СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы формирования личностных и метапредметных результатов учащихся на уроках математики и физики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит примеры задач, позволяющих развить личностные и метапредметные УУД у школьников по математике и физике.

Просмотр содержимого документа
«Способы формирования личностных и метапредметных результатов учащихся на уроках математики и физики»

  Способы формирования личностных и метапредметных результатов учащихся  на уроках математики и физики ПОДГОТОВИЛА:  УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ МБОУ «СОШ №92» ПРОКОПЕНКО ОЛЬГА ИВАНОВНА

Способы формирования личностных и метапредметных результатов учащихся на уроках математики и физики

ПОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ МБОУ «СОШ №92»

ПРОКОПЕНКО ОЛЬГА ИВАНОВНА

От развития УУД к метапредметным компетенциям МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ : Регулятивные (организация учебной деятельности) Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции других людей)

От развития УУД к метапредметным компетенциям

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ :

  • Регулятивные (организация учебной деятельности)
  • Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
  • Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции других людей)
Метапредметный подход на уроках математики и физики   обеспечивает переход к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности формирование целостной картины мира в сознании ученика формирование подхода к изучаемому предмету как к системе знаний о мире  в числах и фигурах

Метапредметный подход на уроках математики и физики

обеспечивает

  • переход к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности
  • формирование целостной картины мира в сознании ученика
  • формирование подхода к изучаемому предмету как к системе знаний о мире в числах и фигурах

Методическое обеспечение формирования метапредметных результатов

Задачи на «Энергосбережение». В них нужно посчитать сумму оплаты семьи за израсходованную электроэнергию. В условиях предлагаются текущие и прошлые показания счётчика, а также стоимость одного киловатта электроэнергии.

Задачи на тему покупок. В них нужно посчитать: количество объектов, при заданной сумме имеющихся денег и цене товара, количество объектов при возрастании или снижении цены на определённое количество процентов.

Пример.

Шариковая ручка стоит 40 рублей. Какое наибольшее число таких ручек можно будет купить на 900 рублей после повышения цены на 10%?

Задачи на нахождение количества лекарства необходимого выпить больному, когда известна ежедневная доза необходимая больному.

Пример.

Одна таб­лет­ка ле­кар­ства весит 20 мг и со­дер­жит 5% ак­тив­но­го вещества. Ребёнку в воз­расте до 6 ме­ся­цев врач про­пи­сы­ва­ет 1,4 мг ак­тив­но­го ве­ще­ства на каж­дый ки­ло­грамм веса в сутки. Сколь­ко таб­ле­ток этого ле­кар­ства сле­ду­ет дать ребёнку в воз­расте четырёх ме­ся­цев и весом 5 кг в те­че­ние суток?

Задачи статистического характера о нахождение группы жителей , по известному количеству всех жителей и процентному составу различных групп. Пример. Среди 40 000 жителей города 60% не интересуется футболом. Среди футбольных болельщиков 80% смотрело по телевизору финал Лиги чемпионов. Сколько жителей города смотрело этот матч по телевизору?  Задачи экономического характера о банковских вкладах или кредитах с известной процентной ставкой, налогах. Пример. Налог на до­хо­ды составляет 13 % от за­ра­бот­ной платы. После удер­жа­ния налога на до­хо­ды Мария Кон­стан­ти­нов­на получила 17 400 рублей. Сколь­ко рублей со­став­ля­ет заработная плата Марии Константиновны?

Задачи статистического характера о нахождение группы жителей , по известному количеству всех жителей и процентному составу различных групп.

Пример.

Среди 40 000 жителей города 60% не интересуется футболом. Среди футбольных болельщиков 80% смотрело по телевизору финал Лиги чемпионов. Сколько жителей города смотрело этот матч по телевизору?

Задачи экономического характера о банковских вкладах или кредитах с известной процентной ставкой, налогах.

Пример.

Налог на до­хо­ды составляет 13 % от за­ра­бот­ной платы. После удер­жа­ния налога на до­хо­ды Мария Кон­стан­ти­нов­на получила 17 400 рублей. Сколь­ко рублей со­став­ля­ет заработная плата Марии Константиновны?

