областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №39»
Рассмотрено и одобрено Утверждена
на ПМП консилиуме на педагогическом совете
филиала ОГКОУШ №39 филиала ОГКОУШ №39
протокол №____от__________ Протокол №_____от__________
__________. Директор __________
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
2020-2021 учебный год
на учащегося 9б класса
Срок реализации: 1 год.
Ульяновск, 2020 год
Структура СИПР
Общие сведения о ребёнке.
Психолого-педагогическая характеристика.
Индивидуальный учебный план.
4.Содержание образования.
4.1. Пояснительная записка.
4.2. Базовые учебные действия.
4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.
5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
6.Перечень задач, форм мероприятий сотрудничества с семьёй обучающегося.
7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
9. Приложения.
1. Общие сведения о ребёнке
ФИО ребенка:
Возраст ребенка:
Место жительства:
Родители (лица их заменяющие): опекун
Год поступления в ОГКОУШ № 39:
Класс обучения: 9
Группа (особые потребности):
2. Психолого-педагогическая характеристика
Приоритетные образовательные предметы и коррекционные курсы:
1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.
3. Окружающий природный мир.
4. Домоводство.
5. Окружающий социальный мир.
6. Музыка и движение.
7. Адаптивная физкультура.
8. Профильный труд.
9. Коррекционно-развивающие занятия.
10. Сенсорное развитие.
11. Предметно-практические действия.
12. Двигательное развитие.
13. Альтернативная коммуникация.
Индивидуальный учебный план на 2020 – 2021 учебный год
Образовательные области | Учебные предметы | Индивидуальные занятия Количество часов в неделю / год |
1.Обязательная часть |
1. Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 2 | 70 |
2. Математика | Математические представления | 2 | 70 |
3. Окружающий мир | Окружающий природный мир | 2 | 70 |
Домоводство | 5 | 175 |
Окружающий социальный мир | 3 | 105 |
4.Искусство | Музыка и движение | 2 | 70 |
5.Физическая культура | Адаптивная физкультура | 2 | 70 |
6.Технологии | Профильный труд | 5 | 175 |
7.Корреционно-развивающие занятия | 2 | 70 |
Итого: | 25 | 875 |
2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
6.Коррекционные курсы | Сенсорное развитие | 2 | 70 |
Предметно-практические действия | 2 | 70 |
Двигательное развитие | 2 | 70 |
Альтернативная коммуникация | 2 | 70 |
Итого: | 8 | 280 |
Расписание занятий
| ПОНЕДЕЛЬНИК | ВТОРНИК | СРЕДА | ЧЕТВЕРГ | ПЯТНИЦА |
1. | Окружающий социальный мир | Окружающий природный мир | Домоводство | Окружающий природный мир | Домоводство |
2. | Математические представления | Адаптивная физкультура | Математические представления | Адаптивная физкультура | Речь и альтернативная коммуникация |
3. | Домоводство | Речь и альтернативная коммуникация | Профильный труд | Домоводство | Окружающий социальный мир |
4. | Музыка и движение | Профильный труд | Окружающий социальный мир | Профильный труд | Музыка и движение |
5. | Профильный труд | Домоводство | Альтернативная коммуникация | Коррекционно-развивающие занятия | Профильный труд |
6. | Двигательное развитие | Коррекционно-развивающие занятия | Сенсорное развитие | Предметно-практические действия | Сенсорное развитие |
7. | Альтернативная коммуникация | Предметно-практические действия | Двигательное развитие | | |
4. Содержание образования
4.1. Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:
ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599; «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития»;
учебного плана школы;
рабочих программ по предметам для 9 класса (вариант 2).
Программа включает следующие разделы:
Обоснование выбора данной программы
Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).
Данная учебная программа составлена для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, основанной на развитии личности и соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, необходимым для социализации его жизни в обществе путём формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.
Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.
Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы, соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной умственной отсталостью.
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1 Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.
4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
6.Бытовая ориентация и социальная адаптация как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
практические упражнения;
упражнения с картинками;
«письменные» упражнения.
Виды деятельности учащегося на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,
аппликация, резание;
- обводка, письмо цифр, письмо букв и их элементов.
Сроки освоения образовательной программы: 1 год.
