Способы развития коммуникативной компетентности на уроках английского языка.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетентность на ступенях основного общего и среднего образования выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Коммуникативная компетентность включает в себя: речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
Мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть самопрактическое пользование языком. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, недостаточно насытить урок коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.
В связи с этим огромную популярность в урочной деятельности приобретают такие технологии как: метод проектов, технология критического мышления (ТРКМ), проблемное обучение и обучение в сотрудничестве. Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. В проекте можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный; планирующий – подготовительный; информационно-операционный; рефлексивно-оценочный. В основе каждого проекта должно быть решение какой то проблемы.
В целом метод проектов позволяет учащимся:
показать знания в области языковой системы в пределах программного минимума, навыки оперирования этими знаниями;
проявить владение нормой речевого поведения во всех видах речевой деятельности;
подобрать нужную лингвистическую форму, способ выражения, в зависимости от коммуникативной цели и намерения говорящего;
глубже познакомиться с национально-культурной спецификой речевого поведения носителей языка.
Развитие критического мышления учащихся
Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение, письмо, аудирование выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию “Критическое мышление” на уроках, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетентности, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.
На слайде представлены задания для 8-го класса по говорению, аудированию и чтению. Мы не видим заданий: Найди правильный ответ или укажи верное или неверное утверждение. Тема праздники и покупка подарков представлена в следующих заданиях: Какие из предложенных подарков вы бы выбрали и почему? Какие вы не хотели бы получить и почему? Послушай и скажи почему некоторым подросткам не понравилась подарки. Прочитай и скажи чем подростки руководствовались при выборе подарков. Таким образом, мы видим, что не будет одинаковых ответов и учащиеся будут предлагать разные варианты ответов и им понадобится разно лексическое и грамматическое наполнение.
Большинство коммуникативных заданий основано на драматизациях. Интенсивные методы ввели в обиход этюды и ролевые игры. Драматизация является точной моделью истинного общения, сохраняя его основные черты. Суть в том, что самые разнообразные коллизии, пусть фантастические и сказочные, психологически всегда мотивированны и актуальны, в них все происходит сейчас и здесь, а это оживляет их и способствует усвоению материала.
Очень важно, что в коммуникативных заданиях можно использовать постоянные, «сквозные» персонажи: репортер, автор, лидер, пессимист, оптимист, скептик, популярные сказочные персонажи, любимые герои книг.
В качестве примеров других нетрадиционных методов можно привести «скетч», «ролевую игру», «круглый стол», «дискуссию».
Скетч - это короткая сцена, разыгрываемая по заданной проблемной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса, ролевого поведения. Скетч, в отличии от ролевой игры, характеризуется меньшей сложностью и свободой речевого поведения персонажей. В виде скетчей могут быть разыграны небольшие сцены, относящиеся к социально-бытовым сферам по темам «Питание», «Покупки», «Город и его достопримечательности», «Путешествия».
Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта.
Круглый стол - представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Участвуя в круглом столе, обучаемый высказывается от своего лица. Проблемы, обсуждаемые за «круглым столом», могут быть весьма разнообразными: социальными, страноведческими, морально-этическими и др. Участие в круглом столе требует от учащихся достаточно высокого уровня владения языком и наличия определенных знаний по проблеме. Поэтому как прием контроля «круглый стол» можно применять на продвинутом этапе обучения и по окончании работы над определенной темой или несколькими смежными темами.
Дискуссия представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса. Окончательное решение этого вопроса и вырабатывается в ходе дискуссии. Для успешного ее ведения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения, иметь собственное мнение по данному вопросу, владеть приемами воздействия на партнеров и управление беседой.
Хочется заметить только одно, что нетрадиционные методы как раз стимулируют учащихся к проявлению речевой активности и в этом их привлекательность и приоритетная значимость.
Обучение в сотрудничестве.
Ведущей является идея помощи ученику без навязывания знаний и своей точки зрения, организации творческой деятельности, коммуникативного общения, самоутверждения и предоставления возможности самостоятельно выбирать учащемуся форм и способов развития его способностей и интересов.