Задачи на умение использовать графики зависимостей в повседневной жизни (читать графики). Обычно такие графики строятся с использованием наблюдений за погодой, статистических наблюдений за продажами на фондовом рынке, зависимости пропорциональных физических величин, а также ходе химических реакций. Пример. На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. По горизонтали указывается дата и время суток, по вертикали — значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку разность между наибольшей и наименьшей температурой воздуха 15 июля. Ответ дайте в градусах Цельсия.

Задачи на умение использовать графики зависимостей в повседневной жизни (читать графики). Обычно такие графики строятся с использованием наблюдений за погодой, статистических наблюдений за продажами на фондовом рынке, зависимости пропорциональных физических величин, а также ходе химических реакций.

Пример.

На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. По горизонтали указывается дата и время суток, по вертикали — значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку разность между наибольшей и наименьшей температурой воздуха 15 июля. Ответ дайте в градусах Цельсия.

Задачи маркетингового характера. В них необходимо из предложенных вариантов, выбрать самый оптимальный. Это задачи связанные и с продуктовыми корзинами, и с покупкой определённых строительных товаров, и рейтингом бытовых приборов. Прикладные задачи с физическим или экономическим смыслом. В этих задачах дана не графическая интерпретация некоторых зависимостей одной величины от другой, а показана функциональная зависимость этих величин. Например, в них нужно отыскать месячный объём производства при известных затратах и сумме прибыли, или найти время движения объекта по известному закону движения и т.д.

Задачи маркетингового характера. В них необходимо из предложенных вариантов, выбрать самый оптимальный. Это задачи связанные и с продуктовыми корзинами, и с покупкой определённых строительных товаров, и рейтингом бытовых приборов.

Прикладные задачи с физическим или экономическим смыслом. В этих задачах дана не графическая интерпретация некоторых зависимостей одной величины от другой, а показана функциональная зависимость этих величин. Например, в них нужно отыскать месячный объём производства при известных затратах и сумме прибыли, или найти время движения объекта по известному закону движения и т.д.

Формированию метапредметных компетенций на уроках математики способствует не только решение задач, но и следующие формы, методы и приёмы: интерактивные технологии; метод сотрудничества; методики проектирования; использование ИКТ; деятельностный подход; работа по алгоритму и др.  

Формированию метапредметных компетенций на уроках математики способствует не только решение задач, но и следующие формы, методы и приёмы:

  • интерактивные технологии;
  • метод сотрудничества;
  • методики проектирования;
  • использование ИКТ;
  • деятельностный подход;
  • работа по алгоритму и др.

 

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков. Хорошо разрабатываются проекты, связанные с историей математики «Как формировался календарь», «Системы счисления», «Золотое сечение».

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Хорошо разрабатываются проекты, связанные с историей математики «Как формировался календарь», «Системы счисления», «Золотое сечение».

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:  - участие в проектах Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своего города или села, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свою малую Родину. Например, проект «Математика вокруг нас. Цветники». Дети делают альбом «Цветники: форма, размер. Узоры и орнаменты» с фотографиями, рисунками цветников своего города, села, школы.   - творческие задания Составить задачу по рисунку. Посредством подобных заданий у ребенка происходит развитие речи, мышления и воображения, что неразрывно связано с формированием его личностных качеств.  - подведение итогов урока Обучающиеся высказывают свое отношение к уроку, развивая самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и действия. У детей формируется самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- участие в проектах

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своего города или села, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свою малую Родину. Например, проект «Математика вокруг нас. Цветники». Дети делают альбом «Цветники: форма, размер. Узоры и орнаменты» с фотографиями, рисунками цветников своего города, села, школы.

  - творческие задания

Составить задачу по рисунку.

Посредством подобных заданий у ребенка происходит развитие речи, мышления и воображения, что неразрывно связано с формированием его личностных качеств.

- подведение итогов урока

Обучающиеся высказывают свое отношение к уроку, развивая самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и действия. У детей формируется самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Личностные умения

ЗАДАНИЕ 1: придумайте пять дробей, у которых числитель на три меньше знаменателя. Запишите пять дробей, у которых числитель в три раза больше знаменателя.

Цель . Формирование способности к самооценке на основе критерия учебной деятельности, развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости

Возраст: 12–13 лет.

Учебные дисциплины: естественнонаучные (математика).

Форма выполнения задания: работа в группах

Описание задания: класс делится на 4 группы.