4.2. Базовые учебные действия
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
Использование по назначению учебных материалов;
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Формирование умения выполнять задание:
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых, индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
4.3. Планируемые результаты освоения СИПР
Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.
Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.).
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации и в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;
Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
4) Развитие предпосылок к письму, обучение письму.
Математика
Математические представления
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые) пространственные, временные представления.
-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
- Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
- Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
- Умение обозначать арифметические действия знаками.
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
- Умение пользоваться мерками и измерительными приборами для определения длины.
- Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
- Умение различать части суток, соотносить действие с временем и промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время суток, соотносить время с началом и концом деятельности.
Окружающий мир
Окружающий природный мир
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
- Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
- Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы и др.).
- Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
- Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
- Интерес к объектам живой природы.
- Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.).
- Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
- Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
- Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
- Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т. д.
Домоводство
Знакомство с явлениями социальной жизни (быт, человек и его деятельность).
Формирование представлений о ведении домашнего хозяйства, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними.
Формирование умения обслуживать себя.
Формирование представлений о бытовой и досуговой деятельности.
Формирование умения следить за своим внешним видом
Привлечение внимания обучающихся к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафчике, разложенную на стуле и т. п.).
Примерный перечень игр «Подберем куклам одежду». Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек. Оборудование: две куклы — кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли. Ход игры: Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой — Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво. Также в процессе этой игры используются дидактические кубики "одежда».
Формирование логической последовательности определённых действий.
Окружающий социальный мир
1) Представления о мире, созданном руками человека.
Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение находить друзей на основе личных симпатий.
· Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
5) Представление о стране проживания - России.
· Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
· Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
· Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Физическая культура
Адаптивная физкультура
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры.
Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, физическая подготовка.
Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др.
Технологии
Профильный труд
Развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности.
Получение элементарных сведений о труде в жизни человека.
Формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.
Формирование интереса к разнообразным видам труда.
Формирование элементарных знаний о некоторых поделочных материалах, их свойствах, применении.
Обучение элементарным практическим приемам.
Развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу с помощью учителя.
Жизненные компетенции: обучающийся овладевает умением наблюдать за собственными действиями в процессе совместного выполнения работы («рука в руке»), демонстрирует готовность к совместным действиям со взрослым: принимает помощь взрослого, разрешает дотрагиваться до своих рук, принимает поглаживание по голове, выполняет с взрослым совместные действия, откликается на свое имя, узнает себя в зеркале.
Коррекционно-развивающие занятия
выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя по возможности;
использовать предметно-практическую деятельность (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);
обводить по точкам и пунктирным линиям, дорисовывать части изображения;
рисовать простые эстампы (с помощью педагога);
рисовать контурные линии, штрихи, пятна (черно-белые и цветные) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка);
рисовать, изображения по трафаретам;
подражать действиям учителя, повторять за учителем производимые действия.
Сенсорное развитие
Развитие на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
Коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у обучающихся полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, основных средств предметов, их положение в пространстве.
Развитие пространственно-временных ориентировок.
Развитие слухо-голосовых координаций.
Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.
Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации.
Развитие точности и целенаправленности движений и действий.
Предметно-практические действия
Развитие произвольных целенаправленных действий.
Развитие умения фиксировать взгляд на деятельности.
Развитие умения выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции.
Развитие умения обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции.
Развитие умения захватывать предмет и удерживать его достаточное время.
Формирование интереса к игрушкам и изучаемым предметам.
Развитие двигательной активности.
Развитие мелкой моторики и координации движений.
Развитие зрительного и слухового внимания.
Двигательное развитие
поддержка и развитие имеющихся движений;
расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;
освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;
обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.
Альтернативная коммуникация
взгляд, мимика, жест, предмет;
освоение технических коммуникативных устройств, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.
5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель-дефектолог, учитель технологии, учитель физической культуры.
6. Программа сотрудничества с законными представителями обучающегося.
Программа сотрудничества с законными представителями направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, путем организации проведения различных мероприятий:
Задачи:
повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
обеспечение единства требований к обучающемуся;
обеспечение участия опекуна в разработке и реализации СИПР;
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.
Мероприятия:
1.Индивидуальные консультации со специалистами.
2.Договор о сотрудничестве (образовании) между официальным представителем и школой.
3.Привлечение официальных представителей к участию в разработке СИПР в интересах ребенка.
