ЦЕЛИ УРОКА 1)выявить отличительные признаки сложноподчиненных предложений с придаточными условия; 2)формировать навыки исследовательской деятельности учащихся; 3)воспитывать интерес к учению. | Ход урока. 1.Орг.момент. 2. Повтрение. 3.Работа с текстом и тестовыми заданиями по тексту в формате ОГЭ (1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать? (5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа. (7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение... (9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора. (13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки. (14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего сестра милосердия. (По Е.Носову) 4.Синтаксический разбор предложения 12. 5. Закрепление. Если кровь твоя за Родину лилась, Ты в народе не умрешь, джигит. (М.Джалиль) Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Старый тополь у ворот. (Александрова) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С.Пушкин) | Задания к тексту: 1.Определите тему и основную мысль. (Тема – малая родина, основная мысль: Малая родина – окоем нашего детства.) 2.Определите стиль и тип речи. Стиль публицистический 3.Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы. Окоем- горизонт, обиталище – жилище, чадо - ребенок 4.Из последнего абзаца выпишите субстантивированное причастие (причастие, ставшее сущ.). Пострадавшего 5.Из второго абзаца выпишите страдательное причастие. 6.Найдите в тексте СПП, определите вид придат. (6, 10, 12, 15) 7.Напишите, какое средство выразительности используется в выражении «под чашей лазурного неба» (предложение 6). |
2.ПОВТОРЕНИЕ 1) Спишите, расставьте ударение: Звонят, углубить, свекла, свекольный, партер, жалюзи, баловать, исподволь, еретик, дремота. | 7.ДОМАШНЯЯ РАБОТА 1.Упражнение __(устно), ______ (письменно.) 2.Параграф ___. |