 

ЗАДАНИЕ 2: начертите в тетради отрезок, длина которого равна длине 24 клеток. Над одним концом отрезка напишите число 0. А над другим – число 12. Разделите отрезок штрихами на 12 равных частей и расставьте на полученной шкале числа 6;7410;11 [6].

Цель : формирование умение решать задачи, когда требуется отделить значимую информацию от ненужной, так и задачи с недостатком информации, в которых нужно установить, каких именно данных не достает и откуда их можно получить.

Возраст: 12–13 лет.

Учебные дисциплины: естественнонаучные (математика).

Форма выполнения задания: работа в парах

Инструкция: 1. Внимательно прочтите задание. Какие слова вам непонятны?

2. Что нам поможет понять значения новых слов? (поможет нам в этом наш друг учебник)

Задание №3. «Исключи лишнее». Цель:  Мотивация учения, развитие интереса к физике, положительного отношения к процессу познания, формирование личностных качеств: внимательность,  логическое мышление. Форма выполнения задания:  индивидуальная и  работа в парах. Описание задания:  Данное задание учит «слушать и слышать» друг друга,  терпению при работе в паре и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т. е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности. Материалы:  карточка с заданием, карандаши. Инструкция: В этом задании учащиеся должны каждый самостоятельно найти лишний термин и вычеркнуть его, а работая в паре проверить товарища и объяснить друг другу ошибки. Сила, ньютон, время, масса. (Время) Масса, километр, килограмм, дециметр.(Масса) Плотность, движение, время, скорость. (Движение) Миллиметр, динамометр, часы, спидометр. (Миллиметр) Термометр, весы, насос, динамометр, мензурка. (Насос)

Задание №3. «Исключи лишнее».

Цель:  Мотивация учения, развитие интереса к физике, положительного отношения к процессу познания, формирование личностных качеств: внимательность,  логическое мышление.

Форма выполнения задания:  индивидуальная и  работа в парах.

Описание задания:  Данное задание учит «слушать и слышать» друг друга,  терпению при работе в паре и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т. е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности.

Материалы:  карточка с заданием, карандаши.

Инструкция: В этом задании учащиеся должны каждый самостоятельно найти лишний термин и вычеркнуть его, а работая в паре проверить товарища и объяснить друг другу ошибки.

Сила, ньютон, время, масса. (Время)

Масса, километр, килограмм, дециметр.(Масса)

Плотность, движение, время, скорость. (Движение)

Миллиметр, динамометр, часы, спидометр. (Миллиметр)

Термометр, весы, насос, динамометр, мензурка. (Насос)

Познавательные умения

ЗАДАНИЕ 1: Соберите электрическую цепь из источника тока, реостата, лампочки, амперметра, ключа, соединив их последовательно. Подсоедините вольтметр параллельно лампочке. Замкнув электрическую цепь, произведите необходимые измерения и расчеты. Запишите: а) силу тока; б) напряжение на лампочке; в) мощность тока в лампе; г) работу совершенную электрическим током в лампе за 10 с.; д) количество теплоты, выделенное в лампе за 10 с.; е) начертите схему собранной электрической цепи.

Цель . Формирование умение проводить наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протекании явлений и сознательно использовать их в повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий.

Учебные дисциплины: естественнонаучные (физика).

Форма выполнения задания: работа в парах.

 

ЗАДАНИЕ 2: Найди выражения, значения которых равны: (69+31)*84; 603*27+93*27; (483-238)*97; (603+93)*27; 483*97-238*97; 69*84+31*84. Объясни, как ты выполнял это задание. Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения. Запиши это свойство в виде равенства. Сравни свою запись с такой: (a+b)*c=a*c+b*c. 5.Сделай вывод. Цель . Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково-символическое моделирование.  Возраст: 12–13 лет.  Учебные дисциплины: естественнонаучные (математика).  Форма выполнения задания: индивидуальная.  

ЗАДАНИЕ 2: Найди выражения, значения которых равны:

(69+31)*84; 603*27+93*27; (483-238)*97; (603+93)*27; 483*97-238*97; 69*84+31*84.

  • Объясни, как ты выполнял это задание.
  • Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения.
  • Запиши это свойство в виде равенства.
  • Сравни свою запись с такой: (a+b)*c=a*c+b*c. 5.Сделай вывод.

