотносить время с началом и концом деятельности.

Окружающий мир

Окружающий природный мир

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

- Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

- Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы и др.).

- Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

- Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

- Интерес к объектам живой природы.

- Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.).

- Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

- Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3) Элементарные представления о течении времени.

- Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

- Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т. д.

Домоводство

  • Знакомство с явлениями социальной жизни (быт, человек и его деятельность).

  • Формирование представлений о ведении домашнего хозяйства, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними.

  • Формирование умения обслуживать себя.

  • Формирование представлений о бытовой и досуговой деятельности.

  • Формирование умения следить за своим внешним видом

Привлечение внимания обучающихся к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафчике, разложенную на стуле и т. п.).

  • Примерный перечень игр «Подберем куклам одежду». Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек. Оборудование: две куклы — кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли. Ход игры: Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой — Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво. Также в процессе этой игры используются дидактические кубики "одежда».

  • Формирование логической последовательности определённых действий.

Окружающий социальный мир

1) Представления о мире, созданном руками человека.

Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение находить друзей на основе личных симпатий.

· Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

· Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

5) Представление о стране проживания - России.

· Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

· Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

· Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.


Физическая культура

Адаптивная физкультура

1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

  • Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).

  • Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.

  • Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.

  • Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

  • Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры.

  • Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, физическая подготовка.

  • Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др.

Технологии

Профильный труд

  • Развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности.

  • Получение элементарных сведений о труде в жизни человека.

  • Формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.

  • Формирование интереса к разнообразным видам труда.

  • Формирование элементарных знаний о некоторых поделочных материалах, их свойствах, применении.

  • Обучение элементарным практическим приемам.

  • Развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу с помощью учителя.

  • Жизненные компетенции: обучающийся овладевает умением наблюдать за собственными действиями в процессе совместного выполнения работы («рука в руке»), демонстрирует готовность к совместным действиям со взрослым: принимает помощь взрослого, разрешает дотрагиваться до своих рук, принимает поглаживание по голове, выполняет с взрослым совместные действия, откликается на свое имя, узнает себя в зеркале.


Коррекционно-развивающие занятия

  • выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя по возможности;

  • использовать предметно-практическую деятельность (рисова­ние, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);

  • обводить по точкам и пунктирным линиям, дорисовывать части изображения;

  • рисовать простые эстампы (с помощью педагога);

  • рисовать контурные линии, штрихи, пя­тна (черно-белые и цветные) на листе бумаги, различной по фак­туре сыпучей поверхности (манки, светлого песка);

  • рисовать, изображения по трафа­ретам;

  • подражать действиям учителя, повторять за учителем производимые действия.


Сенсорное развитие

  • Развитие на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

  • Коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у обучающихся полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, основных средств предметов, их положение в пространстве.

  • Развитие пространственно-временных ориентировок.

  • Развитие слухо-голосовых координаций.

  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.

  • Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации.

  • Развитие точности и целенаправленности движений и действий.

Предметно-практические действия

  • Развитие произвольных целенаправленных действий.

  • Развитие умения фиксировать взгляд на деятельности.

  • Развитие умения выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции.

  • Развитие умения обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции.

  • Развитие умения захватывать предмет и удерживать его достаточное время.

  • Формирование интереса к игрушкам и изучаемым предметам.

  • Развитие двигательной активности.

  • Развитие мелкой моторики и координации движений.

  • Развитие зрительного и слухового внимания.

Двигательное развитие


  • мотивация двигательной активности;

  • поддержка и развитие имеющихся движений;

  • расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;

  • освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);

  • формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;

  • обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.



Альтернативная коммуникация

  • освоение доступных средств невербальной коммуникации:

взгляд, мимика, жест, предмет;

  • освоение технических коммуникативных устройств, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.


5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Учитель-дефектолог, учитель технологии, учитель физической культуры.


6. Программа сотрудничества с законными представителями обучающегося.

Программа сотрудничества с законными представителями направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, путем организации проведения различных мероприятий:

Задачи:

  • повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

  • обеспечение единства требований к обучающемуся;

  • обеспечение участия опекуна в разработке и реализации СИПР;

  • организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.

Мероприятия:

1.Индивидуальные консультации со специалистами.

2.Договор о сотрудничестве (образовании) между официальным представителем и школой.

3.Привлечение официальных представителей к участию в разработке СИПР в интересах ребенка.

