ОРАТОР – ЗЛАТОУСТ – ЦИЦЕРОН – КРАСНОБАЙ - ГОВОРУН – ВИТИЯ – РИТОР.
1. Читайте, читайте, читайте!
2. О времена! О нравы!
3. Отцы и дети.
4. Ученье – свет.
5. Ода здоровому образу жизни.
6. Ода студенчеству.
7. Легко ли быть молодым.
8. О красоте.
9. Дарите людям радость.
10. Человек и природа.
Готовясь к выступлению, обратите внимание на критерии, по которым будет оцениваться ваше выступление (см. приложение).
(По книге «Русский язык и культура речи» / Под ред. О.Я. Гойхмана. - М., 2016)
№ | Аспекты | Возможные ситуации | Кол - во баллов |
1. | Соответствие содержания речи теме | а) соответствует полностью | 2 |
б) не полностью | 1 |
в) не соответствует | 0 |
2. | Использование фактов | а) в достаточном количестве | 2 |
б) в недостаточном количестве | 1 |
в) в излишнем количестве | 1 |
г) не использованы | 0 |
3. | Характер использованных фактов | а) интересные факты | 2 |
б) свежие факты | 2 |
в) всем известные факты | 0 |
4. | Интерпретация фактов | а) удачная интерпретация | 2 |
б) не вполне удачная (не все факты освещены полно, объективно) | 1 |
в) неудачная (большинство фактов объясняется неверно, неумело или явно предвзято) | 0 |
5. | Количество аргументов | а) аргументы содержатся в достаточном количестве | 2 |
б) в недостаточном количестве | 1 |
в) в излишнем количестве | 1 |
г) аргументов по существу нет | 0 |
6. | Характер аргументов | а) аргументы впечатляющие (убедительные, оригинальные, броские и др.) | 3 |
б) аргументы среднего качества (недостаточно логичны, недоказательны, растянуто изложены и др.) | 1 |
в) аргументы слабые (совсем неубедительные, недейственные) | 0 |
7. | Использование типов аргументов (аргументы к делу, аргументы к человеку, к пользе) | а) использование аргументов разных типов | 3 |
б) типовое однообразие аргументов | 1 |
8. | Ориентация содержания речи на аудиторию (насколько выступающий ощущает конкретный состав слушателей) | а) заметная ориентация на всю аудиторию | 2 |
б) ориентация только на часть аудитории | 1 |
в) отсутствие ориентации | 0 |
9. | Композиционная (структурная) сторона речи | а) композиция четкая, хорошо различаются приступ, основная часть, заключение); приступ и заключение не затянуты; части и подчасти последовательны и логически связаны | 4 |
б) композиция неполная (отсутствует одна из частей), недостаточно четкая (не всегда логичны переходы от одной части или подчасти к другой) | 1 |
в) композиция и структура речи нечеткие (речь сумбурна, есть неоправданные и длительные отступления; какие - то моменты информационно не закончены; имеются неоправданные возвращения к уже сказанному, повторы; за речью трудно следить) | 0 |
10. | Выразительность речи | а) используется большой запас слов, богатый словарь; представлены разнообразные грамматические конструкции, множество фигур речи; удачно и в нужной мере используются периоды | 4 |
б) лексикон оратора средний; грамматические конструкции однообразны; используется небольшое количество фигур речи немногих типов; периоды не используются | 1 |
в) лексикон скудный, грамматика бедна, фигуры речи отсутствуют | 0 |
11. | Ортологическая сторона речи | а) отсутствуют ошибки произношения слов, грамматические неточности, употребления слов в неправильном значении, тавтологии и т.п. | 3 |
б) перечисленное имеется в небольшом количестве и носит случайный характер | 1 |
в) перечисленное наблюдается в большом количестве (четыре случая и более) | 0 |
12. | Подготовленность речи | а) речь хорошо подготовлена (выступающий лишь изредка пользуется конспектом; не создает впечатления, что он что-то забыл и припоминает; не делает поправок; речь уверенна и естественна) | 4 |
б) речь недостаточно подготовлена (выступающий часто смотрит в текст, делает заметные неоправданные паузы, несколько раз делает поправки и т.д.) | 1 |
в) речь плохо подготовлена (оратор фактически читает ее либо долго вспоминает, что нужно сказать, часто и заметно сбивается и поправляется и т.п.) | 0 |
13. | Соблюдение правил произнесения речи | а) речь произносится мастерски (темп средний, варьирующийся при изменении содержания; голос не тихий и не слишком громкий; речь не монотонна; умело используются жесты и мимика; выступающий обозревает всю аудиторию, а не смотрит в одну точку; отсутствуют отвлекающие моменты - частое использование платка и т.п.) | 4 |
б) речь произносится на среднем уровне: произносится скороговоркой или замедленно, тихо или очень громко; взойдя на трибуну, выступающий сразу начинает речь; жесты и выражение лица не соответствуют содержанию речи; выступающий проявляет внешнюю робость и неуверенность в себе; речь монотонна | 1 |
в) речь произносится плохо: присутствуют все перечисленные недостатки или большинство из них | 0 |
14. | Реакция выступающего на поведение аудитории | а) выступающий внимательно следит за аудиторией и чутко реагирует на восприятие его речи (по необходимости перестраиваясь); заметен его интерес к аудитории как к своего рода собеседникам | 3 |
б) выступающий не следит за реакцией аудитории и не склонен обращать на нее внимание, сосредоточившись лишь на своих рассуждениях и размышлениях, на том, как лучше выразить мысль | 0 |