СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спортивные игры в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях специализированного учреждения  для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) педагогическая деятельность должна быть направлена как на исправление речевых недостатков, так и на укрепление здоровья, развитие психофизических функций и интеллектуальных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Спортивные игры в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Горбунова И.В.


В условиях специализированного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) педагогическая деятельность должна быть направлена как на исправление речевых недостатков, так и на укрепление здоровья, развитие психофизических функций и интеллектуальных способностей.

При правильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов. Поэтому физическое воспитание в специализированном образовательном учреждении– самая важная часть общей системы воспитания и обучения детей с нарушенным речевым развитием.

Подвижная игра «Перелет птиц».

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу педагога, учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

На одном конце площадки или зала находятся дети — они птицы. На другом конце зала — пособия, на которые можно «залететь» (гимнастические скамейки, кубы и т.д.),— это деревья.

По сигналу педагога: «Птицы улетают!» — дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; на следующий сигнал: «Буря!» — бегут к возвышениям и прячутся там. Когда педагог произнесет: Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу («птицы продолжают свой полет»). Во время игры педагог в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске.

Подвижная игра «Перелет птиц».


Подвижная игра «Перелет птиц».


Подвижная игра «Выше ножки от земли».

Задачи: Учить соблюдать правила игры, реагировать на сигнал, упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Выбирается ловишка, который вместе с детьми бегает по всему залу (площадке). Как только педагог произнесет: «Лови!» все убегают от ловишки и взбираются на предметы (скамейки, кубы, и т. д.). Ловишка старается осалить убегающих. Дети, до которых ловишка дотронулся, отходят в сторону. По окончании подсчитывают количество пойманных и выбирают ловишку. Игра возобновляется.

Подвижная игра «Выше ножки от земли».


Подвижная игра «Гуси-лебеди»

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

На одном краю зала или площадки обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором живет волк, остальное место — луг. Выбираются дети, исполняющие роль волка и пастуха, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.

Пастух: Гуси, гуси!

Гуси (останавливаются и отвечают хором: Га, га, га!

Пастух: Есть хотите?

Гуси: да, да, да!

Пастух: Так летите!

Гуси: Нам нельзя:

          Серый волк под горой

          Не пускает нас домой.

Пастух: Так летите, как хотите,

                  Только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья (расставив в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (запятнать). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойманных волком гусей. Затем выбираются новые волк и пастух. Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра «Гуси-лебеди»


Подвижная игра «Пожарные на учении».

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

 Дети строятся в три- четыре колонны лицом к гимнастической стенке — это пожарные.

Первые в колоннах стоят перед чертой (исходная линия) на расстоянии 4—5 м от гимнастической стенки. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте (на рейке) подвешиваются колокольчики. По сигналу педагога (удар в бубен или на слово «Марш!») дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонне и встают в ее конец. Воспитатель отмечает того, кто быстрее всех выполнил задание.

Потом снова дается сигнал и бежит следующая группа детей и т. д. В конце игры воспитатель отмечает ту колонну, дети которой быстрее справились с заданием, т. е. ловко забрались и позвонили в колокольчик. При лазанье по гимнастической стенке обращается внимание на то, чтобы дети не пропускали реек и не спрыгивали, а сходили с последней рейки гимнастической стенки.

При проведении данной игры воспитатель осуществляет страховку детей.         


 Подвижная игра «Хитрая лиса».

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры, развивать ловкость, внимание, быстроту реакции

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим — хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза (с небольшим интервалом) спрашивают (сначала тихо, а потом громче): «Хитрая лиса, где ты?» После третьего раза играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает на середину круга, поднимает вверх руку и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). После того как лиса поймает и отведет к себе в дом 2—3 детей, воспитатель произносит: «В круг!» — и игра возобновляется.

Если лиса долго не может никого поймать, то выбирают другого водящего.


Подвижная игра «Медведи и пчелы».

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Играющие делятся на две равные команды: одна — пчелы, другая — медведи.

На одной стороне зала находится улей, а на противоположной — луг. В стороне располагается берлога медведей. По условному сигналу педагога пчелы вылетают из улья (слезают с возвышений - гимнастической стенки, гимнастических скамеек и т. д.), жужжат и летят на луг за медом. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей (влезают на возвышения) и лакомятся медом. Воспитатель подает сигнал: «Медведи!», пчелы летят к ульям, стараясь ужалить (дотронуться рукой) медведей, те убегают в берлогу. Ужаленные медведи пропускают одну игру. Игра возобновляется, и после повторения дети меняются ролями.

Перед игрой педагог напоминает детям, что с возвышений нужно слезать, а не спрыгивать. Педагог обязательно осуществляет страховку детей; если возникает необходимость, оказывает помощь












Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

«Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.






Подвижная игра  «Корова Му»

Цель: развивать двигательную активность

Дети встают в круг, «корова» берёт гимнастическую палку и  обходит детей ,ударяя палкой об землю перед каждым ребёнком со словами:

                « Я корова Му

                  Гуляю на лугу

                  Я корова строгая хромая ,криворогая

                  А кого бодну,

                  Тот тоже станет «Му»» ,

а дети прицепляются «паровозиком» за «коровой».

           Со словами       «Я , Мурёнка, на полянке поиграю в догонялки,

                  Ну а ты не зевай , от меня убегай!»

-дети идут паровозиком за «коровой».

На слово «убегай »- дети убегают, а «корова» ловит их.

Затем «коров»  звенит  в колокольчик – собирает детей в круг и игра повторяется)


Подвижная игра на лыжах «Пустое место» 

Оборудование. Лыжи без лыжных палок у каждого участника игры. 
Описание. Играющие выбирают водящего. Затем они образуют круг и встают лицом к центру, заложив обе руки за спину. Водящий бежит на лыжах снаружи круга и, коснувшись рукой одного из играющих, продолжает движение на лыжах, а тот, до кого дотронулись, должен бежать в противоположную сторону. Каждый старается обежать круг и вернуться поскорее на пустое место. Не успевший занять пустое место становится водящим. 
Правила. 
1.Запрещено бежать через круг. 


Подвижная игра на лыжах «Пятнашки» 

Можно играть и с палками, и без палок. Проще, конечно, без палок – меньше возможности столкнуться. Этот вариант рекомендуется самым юным лыжникам, которые настолько увлекаются, что забывают вовремя затормозить, чтобы избежать прямого столкновения. Один игрок становится «пятнашкой» по жребию. Ему надо догнать кого-то из своих товарищей. Игрок, которого он коснулся, останавливается, поднимает руку и громко объявляет: «Пятнашка – я!». 
Запрещается «давать сдачи». Если же играют с лыжными палками, то не разрешается касаться ими друг друга. Водящему достаточно коснуться своей палкой лыжи игрока. 






Подвижная игра на лыжах «Займи место» 


Оборудование. Лыжи и лыжные палки у каждого участника игры. 
Описание. Дети делятся на две равные по количеству игроков команды. Затем они, стоя на лыжах, выстраиваются в колонну по два, но каждая из колонн представляет собой отдельную команду. Играющие начинают медленно двигаться вперед, все время поддерживая равнение в парах. 
По сигналу руководителя игроки первой пары быстро поворачивают в разные стороны и бегут на лыжах вдоль своих колонн (снаружи) в хвост колонны. Затем они снова поворачивают и каждый из них старается поскорее занять место за последним игроком своей команды. После первой пары, опять по сигналу руководителя, бежит вторая, за ней третья, потом четвертая и т.д. до последней пары. 
За каждого игрока, прибежавшего на свое место первым, команда получает одно очко. 
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. 
2.Обегая круг, нельзя дотрагиваться до игроков.