СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы словообразования. 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Способы словообразования. 10 класс»

Русский язык

Класс: 10-Б

Дата: 04.02.2021г.


Тема урока: Способы словообразования.

Цели и задачи урока:

Познавательные: выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования; решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ); учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, устную речь; развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка; развивать умение излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем и кластеров).

Воспитательные: поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться использовать знания об образовании слов при определении правильного написания; формировать умения определять значение слов, используя знания о способах образования. применять полученные знания и умения при выполнении заданий.

Познавательные: формировать умения работать с информацией, с текстом; выполнять логические операции, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные: формировать умения прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать и корректировать свои знания и своего собеседника.

Личностные: формирование способности к самоопределению, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник русского языка 10 кл.


Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.


Работать мы будем не в обычных тетрадях, а в рабочей карте урока (Приложение 1). Она перед вами. Всё ли вам понятно в ней?

- Как, вы думаете, что означает фигурка в правом верхнем углу страницы?

- Как вы должны будете распорядиться с картой после урока?


Перед вами лист целеполагания, где расшифрованы основные теоретические положения темы. Внимательно прочтите их, уточните, что вы помните, что не знаете, используя знаки:

«+» – я это знаю;

«-» – я этого не знал;

«?» – непонятная или недостаточная информация.


Поставьте знак в первую графу таблицы. В последующей работе обратите внимание на положения, отмеченные знаками «-» и «?».


  1. Актуализация опорных знаний

Теоретические положения по теме «Словообразование»

Основные положения

Этапы урока («+», «–», «?»)

первый

заключительный


1. Непроизводное слово – это слово, которое не образовано от других слов

2. Слово, которое образовано ог другого слова, – производное

3. Слово, от которого образовано другое слово, называется производящим

4. Суффикс одновременно является и словообразовательной и словоизменительной морфемой

5. Производящее слово может быть производным и непроизводным

6. Омонимичные корни – это корни, имеющие разное лексическое значение, как в словах носить и носик

7. При изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым

8. Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень.

9. Способы образования слов можно рассмотреть по группам:

– морфологические;

– неморфологический.


  1. Изучение нового материала

Итак, что же такое "Словообразование"? Что оно изучает?

Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему "значимая"? (т. к. несет информацию о слове).

На какие виды делятся морфемы?

А теперь я предлагаю вспомнить все определения морфем, разгадав кроссворд, который находится в вашей рабочей карте урока. Итак, приступим

"Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов" (Корень)

"Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов." (Приставка)

"Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении" (Окончание)

"Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов" (Суффикс)


- Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню).


Запись в тетрадях учащихся:

– образует формы слов


Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:

а) окончания;

б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.


- На какие 2 части делятся изменяемые слова?

- Что такое основа?


- Как называются слова с одним и тем же корнем?

- Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? (лексическое значение слова)

- Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? (омонимичными)

- Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Ответ у доски, у плаката).

(Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например:


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА ЕГЭ


– Определите, где формы одного и того же слова, а где разные однокоренные слова.

Мандарин – мандариновый, охота – охотник,брат – братья, думать – думал, зависть – завистливый, принц – принцесса, решать – решил, степь – степной, ученик – ученики, город – пригород. (Запись в тетрадях учащихся: о, о, ф, ф, о, о, ф, о, ф, о).


1. ВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ


2. Доказательство.

– Я утверждаю, что все слова, записанные на доске, имеют одну приставку. Права ли я? Опровергните это утверждение.(Слова на доске: выбриться, выгружать, выпроводить, вымпел, вылететь, высветить, высокий, выспаться, вылепить, выпрыгнуть.)


2. ВНИМАТЕЛЬНОЕ И ВДУМЧИВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ЗАДАНИЯ.


3. Нахождение ошибок в группировках.

– Определите на слух, все ли слова являются родственными. Лишнее запишите.


3. РАСШИРЕНИЕ СОБСТВЕННОГО КРУГОЗОРА И УВЕЛИЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

Упрямство, упрямый, упрямость, упрямиться.

Водяной, водолаз, водить.

Дар, дарить, подарок.

Славный, славить, слава, прославлять.

Переносица, носить, носилки.

Речка, заречье, наречие, междуречье.

Слово, словарь, дословный.

Обсудить, суд, судоходство, присудить.

(Запись в тетрадях: водить, переносица, наречие, судоходство).


– Как называются такие корни? (Омонимичные).


Итак, давайте прочитаем, какой алгоритм у нас получился (чтение полученного алгоритма)

Какие способы образования слов существуют в русском языке?

Ответьте на этот вопрос с помощью кластера и прокомментируйте свой ответ на примерах.



Один ученик, воспользовавшись заранее приготовленными фрагментами, располагает их в нужном порядке на доске и комментирует полученную таблицу.


Весь класс оформляет таблицу в рабочей карте урока и заполняет её примерами


СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Морфологические способы

Неморфологический способ

Переход слова из одной части речи в другую

Сложение

Как вы думаете, ребята, почему не все части кластера имеют одинаковую цветовую окраску?

В чём здесь суть?

На какое общедидактическое умение нацеливает нас этот кластер?

владеть терминологией здесь просто необходимо. Иначе выполнить задание В1 невозможно. Причём кроме этого мы не можем позволить себе неточное написание способа словообразования при ответе, поэтому запомните их хорошенько


Теория без практики мертва – переходим к практической части

Работаем с материалом, представленным на доске – вам необходимо определить способ образования слов и обосновать свой выбор.


Распределите слова в соответствии со способом образования:

Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.

приставочный

суффиксальный

приставочно-суффиксальный

сложение


  1. Закрепление изученного материала

Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной), летописец(суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из сочетания слов), искусствовед (сложение основ с помощью соединительной гласной), законодательство (суффиксальный), законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аббревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение основ с помощью соединительной гласной), евразийский (образование слова из сочетания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чугунолитейный (образование слова из сочетания слов), посудохозяйственный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слова из сочетания слов), старомосковский(образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО (сложение начальных букв слов), АООТ(сложение начальных букв слов).


Параллельно учитель вызывает двух учеников к обычной доске, выдает им карточки с заданиями. С выбором уровня сложности (синий – базовый, зелёный – средний, красный – высокий)


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что изучается в разделе "Словообразование"?

- Какие способы словообразования существуют?

- На какие группы делятся способы словообразования?


Мне думается, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.


Что нового узнали?

Как реализовались цели?

Вернитесь к последней графе таблицы. Ещё раз поставьте знаки: «+», «-», «?». Какие положения остались для вас непонятными?

Объясните, зафиксируйте неполную информацию. Прочтите свой «Лист целеполагания». Все ли удалось сделать?

Подсчитайте количество «плюсов» и на листочке запишите слово или выражение, которое соответствует вашим знаниям. Это ваш самопрогноз!


Что на уроке удалось лучше всего?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Чьи ответы и работа на уроке понравились и почему?


Оценивание: взаимооценка, самооценка.


  1. Домашнее задание

Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: впятером, замечтаться, пробег, привлекательность.

Подготовить выступление на тему: Образование сущ., прил., глаголов, наречий.

Словообразовательные ряды.

Основные изменения в словообразовательной системе.