Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Богородская школа №8»
Специфика организации образовательной деятельности детей с умеренной и глубокой степенью умственной отсталости
Учитель-дефектолог Моисеенко Е.Л.
Актуальность
«Каждый человек имеет право на образование»
- Конституция Российской Федерации ст.43
- Закон «Об образовании» ст.5
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости – социальная адаптация и приспособление к условиям жизни
- Специальные принципы организации образовательного процесса:
- социальная направленность;
- практическая направленность;
- деятельностный поход;
- эмоциональность среды;
- индивидуальная комфортность
Особен-ности учащихся
развития
Сложные формы ДЦП, зависят от помощи взрослых
коммуни-кации
Общение затруднено из-за органического поражения речевого аппарата
«Полевое», агрессивное поведение, стереотипии
обучения
Овладение основами счета, письма. Выполнение захвата, удержания предмета, движений шеи и головы
Замедленный темп деятельности, несогласованность движений
Контакт отсутствует или возникает физическое обращение за помощью
Владеют элементарной речью или используют жесты, изображения, вокализации
Нет интереса к деятельности окружающих. Агрессия, самоагрессия. Затруднено обучение в классе.
Выполнение отдельных операций, входящих в состав предметных действий
Структура СИПР
1
Индивидуальные сведения о ребенке
2
Характеристика обучающегося
3
Индивидуальный учебный план
4
5
Условия реализации потребности в уходе
Содержание образования
6
Специалисты, реализующие СИПР
7
Программа сотрудничества с семьей
8
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
9
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Содержание образования:
1
Речь и альтернативная коммуникация
2
Математические представления
3
Окружающий природный мир
4
Окружающий социальный мир
5
Человек
6
Двигательное развитие
7
Предметно-практическая деятельность
8
Изобразительная деятельность
9
Сенсорное развитие
Речь и альтернативная коммуникация
- Установление зрительного контакта
- Приветствие собеседника (прощание)
- Различение по именам членов семьи
- Понимание слов, обозначающих предмет
- Называние своего имени
Занятие по
альтернативной
коммуникации
Математические представления
- Нахождение одинаковых/разных предметов по форме, величине
- Знакомство с геометрическими фигурами
- Перемещение в пространстве комнаты
- Узнавание простых погодных явлений
Занятие по
формированию
представлений о величине
Занятие по
формированию
пространственной
ориентации
Окружающий социальный/природный мир. Человек
- Узнавание фруктов, овощей
- Узнавание домашних животных
- Узнавание явлений природы
- Узнавание продуктов питания
- Узнавание предметов быта
- Узнавание транспорта
Занятие по формированию представлений о предметах мебели
Предметно-практическая деятельность Сенсорное развитие
Занятия по
формированию
умений
действовать
с материалами и
предметами
Занятия по
формированию
сенсорных
эталонов
Программа сотрудничества с семьей
- Повышение осведомленности родителей об особенностях развития ребенка
- Участие родителей в разработке и реализации СИПР
- Регулярный обмен информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР
- Участие родителей во внеурочных мероприятиях
«Социальное воспитание глубоко отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания»
Л.С.Выготский
Используемая литература
- Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития – М. АРКТИ, 2006
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью – М. Издательский центр «Академия», 2003
- Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. – 2000 №1
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)