Эта технология обучения, основана на специфических принципах организации образовательного процесса в малых группах;
Принципы организации групповой работы по технологии «Обучение в сотрудничестве»:
Позитивная взаимозависимость
Равное участие
Одновременное взаимодействие
Личная отчетность
Учащиеся поставлены в такие условия, что задание нельзя успешно выполнить в одиночку.
Например, каждый член группы получает лишь часть материала (структура «пила») и вынужден сотрудничать с остальными членами группы для достижения окончательного результата.
Идея данной технологии основывается на пирамиде обучения, которая показывает как усваивается информация при различных видах учебной деятельности.
Существует множество структур, входящих в технологию «Обучения в сотрудничестве». Некоторые из них представлены на слайде.
Возможности технологии Обучения в сотрудничестве вы также видите на слайде.
Структура «Пила»: Учитель делит материал на части (количество зависит от числа учащихся в каждой группе). Каждый член группы получает часть материала и в течение определенного периода времени работает с полученным материалом. По истечении времени учащиеся из разных групп, работавшие с одинаковым материалом, формируют временные группы и обсуждают прочитанное, выделяют наиболее важные моменты и готовятся представить материал остальным членам своей группы. Учащиеся возвращаются в свои основные группы и представляют свою часть материала, выступая, таким образом, в качестве учителя. Остальные члены группы делают записи на специальном бланке (или в тетради). По окончании работы каждый учащийся имеет информацию по всему материалу.
«Мозговой штурм»: Учитель предлагает учащимся обсудить проблему / вопрос. В течение определенного периода (но динамично и не более 3-4 минут – штурм мозга!!!) каждый учащийся записывает свои идеи и предложения (каждую на отдельный маленький листок бумаги) и складывает их на середину стола – чем больше идей (даже абсурдных и фантастичных), тем лучше. Учащиеся просматривают вместе все свои идеи, сортируют их по определенному принципу и вырабатывают единое мнение группы по данному вопросу. Каждая группа кратко представляет свои идеи классу и учителю.
Структура «Подумай – обсуди в паре – обсуди в группе»
Учитель ставит перед учащимися проблему. В течение определенного периода времени каждый учащийся самостоятельно работает над проблемой.
Учащиеся каждой группы разбиваются на две пары и обсуждают проблему между собой, делятся своими идеями.
Обсуждение переносится на всю группу: пары делятся результатами своей работы, формулируют единые выводы и готовятся их представить остальным и ответить на возможные вопросы учителя и членов других групп.
Структура «Найди того, кто знает»
На листе бумаги учитель в любом порядке помещает вопросы, на которые учащимся придется найти ответы (например, вопросы для повторения пройденной темы) – пример такого «рабочего листка» есть в папках.
В течение определенного периода времени учащиеся свободно передвигаются по классу в поисках того, кто знает ответ на тот или иной вопрос.
Получив ответ на вопрос, учащийся перефразирует его так, чтобы кратко записать в отведенное для этого место на листке. После этого учащийся, давший ответ на вопрос, должен поставить свою подпись под записанным ответом.
Можно поставить учащимся условие: они не имеют права получать ответы сразу на несколько вопросов у одного и того же товарища.
По истечении времени учащиеся занимают свои места и делают выводы: на какие вопросы не было получено ответа, могут ли они сами ответить на эти вопросы.
Задача учителя по окончании этой работы – выяснить, какие вопросы вызвали наибольшие трудности у учащихся и подробно их обсудить.
Итак, для формирования коммуникативной компетентности учащихся в урочную деятельность необходимо включать задания творческого характера, ролевые игры, проекты, организовывать работу в группах, обязательно использовать видео ресурсы, т.к. развитие данной компетентности не происходит естественным путем, а только с помощью специальных приемов.
Представляю урок с применением вышеописанных технологий.
План урока в 7-м классе по английскому языку.
« Хлеб всему голова»
Тема урока: Социально-бытовая сфера. Мир профессий.
Ситуация общения: Хлеб всему голова.
