Спецификация
итоговой работы для учащихся 2 класса по русскому языку
за 2017 – 2018 учебный год
1. Назначение КИМ – установить уровень усвоения учащимися 2 класса Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ "Боевая СОШ" по русскому языку.
Формой проведения промежуточной (годовой) аттестацией по предмету «Русский язык» во 2 классе является диктант с грамматическим заданием.
Результаты промежуточной (годовой) аттестации учитываются при выставлении годовой отметки по предмету «Русский язык».
Промежуточная (годовая) аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 58 «Промежуточная аттестация обучающихся»
2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Содержание работы по русскому языку определяет Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г), основная образовательная программа начального общего образования МБОУ "Боевая СОШ" ( приказ № 24 от 30.06.2016 "Об утверждении основных образовательных программ начального и основного общего образования, учебного плана, программно-методического обеспечения и календарного учебного графика на 2017-2018 учебный год") и содержание учебников и учебных пособий, используемых в МБОУ "Боевая СОШ".
Контрольно-измерительные материалы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. Содержание диктанта охватывает основное содержание курса русского языка за 2 класс, важнейшие его темы, наиболее значимый и однозначно трактуемый в них материал.
3. Структура КИМ
Контрольная работа по русскому языку состоит из двух частей:
Часть 1 представляет собой диктант объемом 40 слов, который выполняется одновременно всеми учащимися класса. Тематика диктанта соответствует возрасту учащихся 2 класса. Текст включает слова, написание которых позволит проверить и оценить уровень сформированности навыков грамотного письма. Орфограммы и правила постановки знаков препинания, встречающихся в тексте, определяются программой по русскому языку во 2 классе. Все слова с неизученными орфограммами выписываются учителем на доску.
Часть 2 представляет собой грамматические задания к диктанту, составленные на основе планируемых результатов блока «Обучающийся научится». Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать состояние базовой подготовки учащегося.
4. Проверяемые элементы содержания.
Код раздела | Код контролируемого элемента содержания | Элементы содержания |
1. | | Фонетика |
| 1.1 | Звуки и буквы |
| 1.2 | Слог |
| 1.3 | Ударение |
2. | | Лексика. Морфология |
| 2.1 | Слово как единство звучания (написания) и значения |
| 2.2 | Слова с предметным знанием – имена существительные |
| 2.3 | Слова, называющие признаки – имена прилагательные |
| 2.4 | Слова, обозначающие действия - глаголы |
3. | | Пунктуация. Орфография. |
| 3.1 | Предложение |
| 3.2 | Знаки препинания в конце предложений |
| 3.3 | Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных |
| 3.4 | Правописание проверяемой безударной гласной в корне |
| 3.5 | Правописание непроверяемой безударной гласной |
| 3.6 | Правописание предлогов со словами |
| 3.7 | Правописание парного согласного по глухости- звонкости |
| 3.8 | Правописание разделительного ь и ь - показателя мягкости |
| 3.9 | Правописание гласных после шипящих |
| 3.10 | Перенос слов |
4. | | Синтаксис |
| 4.1 | Грамматическая основа предложения |
5. Проверяемые умения
Код | Предметные |
Фонетика. Звуки и буквы. |
1.1 | Умение обозначать звуки на письме. Различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие |
1.2 | Умение делить слово на слоги, определять количество звуков и букв |
1.3 | Умение ставить ударение, находить ударный и безударные гласные звуки в слове |
1.4 | Умение правильно переносить слова |
| Лексика. Морфология. |
2.1 | Умение осознавать слово как единство звучания и значения. |
2.2 | Знание понятия «имя существительное»; умение распознавать признаки имени существительного |
2.3 | Знание понятия «имя прилагательное»; умение распознавать признаки имени прилагательного |
2.4 | Знание понятие «глагол»; умение распознавать признаки глагола |
| Орфография. Пунктуация. |
3.1 | Умение правильно оформлять предложения на письме |
3.2 | Уметь по интонации распознавать знак в конце предложения. |
3.3 | Умение писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных |
3.4 | Умение проверять и писать слова с безударной гласной в корне слова |
3.5 | Умение писать слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова |
3.6 | Умение правильно оформлять на письме предлоги не слова |
3.7 | Умение проверять и писать слова с парным согласным по глухости - звонкости в корне |
3.8 | Умение писать разделительный ь знак и ь знак показатель мягкости |
3.9 | Умение правильно писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, чк-чн |
3.10 | Проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки |
| Синтаксис |
4.1 | Умение определять грамматическую основу предложения |
Код | Метапредметные |
1.1 | Принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения |
1.2 | Понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом |
1.3 | Анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей |
1.4 | Осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку |
1.5 | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
1.6 | Владеть рядом общих способов проверки орфограмм |
1.7 | Оценивать правильность выполнения учебной задачи |
6. Распределение заданий по уровням сложности
Используются следующие условные обозначения:
1) Уровни сложности заданий: Б – базовый.