4.Посещение уроков/занятий в школе по предварительной договорённости с учителем специалистами и администрацией школы.
5.Ежедневное консультирование официальных представителей по возникающим у них вопросам, связанным с обучением их ребёнка в школе.
6.Ведение, при необходимости, дневника наблюдений за учащимся с ежедневными краткими записями.
7.Информирование электронными средствами.
8.Личные встречи, беседы.
9.Просмотр и обсуждение видео- фото записей с ребенком.
10.Проведение открытых уроков/занятий.
11.Привлечение официальных представителей к планированию
воспитательных мероприятий и их непосредственному участию в некоторых из них.
12.Ежегодный итоговый отчёт о проделанной работе учителя, в том числе о достижениях обучающегося.
7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
специально подобранные предметы,
графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.
Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
предметов различной формы, величины, цвета,
изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,
оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,
калькуляторов и других средств.
Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области
«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим природным миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, теплицы, живые уголки, контактные зоопарки, сенсорный сад и другие объекты, расположенные как в здании образовательной организации, так и на прилегающей к образовательной организации территории, а также картинки с изображением животных и растений, схемы и плакаты о временах года, времени суток, наборы муляжей.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Домоводство» предусматривает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы. Оборудование: кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), индивидуальные зеркала.
Способствовать осмыслению социального опыта на уроках по предмету «Окружающий социальный мир» помогут карточки с изображениями различных типов домов, комнат по назначению, мебели, посуды и кухонного инвентаря, различных видов транспорта, дорожных знаков, а также игрушки, модели, уменьшенные копии вышеуказанных предметов окружающей действительности. Для занятий понадобится подборка образовательных мультфильмов по темам предмета, наличие проекционного оборудования для их демонстрации. А также необходимо организовать возможность посещения ребёнком с ОВЗ различных тематических выставок, музеев быта, объектов социального назначения с целью расширения опыта ребёнка и его социализации в обществе.
Для реализации задач по предметной области «Искусство» в рамках учебного предмета «Музыка и движение» необходим разнообразный дидактический материал: изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) музыкальных инструментов; демонстрационный материал: платки, флажки, ленты, а также игрушки-куклы, игрушки -животные и др. Музыкальные инструменты: бубны, бубенцы, ложки, палочки, колокольчики. Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи.
Для реализации задач по предметной области «Физическая культура» в рамках учебного предмета «Адаптивная физкультура» предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное оборудование, включая тренажеры, специальные велосипеды, инвентарь для спортивных игр, дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон, лыжи, лыжные палки, лыжные костюмы, 2-х- и 3-х- колесные велосипеды, самокаты, рюкзаки, туристические коврики, палатки, спальные мешки, наборы походной посуды, кольца; технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания.
Материально-техническое обеспечение образовательной области и предметов по профильному труду включает дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы) народных промыслов, презентации и др.; расходные материалы для труда: клей, бумага, карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые, для ткани), линейки и различные мерки, бумага разных размеров, плотности, формата, фактуры; ножницы.
Коррекционно-развивающие занятия, Сенсорное развитие, Предметно-практические действия подразумевают развитие мелкой и крупной моторики, координации движений и ориентировки в пространстве у обучающегося. На занятиях необходимо иметь: мелкие игрушки, куклы, мячи, мячи массажные, наборы матрёшек, кубиков, различные сосуды для переливания жидкости, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, погремушки и т.п.) бельевые прищепки, большие кисти, губки, краски, цветные карандаши, материалы для лепки, карточки с изображением предметов окружающей действительности для дидактических игр, наборы, аппаратуру для возможности музыкального сопровождения коррекционного процесса.
Техническое оснащение курса «Двигательное развитие» включает: технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.), подъемники и др.
Оснащение курса «Альтернативная коммуникация» включает: демонстрационные карточки по темам, мозаика, конструкторы, куклы, дидактические игрушки, наборы для сюжетно-ролевых игр, графические средства для альтернативной коммуникации, книги с иллюстрациями сказок, настольно-печатные игры.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Условные обозначения
Цель:
1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль за усвоением программного материала учащимся в течение учебного года.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты:
Бальная система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно)
«не узнает объект».
Законный представитель: __________ /
Учитель: __________/