Тип урока: Тренировочный, активизирующий ЛЕ на уровне микроконтекста.
Цели:
Общеобразовательные:
микроконтекста.
Формирование социокультурной компетенции. Знакомство с иноязычной культурой, с особенностями питания.
Введение и употребление в речи страдательного залога на уровне микровысказывания.
Обучение употреблению речевого репертуара с использованием фраз согласия, вежливого несогласия, возражения.
Развитие навыка аудирования с общим пониманием.
Воспитательные: учить бережному отношению к хлебу, терпимому отношению к иной культуре.
Развивающие: Развитие языковой догадки, памяти, мышления, воображения и внимания.
Задачи:
Повторить языковой материал.
Предъявить новый материал по теме Passive Voice.
Совершенствовать навыки говорения и аудирования.
Языковой материал: bread, yeast, flour, wheat, knead, pour, loaf, oven, ear, settle, kernel, damaged kernels, shell, discover, liquid food, explorer, harvest, popcorn.
Речевой материал:
I think… I don’t think… I believe that… I strongly agree… I can’t but say… I disagree…
What about? In my opinion… On the one hand… On the other hand… Yes,but what I really mean is… It seems to me that… I feel the same way as you…
Оснащение урока: Учебник для 7-го класса В.П. Кузовлев. Дополнительный материал-учебник Way ahead издательства McMillan, раздаточный материал, кассета с записью текста и песни, презентация Powerpoint, учебный компьютерный диск.
Ход урока
1) Начало урока и введение в ситуацию общения. Речевая зарядка.
Дети стоят возле доски.
Teacher: Good morning! I’m very glad to see you! How are you?
Children: We’re fine, thank you.
Teacher: At the previous lessons we talked about different professions. Today we are interested in bakers. What do bakers make?
Children: Bread!
Teacher: Yes, bread is the most important food in Russia, isn’t it? There are many songs, sayings, popular expressions about bread. Look at the blackboard: what are these? These are proverbs in Russian and in English. Somebody has made a mess. Let’s order them!
На доске вразброс размещены листы с напечатанными пословицами на английском и русском языках.
Первую пословицу составляет учитель, затем дети.
A piece of cake. Пара пустяков
Live from hand to mouth. Перебиваться с хлеба на квас.
All bread is not baked in one oven. Не следует всех стричь под одну
гребёнку.
Don’t quarrel with your bread and butter. Береги свой кусок хлеба с маслом.
Give somebody a hospitable welcome. Встречать хлебом солью.
The first try is not always lucky. Первый блин комом.
Teacher: Well done! So, we see that not only in Russian but also in English there are
proverbs with the word bread. Take your seats!
Учащиеся распределяются по 3-м группам.
2) Shall we find out who has the best memory in our group? I give you some seconds, try to do your best to remember all the proverbs.(убрать русский вариант)
Your time is up. ( учитель закрывает доску)
Дети называют пословицы. So…. Sergey has the best memory!
Which motto of our lesson should we choose? (дети выбирают девиз)
Teacher: I’m sure that bread is not only delicious, all Russians do love bread and can’t live without it. Bread has always been a basic food. In the Russian language there is even a proverb: Хлеб всему голова. It proves my idea. Do you agree with me? (слайд с изображением хлеба)
1-ый ученик : I agree…
2-ой ученик : In our family we don’t eat bread at all.
Дискуссия ( brainstorm)
3) I believe that people in different countries love not only brown bread or white bread but also other kinds of bread. As for me, I do love pancakes. And what about you?
Дети называют разные виды хлеба
2-ой слайд: What haven’t we named? (На слайде картинки с разными видами хлебных изделий)
3) The process of making bread is very hard. Our pupil’s book will prove it. Open them, page …. Listen to the tape and read with the speaker. Mind your pronunciation.
Чтение вместе с записью.
Let’s play a mime-game.(3-ий слайд-картинки где показан процесс выпечки хлеба) I show – you guess. Затем ученики.