4.Посещение уроков/занятий в школе по предварительной договорённости с учителем специалистами и администрацией школы.

5.Ежедневное консультирование официальных представителей по возникающим у них вопросам, связанным с обучением их ребёнка в школе.

6.Ведение, при необходимости, дневника наблюдений за учащимся с ежедневными краткими записями.

7.Информирование электронными средствами.

8.Личные встречи, беседы.

9.Просмотр и обсуждение видео- фото записей с ребенком.

10.Проведение открытых уроков/занятий.

11.Привлечение официальных представителей к планированию

воспитательных мероприятий и их непосредственному участию в некоторых из них.

12.Ежегодный итоговый отчёт о проделанной работе учителя, в том числе о достижениях обучающегося.

7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

    • специально подобранные предметы,

    • графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),

    • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),

    • планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.

Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:

    • предметов различной формы, величины, цвета,

    • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,

    • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

    • программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,

    • калькуляторов и других средств.

Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области

«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим природным миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, теплицы, живые уголки, контактные зоопарки, сенсорный сад и другие объекты, расположенные как в здании образовательной организации, так и на прилегающей к образовательной организации территории, а также картинки с изображением животных и растений, схемы и плакаты о временах года, времени суток, наборы муляжей.

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Домоводство» предусматривает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы. Оборудование: кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), индивидуальные зеркала.

Способствовать осмыслению социального опыта на уроках по предмету «Окружающий социальный мир» помогут карточки с изображениями различных типов домов, комнат по назначению, мебели, посуды и кухонного инвентаря, различных видов транспорта, дорожных знаков, а также игрушки, модели, уменьшенные копии вышеуказанных предметов окружающей действительности. Для занятий понадобится подборка образовательных мультфильмов по темам предмета, наличие проекционного оборудования для их демонстрации. А также необходимо организовать возможность посещения ребёнком с ОВЗ различных тематических выставок, музеев быта, объектов социального назначения с целью расширения опыта ребёнка и его социализации в обществе.

Для реализации задач по предметной области «Искусство» в рамках учебного предмета «Музыка и движение» необходим разнообразный дидактический материал: изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) музыкальных инструментов; демонстрационный материал: платки, флажки, ленты, а также игрушки-куклы, игрушки -животные и др. Музыкальные инструменты: бубны, бубенцы, ложки, палочки, колокольчики. Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи.

Для реализации задач по предметной области «Физическая культура» в рамках учебного предмета «Адаптивная физкультура» предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное оборудование, включая тренажеры, специальные велосипеды, инвентарь для спортивных игр, дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон, лыжи, лыжные палки, лыжные костюмы, 2-х- и 3-х- колесные велосипеды, самокаты, рюкзаки, туристические коврики, палатки, спальные мешки, наборы походной посуды, кольца; технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания.

Материально-техническое обеспечение образовательной области и предметов по профильному труду включает дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы) народных промыслов, презентации и др.; расходные материалы для труда: клей, бумага, карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые, для ткани), линейки и различные мерки, бумага разных размеров, плотности, формата, фактуры; ножницы.

Коррекционно-развивающие занятия, Сенсорное развитие, Предметно-практические действия подразумевают развитие мелкой и крупной моторики, координации движений и ориентировки в пространстве у обучающегося. На занятиях необходимо иметь: мелкие игрушки, куклы, мячи, мячи массажные, наборы матрёшек, кубиков, различные сосуды для переливания жидкости, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, погремушки и т.п.) бельевые прищепки, большие кисти, губки, краски, цветные карандаши, материалы для лепки, карточки с изображением предметов окружающей действительности для дидактических игр, наборы, аппаратуру для возможности музыкального сопровождения коррекционного процесса.

Техническое оснащение курса «Двигательное развитие» включает: технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.), подъемники и др.

Оснащение курса «Альтернативная коммуникация» включает: демонстрационные карточки по темам, мозаика, конструкторы, куклы, дидактические игрушки, наборы для сюжетно-ролевых игр, графические средства для альтернативной коммуникации, книги с иллюстрациями сказок, настольно-печатные игры.



8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Условные обозначения

Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль за усвоением программного материала учащимся в течение учебного года.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты:

Бальная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно)

«не узнает объект».


Законный представитель: __________ /

Учитель: __________/