В обобщающей диагностике пользуются также методом анализа продуктов творчества учеников в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетический, трудовой, учебной и т.д. Педагог создает условия для творчества школьников, организует творческие игры, ситуации, реальную деятельность. Например, если необходимо выявить трудовые и эстетические установки, можно поставить задачу написать очерки, стихи, рассказы, нарисовать картину и т.д., которые отражают сущность труда рабочих, характеризуют их качества, взаимоотношения, красоту трудовой деятельности и т.п. Жанр, который ученики выбрали, может свидетельствовать об их интересах, содержание творческих работ – раскрыть отношение к жизни, к людям, эмоционально-оценочный мир учеников.
В практике известны и другие подходы в определении воспитанности учащихся. В исследованиях Л.М. Фридман уровень воспитанности выражает степень сформированности у школьников в соответствии с его возрастными возможностями важнейших качеств личности.
Диагностическая методика «Лесенка»
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 1- 4 класс.
Учащимся предлагается следующая инструкция:
Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, натретей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?
Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;
4-7 ступени – адекватная самооценка;
8-10 ступени – завышенная самооценка.
АНКЕТА ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использован в работе со школьниками 1—4-х классов.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Форма: анкета.
1.Тебе нравиться в школе?
А) Нравиться; б) Не очень нравиться; в) Не нравиться
2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А) Иду с радостью; б) Бывает по-разному; в) Чаще всего хочется остаться дома
3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
А) Не знаю точно; б) Остался бы дома; в) Пошел бы в школу
4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.
А) Доволен; б) Бывает по-разному; в) Не доволен
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А) Хотел бы; б) Не хотел бы; в) Не знаю точно
6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?
А) Хотел бы; б) Не хотел бы; в) Не знаю точно
7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?
А) Часто; б) Иногда; в) Почти никогда не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
А) Точно не знаю; б) Не хотел бы; в) Хотел бы
9.Много ли у тебя друзей в классе?
А) Не очень много; б) Много; в) Почти нет
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
А) Нравятся; б) Некоторые нравятся, а некоторые – не очень; в) Большинство не нравится
КЛЮЧ:
За первый ответ – 3 балла; За второй ответ – 1 балл, ;За третий ответ – 0 баллов.
5 основных уровней школьной мотивации.
25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.
3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьнаядезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.