СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы подготовки и самоконтроля речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способы подготовки и самоконтроля речи

Просмотр содержимого документа
«Способы подготовки и самоконтроля речи»

Практическое занятие

Способы подготовки и самоконтроля речи



Практические задания

Задание 1. Проанализируйте синонимы, по-разному называющие красноречивого человека:

ОРАТОР – ЗЛАТОУСТ – ЦИЦЕРОН – КРАСНОБАЙ - ГОВОРУН – ВИТИЯ – РИТОР.

Задание 2. Составьте и подготовьтесь произнести перед аудиторией речь на одну из следующих тем:

1. Читайте, читайте, читайте!

2. О времена! О нравы!

3. Отцы и дети.

4. Ученье – свет.

5. Ода здоровому образу жизни.

6. Ода студенчеству.

7. Легко ли быть молодым.

8. О красоте.

9. Дарите людям радость.

10. Человек и природа.

Готовясь к выступлению, обратите внимание на критерии, по которым будет оцениваться ваше выступление (см. приложение).



Приложение

Критерии оценки речей

(По книге «Русский язык и культура речи» / Под ред. О.Я. Гойхмана. - М., 2016)

Аспекты

Возможные ситуации

Кол - во баллов

1.

Соответствие содержания речи теме

а) соответствует полностью

2

б) не полностью

1

в) не соответствует

0

2.

Использование фактов

а) в достаточном количестве

2

б) в недостаточном количестве

1

в) в излишнем количестве

1

г) не использованы

0

3.

Характер использованных фактов

а) интересные факты

2

б) свежие факты

2

в) всем известные факты

0

4.

Интерпретация фактов

а) удачная интерпретация

2

б) не вполне удачная (не все факты освещены полно, объективно)

1

в) неудачная (большинство фактов объясняется неверно, неумело или явно предвзято)

0

5.

Количество аргументов

а) аргументы содержатся в достаточном количестве

2

б) в недостаточном количестве

1

в) в излишнем количестве

1

г) аргументов по существу нет

0

6.

Характер аргументов

а) аргументы впечатляющие (убедительные, оригинальные, броские и др.)

3

б) аргументы среднего качества (недостаточно логичны, недоказательны, растянуто изложены и др.)

1

в) аргументы слабые (совсем неубедительные, недейственные)

0

7.

Использование типов аргументов (аргументы к делу, аргументы к человеку, к пользе)

а) использование аргументов разных типов

3

б) типовое однообразие аргументов

1

8.

Ориентация содержания речи на аудиторию (насколько выступающий ощущает конкретный состав слушателей)

а) заметная ориентация на всю аудиторию

2

б) ориентация только на часть аудитории

1

в) отсутствие ориентации

0

9.

Композиционная (структурная) сторона речи

а) композиция четкая, хорошо различаются приступ, основная часть, заключение); приступ и заключение не затянуты; части и подчасти последовательны и логически связаны

4

б) композиция неполная (отсутствует одна из частей), недостаточно четкая (не всегда логичны переходы от одной части или подчасти к другой)

1

в) композиция и структура речи нечеткие (речь сумбурна, есть неоправданные и длительные отступления; какие - то моменты информационно не закончены; имеются неоправданные возвращения к уже сказанному, повторы; за речью трудно следить)

0

10.

Выразительность речи

а) используется большой запас слов, богатый словарь; представлены разнообразные грамматические конструкции, множество фигур речи; удачно и в нужной мере используются периоды

4

б) лексикон оратора средний; грамматические конструкции однообразны; используется небольшое количество фигур речи немногих типов; периоды не используются

1

в) лексикон скудный, грамматика бедна, фигуры речи отсутствуют

0

11.

Ортологическая сторона речи

а) отсутствуют ошибки произношения слов, грамматические неточности, употребления слов в неправильном значении, тавтологии и т.п.

3

б) перечисленное имеется в небольшом количестве и носит случайный характер

1

в) перечисленное наблюдается в большом количестве (четыре случая и более)

0

12.

Подготовленность речи

а) речь хорошо подготовлена (выступающий лишь изредка пользуется конспектом; не создает впечатления, что он что-то забыл и припоминает; не делает поправок; речь уверенна и естественна)

4

б) речь недостаточно подготовлена (выступающий часто смотрит в текст, делает заметные неоправданные паузы, несколько раз делает поправки и т.д.)

1

в) речь плохо подготовлена (оратор фактически читает ее либо долго вспоминает, что нужно сказать, часто и заметно сбивается и поправляется и т.п.)

0

13.

Соблюдение правил произнесения речи

а) речь произносится мастерски (темп средний, варьирующийся при изменении содержания; голос не тихий и не слишком громкий; речь не монотонна; умело используются жесты и мимика; выступающий обозревает всю аудиторию, а не смотрит в одну точку; отсутствуют отвлекающие моменты - частое использование платка и т.п.)

4

б) речь произносится на среднем уровне: произносится скороговоркой или замедленно, тихо или очень громко; взойдя на трибуну, выступающий сразу начинает речь; жесты и выражение лица не соответствуют содержанию речи; выступающий проявляет внешнюю робость и неуверенность в себе; речь монотонна

1

в) речь произносится плохо: присутствуют все перечисленные недостатки или большинство из них

0

14.

Реакция выступающего на поведение аудитории

а) выступающий внимательно следит за аудиторией и чутко реагирует на восприятие его речи (по необходимости перестраиваясь); заметен его интерес к аудитории как к своего рода собеседникам

3

б) выступающий не следит за реакцией аудитории и не склонен обращать на нее внимание, сосредоточившись лишь на своих рассуждениях и размышлениях, на том, как лучше выразить мысль

0