Look! What common thing have you noticed in all these sentences? Yes- is baked…
Three students found out this grammar phenomenon in a summer school and they are ready to share their knowledge with us. Put your numbers, our experts are:………
Numbers 1, 2, 3-join your experts. Технология «окружая мудреца». Мудрецы с номерами стоят у доски (они заранее подготовлены учителем) - к ним из каждой группы подходят по одному представителю, мудрецы объясняют правило образования пассивной конструкции в английском языке. Затем представители групп возвращаются и учат всех членов своих групп.
После того, как все вернулись в свои группы:
Now I give you small texts and tasks. Be very attentive while reading. I give you 2 minutes.
Учитель раздаёт карточки с заданиями - идёт общение между группами.
1)English simple food is beef, mutton, crab. It is accompanied by
incredible amounts of bread, salads and greens. This is the British style
of eating.
Apple pie is a traditional English pie. It is made with apples, sugar and
cinnamon. It is eaten with custard (заварной крем) It is often served
with tea.
2)The sandwich was invented in England. The Earl of Sandwich lived long ago and he was a fanatic about playing cards. He even ate during the game. So his servant put some meat between two slices of bread, so that the Earl could hold his meal in one hand and play cards with the other. Sandwiches are less elegant now and often much bigger.
3)The flour is made of grains, ground up to powder. Rye(рожь), barley(ячмень), сorn(кукуруза) are widespread(широко распространы) Wheat flour is used more often. Good dough is made from good flour.
Teacher: I’ve heard that English people don’t eat bread at all.
1-ая группа: Не согласитесь и докажите, что в Англии тоже едят хлеб.
Выразите уверенность, что сендвичи едят только в России (are eaten)
2-ая группа: Возразите, докажите, что сендвичи пришли из Англии.
Поинтересуйтесь у 3-ей группы из чего делают муку (flour is made)
3-я группа: Расскажите из чего делают муку.
Поинтересуйтесь у первой группы какой известный пирог едят в Англии (is eaten)
We know much about preferences in England and in the USA. What do they eat everywhere? ……..and popcorn.
4) Look at the blackboard and try to guess the meaning of these words.
Popcorn-попкорн
Ear-початок
Settle-заселиться
Kernel-зерно
Damaged kernels-повреждённые зёрна
Shell-скорлупа,оболочка
Discover-обнаружить
Liquid food-жидкая пища
Explorer-исследователь
Harvest-урожай
Listen to the tape about popcorn, I give you the tasks, circle true or false. Look through the tasks.
Задание на аудирование. Им заранее раздаются листы с заданиями-True-False.
Americans love popcorn. They eat it at home, at sports events and in movie theatres. Popcorn has smaller pieces or kernels-than other kinds of corn. The kernels have a hard outside shell and a soft center. When the kernels are heated, the outside shells burst. The soft centers expand and become fill with air. The resulting popcorn looks like small white balls of cotton.
Corn grows on the parts of the plant commonly called ears. Corn, including popcorn, was developed in North and South America thousands of years ago. The oldest ears of popcorn were discovered in the American state of New Mexico. They were reported to be more than 5.000 years old. In Peru scientists discovered one-thousand-year-old popcorn kernels in a human barrial area. Early explorers to the Americas were the first Europians to see popcorn.
Four hundred years ago French explorers saw members of the Iroquois native American tribe make popcorn with heated sand in a clay container. They said the Iroquois used popcorn to make a liquid food or soup. The Europeans who settled in North America loved popcorn. Some colonial families ate popcorn with sugar and milk for there first meal of the day.
Americans love popcorn.
T F
They eat popcorn only at home.
T F
The kernels have a hard outside centre.
T F
The soft centers expand and become filled with air.
T F
Corn was developed in Europe.
T F
The oldest ears of popcorn were discovered in the American state of New Mexico.
T F
Early explorers to the Americas were the first Maya tribe to see popcorn.
T F
French explorers saw members of the Iroquois Native American tribe.
T F
Учитель собирает листы и проверяет сразу же, дети хлопают, когда верный ответ. После этого задания учитель выставляет оценки.
Teacher: Thank you for your work, well done, your hometask is to tell about your favourite food and how to prepare it.