Цель . Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково-символическое моделирование.

Возраст: 12–13 лет.

Учебные дисциплины: естественнонаучные (математика).

Форма выполнения задания: индивидуальная.

 

Коммуникативные умения

ЗАДАНИЕ 1: Составить кроссворд по теме «Прямоугольный параллелепипед»

Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Возраст: 12–13 лет.

Учебные дисциплины: естественнонаучные (математика).

Форма выполнения задания: работа в группах.

Описание задания: класс делится на группы. Задание – составить кроссворд по теме «Прямоугольный параллелепипед». Группы обмениваются кроссвордами и решают работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по полноте и обоснованности общего ответа;
  • умение договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.;
  • отношение к выработке общей точки зрения: позитивное (обсуждают вопрос с интересом к мнению друг друга), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, конфликтуют).
Задание №2 «Взаимопомощь» Цель:  развивать умение вести диалог в парах,  т. е. оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимопроверку. Форма выполнения задания:  индивидуальная и  работа в парах. 1.Этап Я знаю, умею и расскажу тебе(10 карточек), переход осуществляется через 3 минуты. Рассматриваемые вопросы: 1. Математический маятник 2. Пружинный маятник 3. Характеристики колебательного движения, связь между ними. I2. Этап Решить задачу и правильно её оформить. Поменяться карточками с решенными задачами и осуществить взаимопроверку.  

Задание №2 «Взаимопомощь»

  • Цель:  развивать умение вести диалог в парах,  т. е. оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимопроверку.
  • Форма выполнения задания:  индивидуальная и  работа в парах.
  • 1.Этап
  • Я знаю, умею и расскажу тебе(10 карточек), переход осуществляется через 3 минуты.

Рассматриваемые вопросы:

  • 1. Математический маятник
  • 2. Пружинный маятник
  • 3. Характеристики колебательного движения, связь между ними.
  • I2. Этап
  • Решить задачу и правильно её оформить.
  • Поменяться карточками с решенными задачами и осуществить взаимопроверку.

 

Регулятивные умения ЗАДАНИЕ 2: Мороженое содержит 7 частей воды, 2 части молочного жира и 2 части сахара (по массе). Сколько потребуется сахара для приготовления 4400 кг мороженого? [6] Цель : формирование целевых установок учебной деятельности выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий). Возраст: 12–13 лет. Учебные дисциплины: естественнонаучные (математика). Форма выполнения задания: работа в группах Инструкция: обозначь массу одной части x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.

Регулятивные умения

ЗАДАНИЕ 2: Мороженое содержит 7 частей воды, 2 части молочного жира и 2 части сахара (по массе). Сколько потребуется сахара для приготовления 4400 кг мороженого? [6]

Цель : формирование целевых установок учебной деятельности выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий).

Возраст: 12–13 лет.

Учебные дисциплины: естественнонаучные (математика).

Форма выполнения задания: работа в группах

Инструкция: обозначь массу одной части x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.

Задание № 2.   «Найди ошибки»

Решение специальных заданий на выявление ошибок различного уровня и вида:  логических, случайных и преднамеренных, математических вызывают у учащихся большой интерес, формируют положительное отношение к процессу познания, личностные качества: трудолюбие, логическое мышление, заинтересованность. Развивают  внимательность, навыки по быстрому и эффективному поиску логических ошибок, умение прислушиваться к аргументам других участников,

умение показать и отстоять правильность полученного ответа.

Форма выполнения задания:  индивидуальная и работа в парах.

Карточка – задание.

Найти ошибки и исправить их. Объяснить, незнание какого материала их повлекло.

1. Электрический заряд можно делить бесконечно.

2. Протон – это частица, не имеющая заряда.

3. Атом в целом имеет положительный заряд.

4. Вблизи заряженных тел действие поля слабее, а при удалении от них поле усиливается.

5. В состав ядра атома входят частицы: протоны и электроны.

6. Атомы всех химических элементов одинаковы.

7. Главной характеристикой химического элемента является число нейтронов.

После выполнения задания, взаимопроверка, обсуждение ошибок.

Универсальные учебные действи я как обобщенные действия открывают обучающимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

Универсальные учебные действи я как обобщенные действия открывают обучающимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.