2) Тип задания: ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом
№. | Вид работы | Проверяемые умения | Уровень сложности |
1. | Письмо под диктовку | Оформление предложения | Б |
2. | Пропуск, замена и перестановка букв | Б |
3. | Перенос слов | Б |
4. | Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу | Б |
5 | Правописание Ь-показателя мягкости | Б |
6. | Правописание парных согласных по звонкости глухости | Б |
7. | Правописание безударных гласных, проверяемых ударением | Б |
8. | Непроверяемые написания | Б |
9. | Правописание разделительного Ь | Б |
10. | Правописание предлогов | Б |
№. | Вид работы | Проверяемые умения | Уровень сложности | Тип задания |
1. | Выполнение грамматического задания | Определять грамматическую основу предложения | Б | ВО |
2. | Определять части речи в предложении | Б | КО |
3. | Делить слова на слоги, определять количество звуков и букв | Б | КО |
7. Время выполнения и условия проведения работы
На выполнение контрольной работы отводится 45 минут. Это время включает в себя прочтение диктанта учителем вслух, запись под диктовку текста диктанта учащимися, проверку написания диктанта, выполнение заданий и осуществление самопроверки всей контрольной работы. Дополнительные материалы и оборудование не используются.
8. План варианта КИМ
План первой части контрольной работы
Орфограмма./ Правило постановки знаков препинания. | Количество орфограмм | Перечень слов |
1.Заглавная буква в начале каждого предложения. | 8 | |
2.Знаки препинания в конце предложения. | 8 | |
3.Сочетания жи - ши, ча – ща | 1 | ожила |
4. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. | 1 | Ольга |
5. Мягкий знак- разделительный. | 1 | Дарья |
6. Большая буква в именах собственных. | 3 | Ольга, Дарья, Антон |
7. Перенос слов. | Определяется индивидуально в соответствии с записью текста | |
8. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова | 5 | Травка, огород, лук, укроп, грядка |
9 Безударные гласные, проверяемые ударением | 3 | Земля, посадили, носил |
План второй части контрольной работы
№ задания | Правильный ответ | Максимальный балл за выполнение задания |
1 вариант | 2 вариант |
1. | От тёплых лучей ожила земля. | На огороде Ольга и Дарья посадили лук и укроп. | 2 |
2. | Тёплых- прил.,лучей – сущ., ожила- гл.,земля – сущ. | Огороде-сущ., Ольга- сущ., Дарья- сущ., посадили- гл., лук- сущ., укроп- сущ. | 2 |
3. | Польза- 2 слога, 6 б,5 зв. Еда- 2 слога, 3б, 4 зв. | Кольцо-2 слога, 6 б, 5 зв. Яма - 2 слога, 3б, 4 зв. | 2 |
9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Оценка выполнения учащимися итогового диктанта строится по принципу «не справился», «справился на базовом уровне», «справился на повышенном уровне», «справился на высоком уровне».
«Справился на высоком уровне» - учащийся не допустил ни одной ошибки.
«Справился на повышенном уровне» – учащийся допустил не более 2 ошибок (включая повторяющуюся ошибку на одно и то же правило).
«Справился на базовом уровне» - учащийся допустил не более 5 ошибок (включая повторяющуюся ошибку на одно и то же правило).
«Не справился» - учащийся допустил более 5 ошибок
При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:
Исправления, допущенные учеником, не учитываются и не влияют на оценку работы.
Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияет на оценку выполнения итогового диктанта.
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку.
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки.
Ошибкой считается:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Критерии оценивания грамматического задания
Задание № 1. 2 балла – задание выполнено верно
1 балл – указан один из главных членов предложения
0 баллов – задание не выполнено или неверно найдены главные
члены предложения
Задание № 2. 2 балла – задание выполнено верно (обозначены все изученные
части речи)
1 балл – не все части речи обозначены
или допущены ошибки при обозначении
0 баллов – задание не выполнено или допущено более
трёх ошибок
Задание № 3. 2 балла – задание выполнено верно
1 балл – задание выполнено частично (определено количество
слогов, букв, звуков в одном из слов)
0 баллов – задание не выполнено
Оценка выполнения грамматических заданий:
6 баллов – высокий уровень выполнения
5 баллов – повышенный уровень выполнения
4-3 балла – базовый уровень выполнения
2 балла и менее – низкий уровень выполнения
Оценка выполнения итоговой работы в целом
Уровень выполнения работы | Диктант | Задания |
Высокий | без ошибок | 6 баллов |
Повышенный | 1 – 2 ошибки | 5 баллов |
Базовый | 3 – 5 ошибок | 4 – 3 балла |
Низкий | более 5 ошибок | 2 - 0 баллов |
Высокий уровень выполнения работы - учащиеся, достигшие как базового, так и высокого уровня подготовки.
Повышенный уровень выполнения работы - учащиеся, достигшие уровня базовой подготовки, но превышающие его.
Базовый уровень выполнения работы - учащиеся, достигшие базового уровня подготовки.
Низкий уровень выполнения работы – учащиеся группы риска.
10. Условия проведения (требования к специалистам)
Контрольная работа проводится учителем в присутствии ассистента. Грамматическое задание записано на доске.
Контрольно-измерительный материал
русскому языку для 2 класса
Диктант
Наш огород.
От тёплых лучей ожила земля. Вот видна первая травка.
У дома наш огород. На огороде Ольга и Дарья посадили лук и укроп. Эта грядка для салата и репы. Все работали дружно. Им помогал маленький Антон. Он носил в ведёрке воду.
Слова для справок: ожила, дружно, помогал, маленький
Грамматическое задание:
На выполнение грамматического задания отводится 10 минут. Ответы к заданиям записывайте после диктанта. Перед записью ответов отступите 1 строчку вниз. Внимательно читайте задания. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха!
Грамматические задания:
1. Подчеркни грамматическую основу:
1 вариант- в 1 предложении
2 вариант- в 4 предложении
2. Обозначь части речи в этих предложениях.
3.Определи количество слогов, звуков и букв в словах:
1 вариант- польза, еда
2 вариант – кольцо, яма