ЦЕЛИ УРОКА 1) закрепить умение определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; производить (где это возможно и целесообразно) их синонимическую замену; 2) закрепить умение правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными; 3) закрепить умение составлять схемы предложений с указанными придаточными. | Словарный диктант. Комментарий, пассивный, чрезвычайный, режиссер, обыграть, популярный, призадуматься, оптимист, интенсивный, гостиная, принципиальный, коллективный, эшелон, аккомпанемент, инициатор, идеологический, гигантский, эффективный, исподлобья, серебряный, мировоззрение. Задание: найти слова с двумя приставками, сделать их словообразовательный разбор и разбор по составу. ( Призадуматься, исподлобья.) Графичекий диктант. 1.И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет. […того… ] , ( котором…). Какого? Определительное. 2.Кто сам на себя много берет, тот и от других вправе ждать многого. (Кто…), [тот… ] Какой? Кто именно? Местоименно-определительное. 3.Художник видит то, чего не видят остальные. […то… ] , (чего…). Что именно? Местоименно-определительное. 4.Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? [ ], (отчего …). Что? Изъяснительное. 5.За все, что человек берет, он платит собой.(М.Горький). [ …все, (что…), …] Что именно? Местоименно-определительное. 6.Счастлив тот, кому зарею теплый ветер веет. (И.А.Бунин). […тот] , (кому…). Какой? Кто именно? Местоименно-определительное. 7.Прасковья Федоровна Михель была самая привлекательная, умная, блестящая девушка того кружка, в котором вращался Иван Ильич. […того ] , (в котором…). Какого? Определительное. 8.Пел он старинную русскую песню, слушать которую без волнения было невозможно. [ ], (…которую…). Какую? Определительное. 9.Ясно было, кто стрелял. [ ], (кто…). Что? Изъяснительное. 10.Будешь знать, как с ружьем баловать! [ ] , (как…). Что? Изъяснительное. | Ход урока. 1.Орг.момент. 2. Словарный диктант с грамматическим заданием. 3.Проверка домашнего задания: а)Упр._______ б)Вопросы на повторение теории: - На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное? -К каким членам главного предложения относятся придаточные изъяснительные? -Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову. -Какое значение имеет частица ли в придаточных изъяснительных? -Что такое косвенная речь? -С помощью каких союзов выражаются косвенные сообщения? (Что, как, будто) -Какой вид косвенной речи выражается с помощью союза чтобы? (Косвенные побуждения) -Как строится косвенный вопрос? (С помощью союзных слов и частицы ли.) -Обязательны ли указательные слова в главном предложении? 4. Закрепление темы «СПП с придаточными изъяснительными». Графический диктант. 5.Домашне задание: |